Друзья, в рамках проекта "Фотоотдых" сегодня мы отправляемся в Германию!

Текст и фото: Виктор Гольмант

Почувствовать себя европейцем: бестолковая Польша, цивилизованная Германия, отвязные Нидерланды и вездесущий Google.

Что может быть лучше, чем прокатиться в Германию на машине за рулем, побывать во всех основных городах, посетить автомобильные музеи, заехать в Амстердам? Останавливаться всюду у местных жителей, которые с удовольствием расскажут и покажут, как они живут. Предлагаю вашему вниманию рассказ о том, как мы, обычные белорусы, провели свой отпуск, катаясь по Европе на автомобиле.

К отпуску мы с девушкой начали готовиться, как всегда, заранее. Наличие в паспортах шенгенских виз склоняло нас отправиться не в турции/египты, а в Европу. За две недели до предполагаемой даты отъезда начали составлять маршрут и выбирать вид транспорта. Наш выбор остановился на Германии, так как мне было очень интересно узнать поближе, что это за страна такая, которая известна во всем мире за нацизм, пиво, автомобили, промышленность и культурное наследие одновременно. И своими глазами увидеть и понять, как живут самые цивилизованные и педантичные люди в мире. И еще в этой жизни мне кроме всего прочего повезло еще и с девушкой, свободно владеющей и немецким языком. Наслышанные о дешевых перелетах low-cost авиакомпаниями, мы уселись за компьютер и изучили все предложения. Сразу же обнаружили, что этот вид перелетов обладает огромным недостатком – они летают только между странами. А поскольку остановиться на весь отпуск в каком-то конкретном месте Германии или передвигаться общественным транспортом - не входило в наши планы, то было принято самое по-немецки прагматичное решение: ехать на автомобиле, а ночевать и жить у друзей/знакомых/знакомых знакомых, по каучсерфингу (www.couchsurfing.org) и в хостелах. Этот формат поездки делает путешествие очень гибким и мобильным (автомобильным), а ночевки у местных жителей позволяют убить двух зайцев: пообщаться с местными аборигенами и не платить ни копейки, то есть ни цента, за ночлег.

С помощью карт maps.google.com составили маршрут и набросали примерный график. К списку немецких городов заодно добавили и Амстердам. Выписывать все достопримечательности смысла большого не было, ибо мы планировали подключить интернет у местного оператора.

Стараясь идти в ногу с техническим прогрессом, незадолго до поездки я купил смартфон на платформе Андроид у velcom, который в качестве бонуса предоставил лицензионную навигационную программу Navitel-навигатор. Чтобы навигатор работал в Европе, я выкачал из интернета какие-то карты Польши, Германии и Нидерландов, наивно предполагая, что они там будут работать.

Маршрут определили примерно такой:

Минск – Кобрин – Познань – Бамберг – Норнберг – Нёрдлингер – Мюнхен - Шарлотен Холе (пещера) – Штутгарт – Метцинген – Хайдельберг – Франкфурт – Кельн – Бохан – Дюссельдорф – Амстердам – Гамбург – Вольфсбург - Берлин – Гродно – Минск. Неплохо для одной поездки?



Итого на двоих имеем: 5,5 тыс. км пути, 15 дней, 1000 евро и дизельный "Фольксваген-Гольф 4".

Последние приготовления. Закупив полный багажник белорусских продуктов и белорусских же сувениров, отправляемся в путь!

День 1

В пятницу, 8-го июля, после работы выезжаем из Минска в сторону Бреста и еще до наступления темноты приезжаем в Кобрин к другу, который хоть и отсутствовал, но любезно предоставил в наше распоряжение свои апартаменты, включая банный комплекс с бассейном и огромный бар.

День 2

После изучения всего содержимого бара встать рано не удалось - только к 11 часам мы приехали в Брест, на пограничный переход Варшавский мост. Заправив полный-полный бак дизельного топлива, стали в огромную очередь, на 80% состоящую из дизельных третьих "Пассатов"-универсалов. Я вышел и разговорился с работником "приграничного сервиса", он рассказал, что очень многие жители Бреста имеют дизельный "Пассат"-универсал, на котором регулярно ездят продавать топливо в соседнюю Польшу. С одного бака, по его словам, можно заработать до 50 евро. А ведь еще можно в Польше что-нибудь по дешевке купить и продать подороже на родине… И на работу ходить не надо, сиди себе в машине в очередях на границе.

Простояв 7 часов на границе, перевели часы на час назад и скорее поехали в Познань. Но сделать это оказалось не так просто. Польские дороги - это настоящий ужас! Дороги очень узкие, через каждые пару километров проходят через населенные пункты, где скорость ограничена 50 км/ч, и абсолютно в каждом населенном пункте висит камера, фиксирующая превышение скорости. Совсем не хотелось узнавать, какие в Польше штрафы, поэтому ехали мы очень-очень аккуратно. Становилось не по себе при мысли, что нам так ехать 600 км до Познани. Но это были еще не все беды.

Из-за того, что под Варшавой все дороги были перекопаны в честь ожидаемого чемпионата Европы по футболу и организованы десятки объездов, навигатор отказался прокладывать маршрут, так как считал, что мы находимся в чистом поле. Приходилось прокладывать маршрут самостоятельно по карте и руководствоваться знаками. Таким образом мы заблудились и километров 30 ехали по грунтовой дороге… Ничего себе автомагистраль Москва - Берлин, думал я.

Но вскоре мы выскочили на настоящий польский автобан и, даже не успев этому обрадоваться, увидели надпись “POBOR” и пункт взимания платы за проезд "всего" по 0,2 злотого за 1 километр, принимают также евро по какому-то курсу. Остановившись раз 5 для поборов и отдав в общей сложности около 15 евро, мы наконец приехали в Познань к нашему первому хосту по каучсерфингу, женщине лет сорока. Разговаривали мы на английском, она похвасталась, что в далеком 1988-м году была в Минске, и с удовольствием бы приехала еще раз, но для них очень сложно получить нашу визу, гораздо сложнее и дороже, чем нам их. Также она рассказывала, как возрос уровень жизни польского народа после вступления Польши в Евросоюз, но пока уровень жизни не дотягивает до немецкого. Немецкий стандарт в 2 машины на семью среднему поляку пока не достичь.

День 3.

Зная, что в Польше топливо немного, но все-таки дешевле, чем в Германии, отправляемся на вокзал менять свои евро на злотые, чтобы заправиться "до полного" перед въездом в Германию, а заодно погулять по центру Познани.

Но, выехав на трассу, поняли, что сделали это зря: за 100 км до границы с Германией на каждом шагу находятся обменники, видимо, рассчитанные на немцев, въезжающих в Польшу с евро. Заправились до полного бака топливом "всего" по 1,2 евро за литр. И, переехав реку Одер, оказались в Германии. Дорога сразу стала шире, со всех сторон выросли ветряные электрогенераторы, точно, как у нас в Занарочи, только в огромных количествах.

Насладившись ездой по автобану, сверились с картой и решили поехать напрямик, маленькими местными дорожками. И... о, чудо! Дороги и тут идеальные! Видно, что асфальт не новый и весь в заплатках, но, наехав на такую заплатку, совершенно не замечаешь этого! Вот это да! Через сколько лет и у нас такие дороги будут? К тому времени нефть на планете еще не закончится?



Возвращаемся на автобан, скорость на нём ограничена техническими характеристиками машины и готовностью водителя платить за возрастающий, с увеличением скорости, расход топлива. К слову сказать, до въезда в Германию бортовой компьютер нашего "Фольксвагена" показал средний расход 3,9 литра ДТ/100 км. И это с учетом того, что мы 380 км по Беларуси до границы с Польшей ехали в основном 120 км/ч. Видно, сверхосторожная езда по польским дорогам до 50 в городе и до 90 вне города, и ни километром в час больше, благоприятно сказалась на топливной экономичности.



Сегодня наша цель – Бамбер, где нас ждет в гости подруга-землячка, которая там учится. Она угостила нас бамбергским пивом со вкусом копченого сыра, а мы ее нашим лидским квасом. Когда уселись за ужином болтать, нам начали рассказывать, куда мы попали и по каким правилам тут живут. Оказывается, у немцев такой порядок, потому что абсолютно все регламентировано. Порядок у них в крови, недаром из немцев получаются такие хорошие солдаты. Но если у кого-то из эмигрантов в крови этого порядка нет, то для него существует огромное количество всяческих законов и санкций, чтобы порядок соблюдали все.

Например, мусор. Нельзя, как мы привыкли, выкидывать все подряд в одно ведро. Есть отдельные мусорные ведра для пищевых отходов, для бумаги, для пластика и для прочего. Количество видов мусора варьирует по Германии от 2-х до 5-и, в зависимости от региона. Например, чтобы выкинуть пачку из-под сигарет, нужно ее разделить на составляющие: целлофановую пленку в корзину для пластика, фольгу в "прочее" и оставшуюся картонную пачку в корзину для бумаги.



Погуляв по ночному Бамбергу, отправляемся спать. Наша подруга нам любезно предоставила свою квартиру-студию, которую она снимает за 600 евро в месяц, а сама пошла ночевать к знакомым.

День 4

Утром мы приобщились к эффективному распределению времени и практике разделения труда: я готовлю завтрак, девушка ищет хост для ночлега в Мюнхене.



У каждой квартиры в доме, где мы жили, было свое парковочное место, даже если у обитателей квартиры машины нет. И в мыслях ни у кого нет занять чужое место. И не потому, что штраф за это наверняка есть, просто так не принято. Нам повезло припарковаться прямо под окном.

Сегодня едем в Нюрнберг, что всего в 60 км от Бамберга, в Дом-музей правосудия, где страны-союзники устраивали процесс над захваченными в плен нацистами руководителями после Второй мировой войны.

Приехав в музей по навигатору, я практически напротив входа обнаружил свободное парковочное место, стал на него, еще и похвастался: "Смотри, как тут надо парковаться!". Но на выходе нас ждал сюрприз, "тикет" под дворником на 15 евро! Изучив стоящий рядом знак на немецком языке, выяснили, что парковка эта только для жителей соседнего дома и всяким "понаехавшим" парковаться тут запрещено вообще. Даже за деньги. Других парковок в районе музея нет. Позже, в Мюнхене, местные жители пытались нам прочесть, что написано на найденной бумажке, сначала сказали, что на этой бумажке написано на "юридическом немецком языке", а они в школе учили только классический немецкий, там Гете-Фауст, так что сами не понимают, что написано. Долго-долго изучали, а потом рекомендовали ничего по этому "тикету" не платить и ждать, когда по месту регистрации машины в Минск придет еще одна просьба оплатить. Штраф выписала даже не полиция, а что-то вроде нашего товарищества собственников, и вероятность того, что они пошлют в Минск требование об оплате, равна нулю, так как они ленятся отсылать такие требования даже в соседние города. Было очень странно слышать такое от коренного немца.



Итак, Музей Нюрнбергского процесса в одноименном городе. Вход – 5 евро, и неважно, иностранец ты или свой. Но я тут вспомнил, что заочно получаю второе высшее образование в ИБМТ при БГУ и у меня есть студенческий билет. Для получения студенческих льгот всюду, где такие были предусмотрены, надо было показать свой белорусский студенческий и сказать "I’m a student, this is my ausweis! Belorussian State University, verstehe?". Это значительно понижало стоимость посещения музеев.
Музей Нюрнбергского процесса не впечатлил. Русскоязычный аудиогид с акцентом преподавателя русского языка в немецкой школе сухо и монотонно описывал события процесса. Зато стало понятно, чем Вторая мировая война отличается от Великой Отечественной:



Покатавшись немного по Нюрнбергу, а точнее немного постояв в пробках, вернулись в Бамберг, где нам устроили уже дневную экскурсию.



Прямо посреди площади обнаружили стул, накрытый стол и мелки с предложением посидеть, выпить вина и порисовать. Мы воспользовались предложением…



Город Бамберг включен в список городов Всемирного наследия ЮНЕСКО, тут есть на что посмотреть:





Например, на ухоженные сады:



Даже есть своя Венеция:



Подключились к местному мобильному оператору, теперь у нас есть интернет! С интернетом становятся доступны все достижения техники. Работают программы дополнительной реальности, можно болтать с домом по Скайпу, но самый большой сюрприз преподнесло приложение GooglMaps. При прокладке маршрута появилась кнопка "навигатор". Да еще какой! Подумать не мог, что навигатор может быть таким удобным: поиск адреса назначения в любом городе по-русски! Очень удобный интерфейс, не надо никаких карт закачивать, все загружается прямо из интернета. Не можешь понять по карте, как ехать? Не беда, нажимаешь кнопку, и навигация осуществляется по 3D-космоснимку. Становится ясно, что "за красным домом надо повернуть направо". А если все равно непонятно, то нажимаешь на кнопку, и он показывает фотографию развилки или поворота, как это выглядит с места водителя, и синей полоской указывает направление, куда надо ехать, естественно, проговаривая все голосом на русском. После того как один раз попробовал Google-навигатор, на навигатор от Navitel смотришь так, как смотришь на печатную машинку после работы на современном ноутбуке. Жаль, что дома, в Беларуси, он не работает. Да и в России он работает только в Москве и МО.

Справедливости ради надо отметить, что мобильный интернет у оператора T-Mobile (Deutsche Telekom, госоператор типа нашего "Белтелекома") в разы медленнее и более глючный, чем наш минский мобильный интернет от velcom. А при этом по цене в 8 раз дороже! Хоть что-то у нас да лучше.

Аттракцион в парке. Только для детей до 12 лет

Я просто уверен, что немецкие дети за день до своего двенадцатилетия приходят сюда, чтобы последний раз в жизни покататься на этом чудном аттракционе. А мы подумали, что в душе мы до сих пор дети и нам можно.
Вечером отправились в гости на ужин к немецким студентам. Среди них оказалось довольно много граждан России, Украины и Беларуси.



Мы, как обычно, пришли с лидским квасом, но оказались не оригинальными, местные русскоязычные студенты пришли с монастырским квасом и лимонадом "Буратино" местного розлива, которые продаются в многочисленных русских магазинчиках для ностальгирующих эмигрантов.

День 5

Проснувшись в той же любезно нам предоставленной квартире-студии, попрощались с хозяйкой и отправились в город Нёрдлингер.



Дав порулить девушке, решил почитать, что это за город такой. Оказывается, незадолго до нашего туда приезда, примерно 15 миллионов лет назад, небольшой астероид диаметром 100-150 метров на скорости 90 000(!) км/час врезался в Землю именно в этом месте. И за 0,2 с образовал самый большой в Европе метеоритный кратер "Риз" диаметром 25 км. Сила удара эквивалентна мощности одновременного взрыва 100 000 хиросимских атомных бомб. Радиус абсолютного уничтожения всего живого – 200 км, а выброшенные взрывом осколки находят в районе Киева и Лондона. Прямо в этом кратере и стоит городок Нёрдлингер, кстати, один из трех городов Германии, имеющий полностью сохранившуюся городскую стену.

Горы на заднем плане - это не горы геологического происхождения, а кромка метеоритного кратера

Так старый город выглядит на плане:



Наслаждаясь средневековой красотой, мы отправились гулять по городской стене…







…и любоваться черепичными крышами…





Посреди города стоит кирха святого Георгия 1427-1505 гг., с 90-метровой колокольней. Примечательно, что вся кирха построена из материала, образовавшегося после удара астероида. Пожалуй, это единственная в мире церковь неземного происхождения.



Погуляв по городу, отправились в музей кратера Риз. В музее было очень красиво, просто и доступно рассказано и показано, как страшный метеорит врезался в Землю. Также можно было потрогать прилетевшие к нам другие метеориты и посмотреть на привезенный американцами камушек… с Луны.



Оказывается, в Европе огромное множество кратеров, вся Земля постоянно находится под угрозой бомбардировки метеоритами. Другое дело, что это достаточно редкое явление и метеоры такого размера падают на Землю раз в миллион лет, что в переводе на русский звучит как "Чуть чаще, чем никогда".





А вот такие железяки падают с неба достаточно часто. Нам даже предложили купить похожий, всего за 300 евро:



Уникальность этого метеорита в том, что про него все известно, откуда он прилетел, когда точно и где упал.

Вместе с детишками посмотрели слайд-шоу об образовании кратера от удара метеорита. И изучили, какие породы и на каком расстоянии от эпицентра образовываются.



Также в музее обнаружили увлекательную игру. Суть ее заключалась в следующем: нужно было выбрать размер метеора и сталкивать его с Землей, а потом наблюдать, какое зарево будет в Париже над Эйфелевой башней, если направить на Нёрдлингер еще один такой же метеор, как и 15 миллионов лет назад. Опасность игры была в том, что если перебрать с размером метеора, можно было ненароком убить все живое на Земле.





Погуляв еще немного по городу Нёрдлингер и перекусив в Макдоналдсе, отправились на кромку кратера, так как вычитали в книжке "500 мест на Земле, которые надо посетить", что оттуда открывается замечательный вид.

По дороге прямо на стоянке нашли какой-то старый "Форд" американского происхождения



И действительно, вид открывается замечательный, весь кратер как на ладони, виден противоположный край, и кругом поля, поля… можно сидеть на скамеечке или на камушке астероидного происхождения и любоваться открывающимся видом.





Далее по извилистым дорожкам, спускаясь с кромки кратера с другой стороны, поехали в город Мюнхен, столицу Баварии, известный своей архитектурой, пивом, нацистами, олимпийским парком, оставшимся с Олимпиады 1972 года, и штаб квартирой BMW.

Приехав в Мюнхен без труда, с помощью навигатора найдя адрес хостов, полчаса кружили по району в поисках места парковки на ночь. В конце концов нашли в 10-и минутах ходьбы стоянку, где можно парковаться бесплатно с 7-и вечера до 9-и утра, а в остальное время не более двух часов, для чего пришлось купить специальный "паркишон", на котором выставляется время прибытия машины для контроля.

Наши новые хосты, муж с женой. Очень вкусно покормили нас и предложили показать город, мы согласились. Ехать было решено на общественном транспорте, на метро. Увидев ценник на поездку, я быстро вычислил, что минимальная стоимость проезда в общественном транспорте Германии выше минского штрафа за безбилетный проезд и составляет 2,5 евро. Таким образом, чтобы вдвоем проехать в центр города и вернуться обратно, мы заплатили 10 евро. Закрадывается мысль, что дешевле немцам ездить на машине, платя по 1,45 евро за топливо, но наши новые друзья объяснили нам, что цена топлива не самая существенная статья расхода немца-автолюбителя. Одна только страховка для начинающего водителя стоит 100 евро в месяц. А еще есть налог на имущество, экологический налог, зависящий от того, сколько на 1 км автомобиль выбрасывает СО или СО2. Даже для того чтобы парковаться возле своего дома - и то надо платить 30 евро в год. Плюс к этому в центре парковки стоят от 1 евро в час.

Гуляя по центральным улицам Мюнхена, где когда-то Гитлер собирал свои митинги, наш немец рассказывал про современное немецкое общество: немцы сами выбрали, как им жить, и сформировали очень дисциплинированное общество с помощью огромного количества законов и правил. Так же, как и у нас, в Германии все законы делаются для человека, но не для конкретного человека, а для каждого немца. Например, так как немцы очень любят пиво и очень любят ездить на машине, закон разрешает выпить кружку пива и ехать на машине. Норма содержания алкоголя в крови, как у нас, у немцев тоже есть, но ею практически не пользуются, степень опьянения определяется инспектором без всяких трубок и алкотестеров. А поскольку там полиция останавливает машины только в случае нарушений, а не для проверки документов или состояния водителя, то можно ездить в любом состоянии, пока это безопасно. Но вот если попасть подшофе в ДТП – мало не покажется, волчий билет на всю жизнь. Порядочные немцы это понимают и больше бокала пива за рулем себе не позволяют.

Примечательно, как по объему дозволенного содержания алкоголя в крови государство доверяет своим гражданам управлять автомобилями. Россия и Украина, как я недавно убедился на своем печальном опыте, совсем не доверяет своим водителям пить за рулем, допустимое содержание алкоголя в крови водителя – 0,00 промилле. И правильно делает, разреши русскому или украинцу выпить рюмку, он же бутылку выпьет. Правда, строгость законов тут компенсируется необязательностью их исполнения с возможностью "договориться". Другая крайность - Англия и Германия с 0,8 и 0,5 промилле соответственно. В самом деле, заботятся о гражданах: как им домой ночью из паба или бара добраться? Вот они, сознательные граждане, знают свою меру и не позволяют себе напиваться, "я же за рулем". В нашей родной Республике Беларусь недавно решили снизить допустимое содержание алкоголя в крови водителя с 0,5 до 0,3 промилле… Приятно осознавать, что государство доверяло нам совсем недавно, как в Германии, но не оправдал наш народ такого высокого доверия.

Наши хосты отлично разговаривают на английском, вообще все немцы отлично разговаривают на английском, но в момент, когда на нас вдруг выскочила машина, рефлекторно воскликнули "Achtung! Achtung!".

На экскурсии по городу нам рассказали, где выступал Гитлер, показали самую дорогую улицу Германии, и, проводив нас до Придворной пивоварни Hofbräuhaus, наши хосты, сфотографировавшись с нами, сбежали домой спать, оставив нам ключи.



Именно эта огромная трехэтажная со множеством залов пивоварня известна во всем мире тем, что там пили пиво такие известные личности, как Вольфганг Амадей Моцарт, Елизавета Баварская, Владимир Ленин с супругой Надеждой Крупской. А Адольф Гитлер 24 февраля 1920 года в 7.30 в Парадном зале на 2000 человек проводил там общественное собрание. На том собрании он официально озвучил программу Национал-социалистической немецкой рабочей партии.



Выбрав зал побольше, на 2000 человек, мы увидели необычное зрелище.

Во-первых, других бокалов, кроме как объемом один литр, ни у кого не было, хотя в меню они и были, причем маленькие, хрупкие немки уверенно хлестали пиво из литровых бокалов. В подавляющем большинстве случаев бокалов было выпито более одного.
Во-вторых, на сцене играл баварский пивной оркестр, после каждой песни певец поднимал бокал вверх, напевая In München steht ein Hofbräuhaus - oans, zwoa, g'suffa" ("Есть в Мюнхене Хофбройхаус — раз, два, пьем!"). И весь зал начинал подпевать, поднимая бокал вверх и чокаясь с соседями.
Люди начали танцевать прямо там, где сидели. Далее немцы начали беситься. На длинных столах посетители начали поочередно вставать и садиться. Получались такие волны. Похожее синхронное шоу я видел только в Минске на параде Дня Независимости на выступлении роты почетного караула. А напоследок все побежали на сцену, уселись на полу друг за другом и начали раскачиваться под музыку взад-вперед.
Литровый стакан пива – 8 евро.





Вернулись к хостам поздно на метро. Гигантский кратер и гигантская пивная в один день. Скорее спать, впереди нас ждет Олимпийский парк Мюнхена, музей BMW и пещера Шарлотен Холен.

Продолжение следует...

***
Друзья, в течение года многие из вас путешествуют за пределами нашей страны. Если у вас есть интересные фотографии с отдыха и желание рассказать о любимом месте посетителям TUT.BY, с нетерпением ждем на адрес media@tutby.com с пометкой "Фотоотдых": 

1. Историю вашего путешествия (Документ Word) - где и с кем вам посчастливилось побывать. Как долго? Почему выбор пал именно на эту страну? Что вам запомнилось, не понравилось, удивило. Какие там люди, стиль жизни, цены, традиции? Архитектура и природа? И любые другие мелочи - важен именно ваш субъективный взгляд.

2. Фото отдельным файлом. Размер - 700 по большей стороне. Будет удобно их пронумеровать, а номера снимков поставить в п. 2 - нам будет проще их ставить в новость.

3. Комментарии к фото. Можно отдельным файлом в Word. Опять-таки для вашего удобства по принципу номер фото - ваш комментарий. 

-30%
-35%
-50%
-10%
-30%
-20%
-50%
-30%