174 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Многое будет зависеть от элиты белорусского общества». Лукашенко встретился с членами Конституционной комиссии
  2. «Нынешняя война отличается от предыдущих». Поговорили с белорусками, которые живут в Израиле, о событиях последних дней
  3. «По приказу премировали людей». В лидском стройтресте рассказали, зачем раздавали деньги на 9 Мая
  4. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  5. В Green City открывается фудкорт. Первым там заработает «МакДональдс», будет и новый для Минска бренд
  6. Ozon зарегистрировал в Беларуси юрлицо. Что обещает белорусам российский маркетплейс
  7. Прогноз погоды на короткую рабочую неделю
  8. Дерматолог — о влиянии гель-лака на кожу и ногти, тревожных симптомах и противопоказаниях
  9. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  10. Многие известные люди поддержали перемены и осудили насилие. Что с ними теперь?
  11. В Беларуси — сильная геомагнитная буря
  12. В чем секрет храма в Будславе и что о нем надо знать. Вопросы и ответы о костеле, пережившем пожар
  13. С какими заболеваниями чаще всего путают язву и какие у нее симптомы
  14. В Беларуси становится все больше алкомаркетов
  15. Трехкратный восходитель на Эверест — о рисках, очередях к вершине и коронавирусе на такой высоте
  16. Семье Ромы, который спас брата из горящего дома, выделили арендное жилье
  17. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  18. «Мы останемся без работы и зарплаты». БМЗ просит европейских партнеров не вводить санкции
  19. «До переезда я думал, что это типичный Техас с перекати-поле». Белорусы — о жизни в Остине
  20. «Дочка успокаивает: папа вернется». Минчанину, которого задержали на репетиции барабанщиков, дали 6 лет колонии
  21. «Патэлефанавалi з пытаннем, цi ўпэўненая я ў бяспецы маiх дзяцей». Зоркi — пра паўгода ў эміграцыі
  22. «С большой вероятностью после Лукашенко не будет преемственности». Эксперты о знаковом декрете
  23. «Таких цен никогда не было». Древесина ставит рекорды по стоимости во всем мире. А что у нас?
  24. Мозырский НПЗ уходит в июне на ремонт. А что будет делать «Нафтан»?
  25. С 13 мая снова дорожает автомобильное топливо
  26. Какие симптомы указывают на пограничное расстройство личности. Объясняет психотерапевт
  27. На МТЗ реконструкция, в основном — за кредитные займы
  28. Марии Колесниковой предъявили окончательное обвинение
  29. В Будславе начали работу альпинисты. На восстановление костела белорусы уже собрали 170 тысяч рублей
  30. Лукашенко принял верительные грамоты послов шести стран


Александр Тихомиров, кандидат исторических наук,

Результаты 12-го саммита Украина — ЕС, прошедшего 9 сентября, показывают, что движение этой постсоветской страны в сторону объединенной Европы стало необратимым. Однако в среднесрочной перспективе Украина останется вне институциональных рамок Евросоюза. Задержка в развитии интеграционных процессов между Украиной и ЕС может подтолкнуть Киев к расширению контактов с Беларусью.

Правда, стоит заметить, что в условиях очередного внутриполитического кризиса в Украине возможности украинских политиков осуществлять активную политику на белорусском направлении выглядят крайне ограниченными.

Вообще же интеграция в европейские структуры стала главным вектором внешней политики Украины практически сразу же после ее выхода на международную арену в качестве независимого государства в 1991 году.

14 июня 1994 года Украина и ЕС подписали соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу 1 марта 1998 года. При этом Украина стала первым из государств СНГ, с которым Евросоюз подписал подобное соглашение.

В 1998 году была принята Стратегия интеграции Украины в ЕС на период до 2007 года, определявшая отношения этой страны с Евросоюзом как стратегическое партнерство. Тогда же состоялись первый саммит Украина — ЕС (с этого времени такие встречи стали проводиться ежегодно) и первое заседание Комитета парламентского сотрудничества между Украиной и ЕС.

С 1998 года официальный Киев начал добиваться присоединения Украины к Европейскому союзу в качестве ассоциированного члена.

Структуры ЕС позитивно оценивали проевропейские устремления Киева, выражая желание видеть Украину ее независимым, демократическим государством и готовность оказать посильное содействие этому процессу. С 1992 года Украина стала получать финансовую помощь со стороны ЕС в рамках программы ТАСИС (объем помощи с 1991 по 2007 годы составил 2,8 млрд. евро).

Евросоюз стал для Украины значимым внешнеторговым партнером и источником инвестиций. В 2002 году объем торговли между Украиной и странами ЕС составлял около 8 млрд. евро, в 2007 году — более 34 млрд. евро.

При содействии Евросоюза осуществлялось строительство новых, более современных энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС. Выезд в страны ЕС на заработки стал источником дохода для многих украинских граждан. В 1996 году Евросоюз признал Украину страной с переходной экономикой.

В первой половине текущего десятилетия в развитии политического диалога между Украиной и ЕС возникла пауза. Европейские структуры критически оценивали политику Леонида Кучмы, считая ее далеко не демократичной. Многие в Европе начали воспринимать Украину как отсталую страну, не обладающую ресурсами для развития и выступающую в качестве транзитной зоны для нелегальной миграции в страны ЕС из государств третьего мира. Высокопоставленные деятели Евросоюза категорически исключали возможность присоединения Украины к ЕС даже в отдаленной перспективе, ограничившись предоставлением ей статуса страны — соседа ЕС.

Победа украинской "оранжевой революции" в конце 2004 года создала более благоприятные условия для развития диалога между Киевом и ЕС. В 2005 году был принят план действий "Украина — ЕС", рассчитанный на три года. В декабре того же года ЕС признал Украину страной с рыночной экономикой, что облегчило ее продвижение во Всемирную торговую организацию, членом которой страна стала весной нынешнего года. В феврале текущего года Украина и ЕС начали переговоры о создании зоны свободной торговли. Завершить их предполагается в конце следующего года.

Европейские структуры согласились облегчить визовый режим для некоторых категорий украинских граждан. Была достигнута договоренность, что стоимость шенгенских виз для украинцев не превысит 35 евро. В начале нынешнего года глава представительства Еврокомиссии в Киеве Йен Боуг заявил, что ЕС введет безвизовый режим для граждан Украины после того как убедится в эффективности упрощенного визового режима.

Однако призывы украинских политиков ускорить прием Украины в ЕС большого энтузиазма в столицах Старого света не вызвали. Европейские структуры дали понять, что предпочитают тактику малых шагов без четкой фиксации конечной цели. Также делались ссылки на то, что Украина все еще не полной мере соответствует критериям полноценного члена "общей европейской семьи".

Обострение обстановки на Южном Кавказе привело к тому, что Украина на некоторое время выдвинулась на авансцену европейской и мировой политики. Вызов, брошенный России президентом Виктором Ющенко и украинским МИДом, не остался незамеченным в европейских столицах. Однако Киев так и не смог конвертировать симпатии европейцев во что-то более существенное.

Откровенно прогрузинская позиция Виктора Ющенко привела к осложнению украинско-российских отношений. К тому же украинские политики в очередной раз начали выяснять отношения между собой, что привело к фактическому распаду "оранжевой" коалиции и новому политическому кризису.

Очередная ожесточенная схватка на украинском политическом поле обескуражила европейских политиков. Их симпатии к руководству Украины явно снизились, что продемонстрировали результаты 12-го саммита Украина — ЕС, прошедшего в Париже 9 сентября.

Европейский союз поддержал проевропейские устремления Украины, охарактеризовал ее как европейское государство, имеющее общую историю и общие ценности со странами ЕС, и согласился подписать с ней соглашение об ассоциации. Это согласие можно расценить как успех украинской дипломатии.

ЕС подтвердил признание нерушимости границ Украины, выразил готовность развивать с ней сотрудничество в энергетической сфере и в рамках "малого приграничного движения", продолжать диалог о введении безвизового режима для украинских граждан, осуществлять реализацию совместных проектов в области охраны окружающей среды, координировать усилия в деле урегулирования приднестровского конфликта.

В то же время структуры Евросоюза в очередной раз воздержались от определения срока полной интеграции Украины в ЕС. Не был определен даже срок подписания соглашения об ассоциации. При этом Европа обратила внимание украинцев на то, что полноценная интеграция их государства в ЕС будет возможна только при условии политической стабилизации, конституционной реформы, усилении принципов правового государства, в том числе в инвестиционной сфере, полного выполнения обязательств в рамках ВТО. Как выразился президент Франции Николя Саркози, ЕС "не открыл дверь для Украины, но и не закрыл ее".

Какие же уроки может извлечь из результатов движения Украины в сторону ЕС Беларусь?

1. В среднесрочной перспективе Украина останется вне институциональных рамок ЕС, хотя процесс ее сближения с объединенной Европой, по всей вероятности, уже стал необратимым. Мысль о возможности объединения Украины с Россией и Беларусью можно отбросить за ненадобностью.

2. Опыт Украины показывает, что разговоров о приверженности европейскому выбору явно недостаточно. Европейцы хотят видеть конкретные действия и предпочитают тактику малых шагов. При этом они стараются воздерживаться от определения конкретных сроков интеграции в ЕС.

3. Движение в сторону ЕС облегчается при консолидации проевропейских сил в стране. Отсутствие такой консолидации огорчает Европу и снижает шансы на полноценную интеграцию.

4. При движении в сторону Евросоюза явно недостаточно опираться на поддержку государств, которые стали членами ЕС в 2004 году. Решающее слово в части определения условий и сроков приема в состав ЕС остается за "тяжеловесами". При этом европейские государства, в особенности страны старой Европы, ныне испытывают определенную усталость от расширения ЕС и явно не настроены на прием в обозримом будущем государств бывшего Советского Союза. Следовательно, Беларусь может рассчитывать на поддержку европейцев при сохранении государственной независимости, но эта поддержка будет соотноситься с требованиями демократизации политической системы и проведения рыночных реформ.

5. Поддерживая проевропейские устремления государств СНГ, европейские политики вовсе не желают обострения отношений между своими государствами и Россией. Попытки сыграть на противоречиях между ЕС и Россией, стравить их между собой обречены на провал, поскольку в европейских столицах по-прежнему склонны воспринимать Россию как важного бизнес-партнера, а не врага.

6. Затруднения, возникшие на пути продвижения Украины в ЕС, могут подтолкнуть ее к более тесному сотрудничеству с Беларусью по ряду вопросов, прежде всего в области торговли и энергетики. Однако возможности Украины проводить активную политику на белорусском направлении пока что выглядят проблематичными.
-99%
-14%
-20%
-10%
-15%
-5%
-5%
-20%
-10%
-50%
-25%