168 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  2. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  3. Приближается 9 Мая. Как можно поздравить ветеранов и помочь им (в том числе финансово)
  4. СМИ назвали фамилию еще одного возможного фигуранта по «делу о госперевороте»
  5. Белоруса посадили на 30 суток, а он все равно гуляет по Минску и даже путешествует. Все благодаря идее жены и ее подруги
  6. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  7. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
  8. Тест. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
  9. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  10. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог
  11. Теперь официально: ветераны ВОВ не получат в этом году единовременные выплаты к 9 Мая
  12. В МИД Беларуси ответили на призыв «Большой семерки» провести новые выборы
  13. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  14. «На 19 мая у него был обратный билет в Норильск». Что известно о докторе, которого задержали в Борисове
  15. Почему появляются родинки? Онколог объясняет простыми словами
  16. Одежду и аксессуары с лого TUT.BY теперь можно купить онлайн. Рассказываем как
  17. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  18. В Беларуси готовят указ по банковскому мошенничеству. Что планируют изменить
  19. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню
  20. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  21. Лукашенко: Нам нужны действительно государственные люди
  22. Школьница написала на асфальте «Жыве» и попала в РУВД за пикет. Рассказываем, чем все закончилось
  23. «Органы внутренних дел не дадут омрачить великий праздник». Милиция рассказала, как будет работать 9 мая
  24. «Заинтересовали вещи определенных цветов». К дизайнерам Honar пришел с проверкой Госстандарт
  25. В День Победы над Минском пролетят самолеты и вертолеты всего двух моделей. Рассказываем почему
  26. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  27. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  28. Мингорисполком отказал в проведении отдельного шествия «Бессмертный полк»
  29. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  30. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками


Друзья, вы интересуетесь историей родного края? Любите путешествовать по просторам Беларуси, расширяя свои знания о нашей стране? Знакомиться с образом жизни белорусских городов и деревень, общаться с местными жителями,  любоваться природой...

В рамках проекта "Народные 100 дорог" сегодня мы рады пригласить вас в деревню Росица Витебской области, где последней дорогой росицких мучеников прошел наш читатель Александр Аниськович. 

Текст и фото: Александр Аниськович

На северо-востоке Беларуси, в Верхнедвинском районе, у самой границы с Латвией есть небольшая деревенька Росица. Богатую и интересную историю имеет это былое старинное местечко. Однако широкую известность в Беларуси и даже за рубежом Росица приобрела в результате жутких событий февраля-марта 1943-го года. Тогда фашистские каратели испепелили не только эту деревню, но и еще 426 населенных пунктов этого региона Беларуси, вместе с такими крупными, как Освея, Кохановичи, Задежье и Зайцево. С холодным садизмом были живьем сожжены и утоплены в ледяных водах реки Свольны 3639 мирных жителей. О бесчеловечности карателей говорит тот факт, что среди этого количества жертв было 2118 детей до 12 лет и 310 человек старше 50 лет. Оставшиеся в живых 2615 “счастливцев” были вывезены в рабство в Германию. Около 1000 детей попали в фашистский концлагерь Саласпилс под Ригой, где у них брали кровь для раненых солдат армии захватчиков.

…В годы войны на оккупированной территории Беларуси стали стихийно возрождаться церкви и костелы. Люди, измученные предвоенными годами гонений на религию и выпавшими на них лишениями войны, стали обращаться к Богу и охотно возрождать службу в храмах. Так случилось и в Росице. После долгого перерыва в августе 1941 года в росицком костеле вновь состоялась служба, которую провел приезжий ксендз из соседней Латвии. Однако росицкие верующие не ограничились одиночной службой и обратились за поддержкой своих духовных нужд в местечко Друя (ныне Браславский район), в монастырь Ордена Марианов. Уже в октябре 1941 года из Друи к Росице вышли первые миссионеры. Руководителем миссии в Росице стал ксендз-марианин Антоний Лящевич (годы жизни 1890-1943) - белорус, за плечами которого уже было 25 лет службы, большую часть которой он провел среди россиян-эмигрантов в дальневосточном китайском городе Харбин. В декабре к ксендзу Лящевичу присоединились еще два ксендза. Нелегкую работу святых отцов помогали выполнять монахини сестры-евхаристки.

Религиозная жизнь здесь стала возрождаться очень быстро. Своей деятельностью ксендзы-мариане охватили большую территорию - Освею, Замошье, Защирино, Дриссу (ныне Верхнедвинск), Бигосово, Балины. В Росицу на службу стали приезжать люди из самых удаленных уголков северо-востока Беларуси. Среди посетителей росицкого костела были не только верующие-католики и те, кто хотел принять крещение, но и православные. Разрушенные в довоенные годы православные святыни не оставляли надежды верующим на их возрождение, поэтому и обратился православный люд к костелу - и единение этих двух христианских религий здесь, в Росице, было искренним и настоящим.

Летом 1942 года к миссионерской работе в Росице присоединился ксендз Юрий Кашира (годы жизни 1904-1943). Выходец из белорусской православной семьи, он перешел в католичество, стал воспитанником друйских мариан и принял сан священника.

Ксендзы Антоний Лящевич и Юрий Кашира вдвоем и с помощью сестер-евхаристок Ядвиги Виршуты и Аполлонии Петкун продолжали миссионерскую работу, которая становилась все более опасной. Днем в Росице и округе хозяйничали немцы и под угрозой применения оружия требовали информации о партизанах, а с наступлением ночи появлялись партизаны и расспрашивали про немцев.

Уже в конце 1942 года повсеместные слухи предупреждали о возможности карательной акции со стороны оккупационных властей. Фашисты ставили себе задачу очистить территорию от многочисленных белорусских, русских и латвийских партизанских формирований, которые активно вели борьбу в этом регионе. Однако мало кто тогда предполагал, что карательная акция будет направлена не только против хорошо вооруженных партизан, но и против мирного населения. Руководство друйских мариан настоятельно рекомендовало ксендзам и сестрам покинуть Росицу и вернуться в Друю, однако, несмотря на жесткое требование своего руководства, миссионеры решили остаться со своими прихожанами в Росице.

Карательная акция, цинично названная немцами "Зимнее волшебство", началась. Затянулось небо черным дымом от сожженных деревень. Каратели не жалели ни детей, ни стариков. Одной из первых жертв акции стала Росица. 16 февраля 1943 года фашисты начали сгонять в росицкий костел местное население. Пригоняли все новые и новые группы мирных жителей из окрестных деревень и лесов. Храм быстро наполнился стариками, детьми и женщинами - на руках многих из них были младенцы. Среди толпы оказались и ксендзы Антоний Лящевич, Юрий Кашира и сестры-евхаристки. Пять холодных февральских дней и ночей слушал храм стоны и плач обреченных на смерть или рабство людей. Утешением стали только слова молитвы ксендзов. Перед лицом тяжкого испытания, предстоявшего каждому, ксендзы стали исповедывать людей, а многие некрещенные пленники пожелали принять крещение. Постепенно в храме установилось спокойствие, которое могло только удивлять.

В конце концов немецкий офицер разрешил ксендзам и сестрам свободно выходить и входить в здание костела. Эту возможность они использовали, чтобы выпекать хлеб и находить любую другую еду для людей, которые оставались запертыми в костеле. Каратели говорили людям, что их повезут на работу в Германию, однако надежда на это была очень слабая - все знали, что вокруг день и ночь полыхают пожары, в которых мучительной смертью гибнут люди.

В виде исключения каратели дали возможность ксендзам и сестрам покинуть Росицу и спасти таким образом себе жизни. По приказу ксендзов сестры-евхаристки покинули местечко. Однако Антоний Лящевич и Юрий Кашира в своем священническом призвании решили, что святая обязанность их миссии оставаться там, где терпит горе их паства, чтобы быть людям духовной поддержкою в последние минуты жизни. "Будьте мужественны. Молитесь", - сказал на прощание с сестрами-евхаристками ксендз Антоний. Через некоторое время от костела отъехало множество санных подвод - каратели свозили людей на сожжение в колхозную конюшню. Среди них был и ксендз Антоний Лящевич… Через день фашисты выводили из костела следующую группу - ее возглавлял с крестом в руках ксендз Юрий Кашира. Каратели еще раз предложили священнику спасти себе жизнь, на что он ответил: "Где мои братья умирать будут, там и я"…

Большинство плененных в Росице мирных жителей были живьем сожжены в колхозных конюшнях и хатах (более 1530 человек). Со своими прихожанами сгорели и ксендзы. Последним актом трагедии в выжженной Росице стал вывоз окаменелых от пережитого, но уцелевших людей на железнодорожную станцию Бигосово. Их ждал концентрационный лагерь Саласпилс...

Жертву священников признал подвигом весь католический мир: в 1999 году росицкие ксендзы Антоний Лящевич и Юрий Кашира были канонизированы Папой Римским Яном Павлом II как святые мученики, а костел в Росице стал для Беларуси национальной исторической и духовной ценностью.

Вот уже почти 20 лет собирает росицкий костел в своих стенах паломников из разных мест Беларуси. Дважды в году - в середине февраля и начале августа - здесь собираются многолюдные фэсты. Продолжил традицию и нынешний год. Несмотря на 25-градусный мороз, 19 февраля Росицу посетило около 300 паломников из Минска, Борисова, Мозыря, Жодино, Мстиславля, Молодечно, Полоцка, Лиды, Россон и Витебска. После традиционного молебна местные прихожане и паломники прошли последней дорогой росицких мучеников от здания костела до мемориального креста на другом краю деревни, где в конюшне было сожжено наибольшее количество жителей Росицы.

Какова была мера любви росицких священников к своему народу, чтобы не оставить прихожан в смертный час и по своей воле пойти с ними на смерть? Как поступил бы каждый из нас, окажись мы в схожей ситуации? Посещая Росицу, мы задаемся этими вопросами и где-то глубоко-глубоко в душе колеблемся дать однозначный на них ответ. В одной из молитвенных песен, которые здесь часто звучат есть слова "Няма большай любові, як жыццё сваё аддаць, за сяброў сваіх". Действительно, более высокой меры любви не существует. Дай Бог нам силы любить своих близких, свой народ, свою страну, так как на то были способны росицкие ксендзы. Нынешняя современная жизнь постоянно предлагает выбор. На работе, в быту, в политических предпочтениях - везде нам предлагается сделать свой выбор, иногда и тяжелый. Получить духовную силу делать всегда правильный выбор, мы получаем в таком многострадальном месте как Росица.


Фото: Александр Аниськович 


Костел в Росице. Построен в неороманском стиле в 1906-1911 годах. Фото 1911 года.


В 1930-е годы - времена борьбы с религией - костел был закрыт, а высокие башни фасада разрушены.


Мемориальный знак при въезде в деревню Росица.


Вид этой большой святыни завораживает уже издалека.


Современный вид костела в Росице.


Паміж небам і зямлёй.


Фреска главного алтаря костела, изображающая мучеников Юрия Каширу и Антония Лящевича.


Скромный главный алтарь росицкого костела.


Группа паломников идет последней дорогой росицких мучеников. В память о подвиге ксендза Юрия Каширы ее возглавляет с крестом в руках один из прихожан.


Росицкое озеро зимой.


Мемориальный крест на месте, где фашисты сожгли более 300 мирных жителей Росицы. Вместе с прихожанами здесь мученически погиб и ксендз Антоний Лящевич.



На противоположном конце деревни стоит еще один крест на месте гибели другой группы жителей, среди которых принял смерть ксендз Юрий Кашира.

Текст подготовлен с использованием следующих источников:

- “Нашы касцёлы”. кс.Я.Жыскар. Варшава-С.Петярбург. 1912-1914г.
- “Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Віцебская вобласць”. Мінск. 1985г.
- “Люта-вогненны месяц Асвейшчыны”. Сяргей Панізьнік. Газ.”Голас Радзімы” №11(2465) ад 14 сакавіка 1996г.
- “Росіцкія мучанікі”. Вячаслаў Пялінак MIC. Росіца. 1999г.
- “Жалобны арган Расіцы”. Антон Бубала. 1999г.
- “Памяць. Верхнядзвінскі раён”. кніга 1 і 2. Мінск. 2000г.
- “На Белай Русі ў Сар’і”. Людміла Хмяльніцкая. С.Петярбург-Менск.2001г.
- “Росіцкія мучанікі”. Ірына Жарнасек. Рэсурс інтэрнету. 2003г.
- “Будзь воля Твая”. Ірына Жарнасек. Мінск. 2004г.
- “Зімовыя малітвы ў Росіцы”. Ірына Жарнасек. Часопіс “Авэ Марыя”№3.2006г.
- “Архітэктура Беларусі”. Том 3, кніга 2. Мінск. 2007г.
- “Вакно ў вечнасць”. Кс. Андрэй Сідаровіч MIC. Часопіс “Наша Вера” №1/39. 2007г.

P.S. Александр Аниськович проживает в Витебске, "часто посещаю верхнедвинско-миорское Придвинье - родину своих отцов и дедов. Немного увлекаюсь краеведением этого приграничного с Латвией уголка Витебщины".

Дорогие читатели, принимайте участие в проекте "Народные 100 дорог"! У многих из вас есть что рассказать о своей малой родине. Только вы сможете объяснить, почему именно это место - самое красивое и самое важное для вас в нашей стране. Пусть о нем узнают все посетители портала TUT.BY. Присылайте нам свои текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы на адрес media@tutby.com с пометкой "Народные 100 дорог"! Мы опубликуем их и добавим вашу историю на наш интерактивный атлас Беларуси.

Природа и архитектура, люди и местный диалект, обряды и традиции, атмосфера и стиль жизни вашего любимого города-деревни-уголка Беларуси - нам интересна каждая мелочь!
-10%
-90%
-20%
-35%
-15%
-5%
-15%
-10%
-30%
-20%
-55%