Руслан ГОРБАЧЕВ,

С помощью Интернет-технологий - блогов, социальных сетей, видеосервисов и нового подхода к избирателям "снизу-вверх" команде Барака Обамы на выборах-2008 в Америке удалось вовлечь в свою кампанию 13 млн человек. Как выяснил "Завтра твоей страны", все белорусские политики вместе взятые, используя Интернет, привлекли на свою сторону от силы несколько сотен граждан из числа нескольких миллионов белорусских пользователей.

Джо Роспарс
Джо Роспарс

Недавно директор штаба по новым СМИ президентской предвыборной кампании Барака Обамы Джо Роспарс провел в Минске мастер-класс, во время которого рассказал об успешной работе Интернет-команды, которая во многом повлияла на результат выборов. Обама был везде: Facebook, MySpace, YouTube, Twitter… Главным было то, что люди получили возможность не только пассивно выслушивать обращения будущего президента, но и активно участвовать в самом избирательном процессе: организовывать встречи, собирать пожертвования, вовлекать новых сторонников. Джо Роспарс подчеркнул, что этот опыт применим в любом гражданском обществе.

Павлюк Быковский
Павлюк Быковский
- Безусловно, использование технологий блогов и социальных сетей для привлечения сторонников даже в белорусских условиях было бы эффективно, - соглашается медиа-эксперт Павлюк Быковский. - Да и у нас уже были примеры, когда через Интернет-сообщество решались какие-то вопросы. Многие, наверное, помнят, как ЖЖ-пользователями были собраны деньги для выпуска под залог Дениса Денисова. А вот еще и недавний пример Молдовы: демонстрации протеста там спровоцировала небольшая компания людей в социальных сетях.

В чем кроется огромный потенциал задействования белорусскими политиками Интернет-технологий, председатель правления ОО "Центр "Третий сектор" (Гродно) Витовт Рудник объясняет на пальцах.

Витовт Рудник
Витовт Рудник

- Перед общественным лидером стоят задачи: добиться, чтобы его знало, как можно больше людей, а затем, чтобы его сторонники, обладающие авторитетом и финансовыми возможностями, повлияли в своем регионе или окружении на мнение других, - говорит Витовт Рудник. - Если перенести этот механизм в политическую сферу, избиратели получат возможность использовать предвыборную кампанию в свою пользу: в уста политика они могут вложить свои проблемы и идеи по их решению. Социальные сети и блоги для решения задач политиков и избирателей определенно подходят.

По данным такого известного исследовательского инструмента Интернета, как Alexa.com, социальные сети "В контакте" и "Одноклассники", а также блоги Livejournal.com входят в десятку самых популярных в Беларуси ресурсов, т. е. обладают аудиторией в сотни тысяч человек. Однако корреспондент "Завтра твоей страны" обнаружил в социальных сетях "Одноклассники" и "В контакте" лишь странички заместителя председателя Партии БНФ Алексея Янукевича, политика Алеся Михалевича, члена политсовета ОГП Александра Добровольского, лидеров "Белорусской христианской демократии" Павла Северинца и Алексея Шеина, лидера "Молодой Беларуси" Артура Финькевича. Ни Анатолия Лебедько, ни Сергея Калякина, ни Александра Козулина, ни Зянона Пазьняка здесь не встретишь.

При этом у большинства политиков, представленных в социальных сетях, не заполнен раздел "О себе", а некоторые деятели не заходили на свою страничку с прошлого года. Активности посетителей здесь тоже не видно. Последнее сообщение на форуме Павла Северинца в "Одноклассниках": "Оппозиции - привет, я за вас!" - датировано июлем 2008 года.

Наибольшее количество друзей на "Одноклассниках" собрал Алесь Михалевич - 218. Для сравнения: у Барака Обамы в Facebook 6 млн сторонников, у россиян Никиты Белых и Владимира Жириновского друзей в "Одноклассниках" соответственно 3 812 и 10 151. 

Алесь Михалевич
Алесь Михалевич
- В своей политической деятельности я, безусловно, не забываю про возможности Интернета. Если на "Одноклассниках" у меня в друзьях люди, с которыми я так или иначе знаком, то "В контакте" (175 друзей) я общаюсь с незнакомой мне молодежью, - рассказал "Завтра твоей страны" Алесь Михалевич. - Во время парламентской кампании, когда я баллотировался от столичного микрорайона Уручье, моя команда разослала несколько тысяч приглашений вступить в мою группу. Потом некоторые из приглашенных помогали мне в избирательной кампании.

Алесь Михалевич также один из немногих, кто ведет свой блог. Постоянно обновляемый ЖЖ из известных политиков сейчас имеют только зампредседателя движения "За свабоду" Юрий Губаревич и бывший депутат Палаты представителей Ольга Абрамова.

Чуть лучше у белорусских политиков обстоят дела с наличием персональных сайтов. Их имеют Александр Лукашенко (официальный портал президента), Александр Милинкевич, Александр Козулин (в данный момент сайт из-за атаки хакеров не работает), Павел Северинец, Алесь Михалевич и Зянон Пазьняк. Но обратную связь с посетителями наладил только Александр Милинкевич, на сайте которого действует раздел "вопросы и ответы".

- Возможности Интернета по привлечению сторонников из поля зрения лидеров Объединенных демократических сил (в структуру входят Партия БНФ, Объединенная гражданская партия, Социал-демократическая партия (Грамада), Партия коммунистов Белорусская - Авт.) также не выпадают. Другое дело как они используются, - отметил в комментарии "Завтра твоей страны" пресс-секретарь ОДС Юрий Потёмкин. - У партий есть свои сайты, но они по определенным причинам мало популярны. Вообще у наших лидеров еще не сложилась соответствующая культура. Нет понимания того, что с помощью блогов, странички в социальной сети можно пиарить себя и свою структуру.

- Белорусские политики стараются использовать Интернет-технологии, но не совсем понимают, что это такое. Это люди другого поколения, - заключает Павлюк Быковский. - Вот, например, обновился дизайн сайта БНФ, появились блоги руководителей партии, но по содержанию они остались теми же пресс-релизами. В общем, политики еще не нашли подхода к тому, как общаться с несколькими миллионами белорусских пользователей.

{banner_819}{banner_825}
-10%
-80%
-45%
-20%
-30%
-20%
-50%
-20%
-20%