Второй раунд форумного обсуждения будущих реформ в Беларуси, кажется, оказался даже более успешным, чем первый. Во всяком случае большинство читателей и комментаторов сумело найти взаимопонимание по основным проблемам и возможностям их решения.
Тем, кто впервые узнал о нашей инициативе, напомним, что несколько месяцев тому назад стартовал проект Европейского союза для Беларуси: "Диалог о модернизации". В рамках этого диалога эксперты ЕС вместе с экспертами и представителями гражданского общества Беларуси будут пытаться определить направление будущих политических и экономических реформ в нашей стране, когда для таких реформ возникнут возможности и предпосылки. На прошлой неделе мы обсуждали реформы в политической области, а также инициировали обсуждение реформ юстиции и внутренних дел.

Подведем итоги. Безусловно, у некоторых пользователей (vebert, andrei_ar1 b и др.) вызывала сомнение полезность подобных обсуждений: все равно это ничего не изменит. Вполне вероятно, что так оно и есть. Но это ведь не причина для того, чтобы махнуть на все рукой и даже не пытаться высказаться по действительно важным для каждого белоруса вопросам, верно?
 
Если же говорить о предлагаемых читателями реформах, то в отношении судов у посетителей наших форумов сложилось редкое единодушие: суды и судьи должны быть независимыми и в своей деятельности руководствоваться исключительно законом. Возникали лишь разногласия в способах обеспечения этой независимости: от назначения судей пожизненно, избирательности судей и до назначения их на срок не более пяти лет с последующей обязательной сменой места работы. Пользователь ffilosoff предложил оставить суды только на уровне областей, а в районах проводить выездные заседания. Причем назначение судьи для ведения процесса должно осуществляться на основе жребия.

Большинство пользователей сходится на том, что в Беларуси необходимо ввести институт суда присяжных. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что на сегодняшний день ничего, пожалуй, более эффективного для независимого и справедливого с общественной точки зрения, не придумано. При условии, конечно, что процедура отбора присяжных проводится без внешнего влияния и с учетом интересов всех участников процесса. Именно об этом и говорили наши читатели.
 
Естественно, наиболее активно обсуждались возможности реформы органов внутренних дел. Единственное, пожалуй, что не вызывало сомнения у всех участников обсуждения – необходимость сокращения численности состава МВД и в особенности различных спецподразделений и спецслужб. Что же касается реформирования самого Министерства внутренних дел, то здесь предложения были самые разные: начиная с использования грузинского опыта (уволить всех, а затем набрать новых сотрудников) до изменения самой системы охраны закона и порядка. Например, пользователь simple.simon предложил передать основные функции МВД на местах городской (муниципальной) милиции, которая бы существовала за средства, собранные в виде налогов на местах. Нельзя не согласиться, что такой вариант сделает правоохранителей более ответственными за положение дел в их населенных пунктах: чем эффективнее они будут работать, тем больше возможностей для нормальной работы появится у граждан и тем больше они будут платить налогов, что обязательно скажется на техническом и финансовом обеспечении местной милиции/полиции.

Пользователь ffilosoff выступил с весьма дельным, как нам кажется, предложением: "Расформировать центральный аппарат МВД и областные УВД - в их коридорах "хоронятся" перспективные материалы и дела с коррупционной составляющей (оставить статотдел, кураторов по направлениям - "максимум" оставить ССБ - по три человека на район - чтоб друг на друга "стучали" - оставив им роль Главных "кадровиков"). Сотрудников, не несущих службу, перевести в разряд гражданских. УБОПиК, ОПО, ГАИ и департамент "Охрана" - сократить. Из расчета численности жителей в районах создать мобильные, технически оснащенные милицейские подразделения дежурных смен. Усилить блоки Криминальной милиции, объединив их со следственным комитетом. КИН "пристегнуть" к следственному комитету. Провести анализ, имевших место и возникающих угроз, и на основании этого пересмотреть численность, и "качественный" состав СОБР и ОМОН. Прокуратуре выполнять лишь надзорную функцию - контроль за соблюдением Законности. Разрешить регистрацию частных детективных агентств - они составят конъюнктуру "силовикам", вскроют их негативные стороны, безграмотность, "беззубость" и малодушие".
 
Небольшая дискуссия разгорелась на форуме по поводу разрешения гражданам (безусловно, с ограничениями и всеми мерами предосторожности) иметь собственное короткоствольное оружие для того, чтобы предоставить белорусам возможность самим защищать себя. Вполне вероятно, что когда-нибудь белорусы и будут готовы к законному ношению оружия, но пока, как нам кажется, необходимо проводить большую и кропотливую работу для того, чтобы такая возможность не принесла больше вреда, чем пользы. И только при условии, что общественное мнение согласится с возможностью вооружения граждан.
 
Ну и, наконец, наши читатели много высказывались по такой теме, как необходимость прописки и регистрации. Радует то, что практически все пользователи склоняются к тому, что прописка – пережиток советского прошлого и в Беларуси она не нужна. А регистрация должна быть уведомительной – т.е. гражданин или гражданка при смене места жительства уведомляет налоговые и правоохранительные органы о своем новом адресе. Естественно, резкая смена правил регистрации может вызвать нежелательные миграционные потоки, в первую очередь – приток трудовых мигрантов в столицу, потому процесс отмены регистрации в ее нынешнем виде должен быть постепенным.
 
Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей дискуссии. Мы твердо уверены в том, что мнение читателей TUT.BY не останется незамеченным не только со стороны участников "Диалога о модернизации", но и со стороны действующих властей. Ведь что бы мы ни думали о властях, их не может не интересовать мнение граждан.
 
На нынешней неделе мы собираемся обсудить с вами возможности экономических реформ в нашей стране. Нам интересно, что вы думаете о том, как создать в Беларуси реальную конкурентную рыночную экономику, которая на равных могла бы конкурировать с экономиками других стран региона, одновременно обеспечивая высокий уровень жизни граждан. А если вы готовы высказаться прямо сейчас по любой из обсуждавшихся тем, это можно сделать в форуме к этой статье.
 
-15%
-40%
-10%
-20%
-20%
-10%
-20%