Главной темой недели стало ЧП на трассе Минск-Микашевичи. Произошло оно еще 2 марта, но достоянием общественности стало лишь к вечеру 11-го числа, когда в интернете появились две сверстанные полосы свежего номера газеты "Автобизнес" (вышел 13 марта). Содержание статьи "Смертники по воле ГАИ" казалось настолько невероятным, что поначалу даже возникали сомнения в ее подлинности. На следующий день сомнения рассеялись - появились официальные комментарии.

Итак, 2 марта в 8 километрах от Минска сотрудники ГАИ задержали злостного нарушителя ПДД, несущегося к столице со скоростью около 160 км в час. Как они это сделали? Для того чтобы остановить пьяного водителя инспекторы воспользовались подручными средствами, а именно частными автомобилями с находящимися в них людьми! "Живой щит" - так описал ситуацию одни из пострадавших. Это событие получило небывалый резонанс. Какое людям дело до Карен Стюарт, до Александра Козулина, до строительства "Минск-Сити", до высоких идеалов демократии и т. д. и т. п.? Здесь речь идет о человеческой жизни. На месте людей, оказавшихся в роли "живого щита" 2 марта, мог быть кто угодно из нас.


Иллюстрация "Комсомольской правды". Отметим однако, что первый удар - по касательной - пришелся на автомобиль, находящийся на третьей полосе.

Вот как описывает ситуацию один из участников этой драмы Юрий Пашкевич, он ехал в автомобиле BMW 525 с женой и трехлетней дочерью, которые сидели на заднем сиденье:

 - Я с семьей возвращался из Слуцка в Минск. Ехал по четвертой полосе. И когда мне работник ГАИ показал жезлом остановиться, я включил правый поворот и так же, как Елена, приготовился съехать на край проезжей части. К этому времени машина Елены уже стояла на третьей полосе, а на первой параллельно ей находилась некая BMW. Мне велели занять место во втором ряду. Остановился, попытался выйти из машины. Мне жестом приказали сидеть на месте. Прошло секунд 30, и вдруг стоявшие впереди гаишники начали разбегаться…

Я, почувствовав неладное и едва успев в зеркале увидеть летящий на нас Volkswagen, только и успел крикнуть жене: "Держи ребенка!" Затем с максимальной силой уперся в руль и напрягся всем корпусом. Первый, касательный удар пришелся на автомобиль Елены, затем на мой. Я потерял сознание… Очнулся от крика жены: "Юра, как ты?!!" В общем, удар был такой силы, что вся задняя часть нашего автомобиля сложилась в "гармошку", а передом я налетел на автомобиль ГАИ, который стоял на обочине. После столкновения с ним нас развернуло на 180 градусов. У меня топливный бак прямо под задним сиденьем, там же и аккумулятор. Понимая, что сейчас мы все можем взлететь на воздух, я тут же выключил зажигание и скомандовал жене выбегать. Затем попытался выйти сам, но без посторонней помощи мне это не удалось сделать. Пришлось ломать дверь…

Гольф принадлежал отцу невесты нарушителя.Как нам потом рассказали, этот "беглец" летел со скоростью 160-180 км/ч. Домой мы добрались лишь к 5 часам утра. Если бы нас заранее предупредили, что есть такая проблема, то я бы не пожалел этого куска железа. Пусть лупит - машина застрахована. Но нам ведь даже выйти не дали! Инспектор ГАИ видел, что я не один, что со мной жена и маленький ребенок! А если бы это был не Volkswagen Golf, а какой-нибудь джип с "кенгурятником"?! Да от нас бы тогда вообще ничего не осталось!

Как такое могло произойти? Кто принял решение использовать автомобили с людьми в качестве заграждения? На эти вопросы ответа пока нет.

12 марта руководство МВД пыталось оправдать своих подчиненных.

Так, начальник ГАИ Минска Дмитрий Корзюк в интервью "Интерфакс" сообщил:

- Никакого кордона из автомобилей никто не делал.

Замначальника ГАИ Беларуси Игорь Ваницкий вообще заявил:

- Исходя из материалов проверки, действия сотрудников ГАИ верные.

И изложил свою версию событий 2 марта. По его словам, когда автомобили ДПС, двигавшиеся со стороны Минска, приблизились к голове колонны автотранспорта, в которой двигался нарушитель, они предприняли попытку расчистить участок дороги от транспортных средств, которые остановились, увидев автомобили ГАИ с включенными спецсигналами. Для этого один из сотрудников ГАИ вышел из автомобиля и жестами попытался указать остановившимся транспортным средствам, чтобы они продолжили движение. В тот момент, когда первые автомобили начали движение, и произошло ДТП, считает Ваницкий. Он пояснил, что целью сотрудников ГАИ, выехавших из Минска на задержание нарушителя, было растянуть устройство "еж" для прокалывания шин, однако у них не хватило для этого времени.

Глава МВД Владимир Наумов хоть и пообещал, что виновные будут наказаны, но сделал оговорку:

- Я допускаю возможность создания ситуации именно такой, как она описана в ряде СМИ. Однако, с учетом того, что одним из инициаторов "слива" в СМИ информации о происшествии в соответствующей интерпретации, был бывший сотрудник МВД, уволенный в связи с расследованием одного из коррупционных дел, есть основания не доверять некоторым утверждениям. 

Наказывать стали уже 13 марта. Как признался на брифинге начальник УГАИ МВД Беларуси Александр Менделев, Владимир Наумов объявил ему выговор. За непрофессионализм при преследовании сотрудниками ДПС - рапортовал руководитель ГАИ - наказан ряд руководителей структурных подразделений Госавтоинспекции. В частности, строгий выговор объявлен начальнику ГАИ УВД Миноблисполкома, начальнику ГАИ Минска. Наказаны должностные лица, которые отвечают за профессиональную подготовку сотрудников дорожно-патрульной службы. Заместитель начальника ГАИ Октябрьского РУВД Минска и начальник ГАИ Слуцкого района освобождены от занимаемых должностей. Сотрудники Госавтоинспекции, принимавшие непосредственное участие в задержании нарушителя, отстранены от занимаемых должностей до окончания служебного разбирательства.

На брифинге Менделев довольно неуклюже извинился:

- От себя лично и от своих сотрудников извиняюсь перед людьми, безвинно пострадавшими в ДТП 2 марта.

Однако лично у пострадавших никто прощения не просил. Никто из руководства ГАИ даже не счел нужным встретиться с ними.

Произошедшее 2 марта начальник ГАИ признал чрезвычайным происшествием, а действия своих подчиненных - "недостаточно профессиональными". При этом Менделев повторил версию ДТП, озвученную накануне его замом.

14 марта в отношении 4 сотрудников отдела ГАИ Октябрьского РУВД Минска, которые участвовали в задержании пьяного водителя 2 марта на трассе Минск-Микашевичи, прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 424 "Злоупотребление властью или служебными полномочиями" Уголовного кодекса Беларуси.


А что же нарушитель?

О нем вспомнили только 14 марта. В тот день он … женился. На своей попутчице Ольге. Она и рассказала "Комсомолке" о том, как они ехали в Минск. Ехали из Гомеля. Поначалу машину вела Ольга, поскольку Роман Ментюк принял на грудь "грамм 200 водки". По дороге они заехал в Слуцк, где Роман, сообщает "Интерфакс", снова "принял". Однако Ольга, устав, попросила его сесть за руль. Выехав из Слуцка, он продолжил "принимать" уже за рулем.

Кстати, прав у водителя не было. То есть не в тот раз, а вообще никогда не было. Хотя водил автомобиль уже 7 лет. А прав не было потому, наверное, что не успел их получить. Ведь из 27 лет своей жизни Роман Ментюк на свободе провел только 17. Как рассказал Ментюк "КП", он уже трижды был судим. В 16 лет обокрал магазин, четыре года назад без спроса взял покататься машину у своего дяди. Родственник написал заявление, лихачу дали три года в колонии усиленного режима. Третья судимость - за драку. Получил три месяца лишения свободы. Вышел четыре месяца назад. Общий стаж отсидки у него - 10 лет и 3 месяца.

На церемонии в загсе Октябрьского района Минска не было даже свидетелей. Молодая была в джинсах и гипсе, с синяками и ссадинами на лице.

 - Возможно, ближе к лету, мы более пышно отпразднуем свою свадьбу, - рассчитывает она.

Тем временем, пишет "Комсомолка", теоретически вина Романа в том, что он сел за руль пьяным, превысил скорость и не подчинился требованиям сотрудников ГАИ остановить авто. Его действия подпадают под несколько статей Административного кодекса - максимум штрафы и арест на "сутки". В настоящий момент он находится под подпиской о невыезде. Отвечать по закону будет и Ольга, поскольку передала руль пьяному водителю без прав. Ей грозит штраф или арест.

 - Они бы против нас еще армию выставили! Конечно, мы не правы в том, что сразу не остановились. Но нам даже весело немного было… Слушали музыку, группу "Рефлекс", - призналась Ольга "КП". Кстати, она пострадала в ДТП больше всех: получила два перелома - руки и плеча.

Ну что тут добавишь?

Слава Богу, все живы.


На фоне этого происшествия, меркнут все остальные события недели. Отметим основные из них.

В минувшую среду Госдеп США таки внял настойчивым рекомендациям белорусского МИДа и отозвал из Минска для консультаций своего посла Карен Стюарт. Как раз накануне белорусское внешнеполитическое ведомство повторило Стюарт рекомендацию последовать примеру Михаила Хвостова, выехавшего в Минск ранее.

По словам Карен Стюарт, последний кризис в белорусско-американских отношениях вызван нежеланием белорусских властей освободить политзаключенного Александра Козулина, хотя по версии белорусского МИДа, Михаил Хвостов был отозван из Вашингтона для консультаций в связи с введением США дополнительных санкций в отношении концерна "Белнефтехим".

По дороге в США Карен Стюарт задержалась в Брюсселе, где вместе с заместителем госсекретаря Соединенных Штатов по вопросам демократии, прав человека и труда Дэвидом Крамером провела консультации с представителями европейских структур "в качестве продолжения тесного сотрудничества по белорусскому вопросу". Об этом БелаПАН сообщили в представительстве США при структурах ЕС в Брюсселе. "Мы подтверждаем, что освобождение всех политзаключенных станет началом конструктивного диалога", — сказал собеседник агентства. США и ЕС сверили свои позиции по Беларуси.

В интервью "Еврорадио" Дэвид Крамер заявил, что Штаты "готовы пересмотреть визовые запреты для чиновников, если Козулин будет выпущен", но с другой стороны он отметил и готовность американской стороны "если у нас и в дальнейшем не будет другого выхода, применить дополнительные санкции в адрес Беларуси".


И если со Штатами на прошлой неделе, как и на протяжении многих предыдущих, мы не ладили, то с Европой прямо-таки дружили. 10 марта Александр Лукашенко встретился с британскими инвесторами.  

 - Как нам кажется, в ЕС правильно понимают то, что происходит вокруг Беларуси, и правильно оценивают роль Беларуси для ЕС, - заметил он в ходе встречи.

Президент отметил, что Беларусь никогда не подводила Европейский Союз и хотела бы соответствующего отношения к себе со стороны ЕС. Он поблагодарил британских инвесторов за предложения об инвестировании в белорусскую экономику и заверил их в том, что "все, о чем здесь мы договоримся, будет неукоснительно исполнено и в самые кратчайшие сроки".


Другая важная встреча с жителем Туманного Альбиона произошла у президента 13 марта. Фактически Александр Лукашенко предложил работу известному британскому деятелю PR-индустрии Тимоти Беллу. И заключаться она должна в том, чтобы улучшить имидж Беларуси на Западе

 - Мы очень рассчитываем, что вы будете послом доброй воли от самой Великобритании, с которой у нас активно развиваются отношения, несмотря на неурядицы в политической сфере, - заявил Лукашенко, встречаясь в Минске с членом Палаты лордов парламента Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии президентом компании "Чайм Коммюникейшн" Тимоти Беллом. - Думаю, вам будет приятно работать в нашей стране, с той властью, которая так гонима - в Европе может быть меньше, а в Америке больше… Прежде чем вы станете сторонником нашей страны и нашего народа мы, в первую очередь, должны вас убедить в том, что Беларусь является европейской страной.

 - Я посмотрел большое количество интернет-ресурсов с информацией о вашей стране и увидел там много двуличных и лицемерных комментариев. Надо работать, чтобы это исправить, - сказал Тимоти Белл.

Белл был советником по PR бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Его последними крупными клиентами были опальный российский олигарх Борис Березовский, правительство Саудовской Аравии и экс-премьер Таиланда Таксин Чинават.


Еще одним важным событием прошлой недели для минчан стало известие о том, что жители нескольких домов по улице Карла Маркса останутся "в гнездах своих". Мингорисполком отказался от идеи отселить их в равноценное по площади жилье на окраине города. Исключение составят квартиры, расположенные на первых этажах спорных домов.

 - Этот конфликт показал, что неумение работать с людьми приводит к таким ситуациям. Нужно больше информировать и слушать людей, - заявил председатель Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Виктор Никитин.

Автор: Де ЛёсБолее того, Мингорисполком извинился за свои действия перед жильцами. Об этом сообщил БелаПАН житель дома № 17 Дмитрий Марченко.

 - Решение о компромиссном варианте по вопросу отселения жильцов было принято благодаря главе государства, — уверен он. … Инициативная группа считает, что такое решение было принято исключительно благодаря нашим обращениям к главе государства. Мы прекрасно понимаем, что в столице должна быть пешеходная улица, но — не за счет граждан. И то, что решение о создании пешеходной улицы было принято, мы только приветствуем. А то, что соглашение жильцов улицы Карла Маркса с Мингорисполкомом было принято — это результат наших совместных усилий: и жильцов улицы, и Мингорисполкома, и президента.

Напомним, что согласно архитектурному плану развития Минска, улица К.Маркса должна была стать пешеходной, а в названных домах планировалось разместить трехзвездочную гостиницу, казино и торговый центр. Дом № 21а вообще планировалось снести, а на его месте — построить автостоянку.

Берегите себя! Удачной недели!

А на прошлой вы читали:

  1. Чтобы остановить пьяного водителя, несущегося со скоростью 180 км/ч, инспекторы перегородили дорогу легковыми автомобилями с людьми 76929
  2. ГАИ Беларуси принесло официальные извинения пострадавшим в ДТП 2 марта. Виновные отстранены от исполнения обязанностей 62033
  3. Минские водители не хотят быть "живыми щитами" 54152
  4. Замначальника ГАИ: Действия инспекторов, остановивших пьяного водителя на трассе Минск-Микашевичи, были верными 41199
  5. Видео. ДТП на трассе Минск — Микашевичи 40738
  6. Начальник ГАИ Минска: "Никакого кордона из автомобилей никто не делал" 32069
  7. Минск припрятал козыри в рукаве для Вашингтона 30737
  8. У горе-водителя — богатое криминальное прошлое 26698
  9. Белорусское предпринимательство "закатывают в асфальт"? 26355
  10. Пацярпелыя ў шоку ад афiцыйнай версii здарэння на трасе Мiнск-Мiкашэвiчы 26060
{banner_819}{banner_825}
-40%
-20%
-30%
-80%
-30%
-10%
-20%
-20%