Марина РАХЛЕЙ,

фотоЭксперты стран-участниц новой политики "Восточного партнерства" Евросоюза считают, что ее финансирование недостаточно. В Брюсселе гордятся финансовой поддержкой, которую удалось увеличить до 600 млн евро на период 2010-2013 гг. Официальный Минск хотел бы больше практических выгод и меньше политической "трескотни". Но совсем уж обойти неудобные темы вряд ли удастся, полагают аналитики.

Снова и снова белорусские власти говорят о своих экономических приоритетах в "Восточном партнерстве". Президент Александр Лукашенко заявил 22 мая, что у Минска серьезный, прагматичный расчет: конкретные проекты по строительству дорог и трубопроводов и инфраструктурные проекты. "Людям нужна практическая отдача от этого проекта", - уверен президент. А то, говорит он, разговоров много - о демократии и правах человека, но это всё - "трескотня". Мол, делом надо заниматься, а не языки чесать.

После старта новой политики ЕС Лукашенко указал журналистам на приоритетность либерализации торговли и создания зоны свободной торговли. Кроме того, для Беларуси экономически выгодно развитие 9-го транспортного коридора, под который можно ожидать миллиард евро инвестиций.

Вступая в "Восточное партнерство", Беларусь также подписала декларацию о сотрудничестве в области энергетики, которая призвана повысить энергетическую безопасность страны и вовлечь нас в общеевропейские энергетические проекты. К инфраструктуре, логистике и экономике добавляется энергетика. Ну а права человека Минск условно вычеркивает.

На реализацию программы в период 2010-2013 гг. Еврокомиссия выделила 600 млн евро. Но это только так называемый региональный бюджет. Как пояснили БелаПАН в Брюсселе, средства будут распределены между проектами "восточных партнеров". То есть тот, кто представит лучшие идеи и сделает это быстрее, получит больше средств из общего котла.

Между тем остаются и национальные бюджеты. Так, для белорусских проектов на 2007-2010 гг., как ранее сообщалось, запланирован 21 млн евро. В представительстве Еврокомиссии в Беларуси уточнили: 20 млн евро, но следующий бюджет для Беларуси должен быть щедрее.

Условия увеличения национального бюджета для Беларуси те же, что и для развития отношений в целом: политическая и экономическая либерализация и соблюдение прав человека. Другие новоиспеченные "восточные партнеры", ранее преодолевшие ряд препятствий для наращивания связей с ЕС, на те же четыре года получили существенно большие финансовые средства: Азербайджан - 92 млн евро, Армения - 98,4 млн, Грузия - 120,4 млн, Молдова - 209,7 млн, а Украина - 494 млн.

Развивая отношения с Брюсселем, Минск может существенно увеличить национальную финансовую поддержку со стороны ЕС и получить неплохие дивиденды от участия в многосторонних проектах со странами ЕС и постсоветского пространства.

Более того, говорит директор Белорусского института стратегических исследований (Вильнюс) Виталий Силицкий, для страны принципиально, чтобы "Восточное партнерство" стало той институциональной рамкой, основой, которая облегчит привлечение инвестиций и расширение торговли с ЕС. В частности, активизирует переговоры об инвестициях и поддержке конкретных проектов с банками и бизнес-структурами.

По словам аналитика, бюджет новой политики ЕС выделен на административные и бюрократические цели: поездки, командировки и семинары. "Эти средства могут быть интересны разве только для отдельных министерств, но не для всей страны", - отмечает Силицкий.

Впрочем, по мнению политолога, Беларусь сможет, если на то будет политическая воля ЕС, удовлетворить через "Восточное партнерство" и свои сугубо экономические интересы. При этом, однако, Минску никак не избежать "трескотни" о правах человека, и белорусские власти это замечательно понимают. Признать это сейчас сложно, это будет равносильно признанию, что на Беларусь давят, говорит аналитик.
-26%
-55%
-50%
-10%
-50%
-30%
-20%
-10%