Александр Заяц,

На минувшей неделе в Москве прошла Международная конференция "Россия и мир: вызовы нового десятилетия". Самым высокопоставленным российским чиновником, выступившим с докладом, был первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он рассказал об уроках, которые извлекла Россия из кризиса, возможных реформах в налоговой и пенсионных системах, взятом курсе на модернизацию российской экономики, а также об активизации интеграционных процессов. Как позже оказалось, именно интеграционный конек, на который вновь подсело российское руководство, был "главным контентом" в докладе Шувалова.

Представители аппарата первого вице-премьера собрали неформальную пресс-конференцию с участием российских журналистов, после того как не увидели на новостных лентах интеграционного мессиджа. Впрочем, российских коллег вполне можно было понять, ведь "интеграционную жвачку" уже не первый раз преподносят в качестве информационного повода. К тому же особой конкретики не прозвучало.

Пробный вариант

Как отмечают в российском правительстве, масштабная интеграция будет проходить в несколько этапов. Первый - интеграция в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, соглашение о создании которого было подписано в конце 2009 года. Параллельно будет выстраиваться объединение России, Казахстана и Беларуси в виде единого экономического пространства и создаваться наднациональные регулирующие органы. "Можно предположить, что со временем границы этого пространства будут расширяться", - отметил И. Шувалов. Журналисты, естественно, поинтересовались, какие все же страны могут претендовать на вхождение в это пространство. Представители аппарата Шувалова четкого ответа дать не смогли. "Многое будет зависеть от того, насколько успешным и продуктивным окажется первый интеграционный этап с участием трех стран", - ответили помощники Шувалова. Однако потом все же уточнили, что на начальном этапе ставка делается на страны СНГ. Россия в этом году будет председательствовать в СНГ. "Я со своими коллегами уже начал объезжать государства СНГ. Мы получаем информацию от лидеров государств СНГ, как бы они видели модернизацию этого формата", - заявил Шувалов. По его словам, предположительно в марте будет созвана конференция, на которой будет обсуждаться интеграция в рамках СНГ.

Однако можно предположить, что в первую очередь речь идет о возвращении Украины к "родным пенатам". Лаконично ответить на этот вопрос никто не решился: "Давайте не торопить события. Ждать осталось немного". Сам Игорь Шувалов в программе "Вести в субботу" телеканала "Россия" высказал надежду, что и новый президент Украины, и новое правительство совершенно по-иному отнесутся к вопросам интеграции в рамках СНГ и созданию единого экономического пространства. "Если раньше многие государства СНГ смотрели либо на восточных соседей, либо на западных, то кризис показал, что нас никто не ждет. И самые болевые проблемы надо решать самим. Поэтому и возник антикризисный фонд ЕврАзЭС и фонд высоких технологий ЕврАзЭС. И стало понятно, что самая сложная проблема - это наша обязанность ими заниматься. Формат СНГ востребован, просто все ждут от этого формата других правил работы", - считает замглавы правительства РФ.

Конфликты интересов

Впрочем, создание Таможенного союза уже привело к нескольким конфликтам. В частности, Россия и Беларусь до сих пор не могут договориться по новому контракту на поставки нефти, хотя действие предыдущего документа истекло в конце 2009 года. Основным вопросом на переговорах являются именно таможенные пошлины на нефть.

Впрочем, журналисты привели в пример представителям аппарата Игоря Шувалова не только нефтяной конфликт, но и газовые споры, "молочную войну", дебаты с поставками сельхозтехники. Мол, какое может быть единое экономическое пространство, если полыхают очаги напряжения. Помощники первого вице-премьера и тут ушли от ответа, выразив надежду, что "с созданием наднационального регулирующего органа все спорные вопросы будут разрешены".

Игорь Шувалов посетовал на то, что нефтяной вопрос в принципе не по адресу, так как вопрос поставок нефти в Беларусь изначально был вынесен за рамки Таможенного союза. Однако при этом он признал, что президент РФ Дмитрий Медведев отдал распоряжение как можно быстрее решить вопрос с условиями поставок российской нефти в Беларусь, чтобы "иметь долгосрочные прозрачные отношения". Очевидно, выход Беларуси из Таможенного союза явно не вписывается в глобальные планы российского руководства.  

От Атлантики до Тихого океана

Впрочем, рамками только одного Таможенного союза в России не хотят ограничиваться. Конечная цель преобразований - создание общего экономического пространства с Евросоюзом. "Оно предполагает не просто гармонизацию законодательства наших союзов, но и постепенное снятие препятствий на пути движения товаров, капитала и граждан. Наша цель - Европа без барьеров и визовых режимов, Европа от Атлантики до Тихого океана", - озвучил задачи Игорь Шувалов. По его словам, в отличие от единого экономического пространства, целью сближения с ЕС являются скоординированные правила экономического поведения без формирования наднациональных органов.

Но для начала России, к примеру, необходимо стать членом Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. "Мы работаем в этом направлении. Думаю, что уже в этом году мы добьемся поставленной цели. Если бы одно государство, которое вы прекрасно знаете, не вставляло нам палки в колеса, то мы бы уже стали членами ВТО", - отметили в аппарате Шувалова.

Ностальгия по СССР?

Пока же эксперты сходятся во мнении, что в России до сих пор сильна рефлексия по поводу возвращения всех союзных республик под свое крыло. Однако Шувалов попросил не связывать Таможенный союз и ЕЭП с ностальгией по СССР: "Активизация интеграционных процессов - не локальный проект, не просто дань дружественным отношениям и тем более не результат ностальгии по СССР. Ничего общего с проектом СССР это не имеет. Таможенный союз и единое экономическое пространство создают принципиально новые институциональные и экономические условия для нашего развития, способствуют усилению не только внешней, но и внутренней конкуренции. В связи с этим бизнес может выбирать, где ему лучше развиваться, какое законодательство эффективнее, где ему лучше работать. Мы готовы активно использовать опыт наших партнеров".

Российская журналистка скептически поинтересовались, "какой же опыт нам можно перенять у Беларуси и Казахстана". Но ничего нового, кроме одного примера ("мы в ближайшее время намерены принять в качестве российских техрегламенты, действующие в Казахстане") не прозвучало.

Руководитель Института экономического анализа Андрей Илларионов считает, что "создание интеграционных структур при наличии принципиальных различий в политико-административной культуре стран - это невозможно". "Если интеграция существует на бумаге в виде создания неких административных структур, различных органов, которые будут всегда занимать различные места, то мы всегда были большими специалистами, чемпионами по этому делу. Если говорить о нормальной жизненной интеграции, то ни одна административная интеграция не выжила. Успешными оказались те интеграции, которые происходили на здоровой основе частного бизнеса", - отметил он.

Передовые рекламные агенства — на страницах Каталога TUT.BY.
-30%
-50%
-20%
-20%
-10%
-30%
-10%
-30%