
Цель проекта - говорит Бенита Ферреро-Вальднер - “сближение, а не интеграция”: он “разрабатывался для того, чтобы помочь каждой стране-участнице сблизиться с Евросоюзом. По словам Ж.-М.Баррозу, несмотря на то, что указанные страны существенно отличаются друг от друга, их объединяет отношение к Евросоюзу - все они связывают ЕС со стабильностью, надежным правительством и процветанием.
C инициативой установить особые отношения со странами Восточной Европы выступили Польша и Швеция в мае этого года. Это стало их реакцией на программу Средиземноморского партнерства, которую лоббировали страны, заинтересованные в сотрудничестве с регионом Северной Африки. Еврочиновники не скрывают, что активизировались действия в направлении Восточного партнерства именно после конфликта между Россией и Грузией. |
В Брюсселе рассчитывают, что решение по Восточному партнерству будет принято очень быстро - во время председательства в Совете ЕС Чехии, ориентировочно в апреле 2009 года, а учредительный саммит Восточного партнерства пройдет в июне. Ожидается, что к участию в саммите будут приглашены и белорусские чиновники. Кто именно это будет, пока не известно. Теоретически принять участие в саммите может и президент Лукашенко.
Сможет ли выйти Беларусь за скобки и воспользоваться всеми благами Восточного партнерства? Для этого сначала она должна стать полноправным участником Европейской политики добрососедства. А для этого, в свою очередь, Беларуси предстоит выполнить ряд условий ЕС.

При этом, однако, выяснилось, что конкретного списка требований по каждому из условий у Брюсселя к Минску нет.
- Мы не разрабатывали дорожную карту или пошаговую стратегию, потому что мы хотим отслеживать четкие результаты, - сказал Ж.-Э. Хольцапфель, отвечая на вопрос TUT.BY. - Оценка результатов остается открытым вопросом.
Что касается сферы СМИ, то ЕС отслеживает ситуацию с регулированием масс-медиа (новый закон о СМИ, некоторые статьи УК), а также оценивает конкретные действия властей (распространение газет, аккредитация журналистов). Если говорить об избирательном законодательстве, то ЕС требует привести его в соответствие с международными стандартами, среди которых, между прочим, есть и положение о максимальном сроке президентского правления. Однако, подчеркивает Ж.-Э. Хольцапфель условий более конкретных, чем "соответствие международным стандартам", ЕС Беларуси не выставляет.
Похоже, что еврочиновники настроены оптимистично. Все они говорят о "новой странице в отношениях с Беларусью" и "позитивных сигналах, которые они получают из Минска". При этом в Брюсселе не питают иллюзий относительно мгновенных демократических перемен в Беларуси. Необходимым условием является готовность вести диалог. А вести диалог можно по-разному и сколь угодно долго.
Кстати, в Брюсселе подчеркивают, что вести политический диалог имеет смысл только с белорусскими властями, что не мешает, однако, поддерживать контакты с оппозицией и прислушиваться к ее мнению. Сами еврочиновники говорят, что в отношениях с Беларусью они перешли от тактики санкций и резолюций к "тихим переговорам" с белорусскими властями. И этот метод, считают они, себя оправдывает.
Остается добавить, что оценку за домашнее задание Совет ЕС должен будет поставить Беларуси уже в апреле 2009 года - именно тогда заканчивается срок "заморозки" визовых санкций в отношении белорусских чиновников.
Станет ли Беларусь полноправным участником Восточного партнерства? С этим вопросом TUT.BY обратился к экспертам.
Александр Класковский, руководитель аналитической службы информационной компании "БелаПАН":

Калі казаць пра стаўленне беларускіх уладаў да новай ініцыятывы, то для іх быў бы ідэальны варыянт прагматычнага партнерства. То бок скарыстаць усе выгоды ад удзельніцтва ў праграме, але пры гэтым не дапусціць дэмантажу цяперашняй аўтарытарнай сістэмы. Яны гатовыя пайсці на мінімум нязначных саступак ЕС і разлічваюць на тое, што Еўропа на нешта заплюшчыць вочы. Між тым, Беларусь важная краіна і для ЕС, і для Расіі. Тактыка беларускага кіраўніцтва грунтуецца на тым, каб манеўраваць паміж 2 цэнтрамі сілы і, магчыма, крыху іх шантажаваць, пры гэтым мець прэферэнцыі і нічым асабліва не ахвяраваць. Тут вялікую ролю адыгрывае таксама форсмажорны чыннік - сусветны крызіс. Які змушае Беларусь да лібералізацыі эканомікі. І гэта можа быць нават большым штуршком, чым іншыя фактары. Тады могуць пачацца перамены і ў іншых сферах. Я думаю, што ў Еўропе пра гэта думаюць. Іншыя сцэнары - ужыванне санкцый і надзеі на каляровыя рэвалюцыі - не апраўдаліся. Еўропа спрабуе новую палітыку.

- Для того чтобы Беларусь стала полноценным участником Восточного партнерства надо - пусть и в течение довольно длительного срока - ввести в действие все законодательство, предусмотренное для этого ЕС. А это около 100 тысяч страниц. Кроме того, нужно будет признать себя подпадающей под юрисдикцию европейского суда. Ни на то, ни на другое белорусские власти пойти не готовы. Я думаю, что Беларусь пойдет на ограниченное участие в этой инициативе, не требующее сильных перемен. В основном все будет сводиться к экономике. Что касается выставляемых ЕС пяти условий, то даже если будут изменения, это не значит, что Беларусь станет полноценной участницей Восточного партнерства. Этого явно недостаточно. Сдвиги будут, но приниматься будут с большим трудом. Власти будут стараться отдать как можно меньше, а получить как можно больше. Я не исключаю, что Беларусь двинется навстречу Европе. Я уверен, что двинется. Но вряд ли это движение будет настолько значительным, как рассчитывают в ЕС. Впрочем, не исключено, что на фоне ухудшения отношений с Россией, Беларусь пойдет и на более решительное сближение с Европой.
Прокомментировал презентацию Восточного партнерства и белорусский МИД.

По словам Попова, Беларусь уже подтвердила свою готовность работать совместно с Еврокомиссией над оформлением Восточного партнерства и ранее внесла свои предложения по практическому наполнению данной инициативы. Содержание нынешнего позиционного документа Еврокомиссии во многом созвучно интересам Беларуси, считает представитель МИД. Он сообщил, что Беларусь заинтересована в расширенном сотрудничестве с Евросоюзом по ряду взаимовыгодных направлений, включая торговлю, энергетику, транспорт, борьбу с трансграничной преступностью, экологию и сельское хозяйство.
Видео: Eurocomission via БелаПАН
Get the Flash Player to see this player.