Мы предлагаем вашему вниманию проект Национальной платформы бизнеса Беларуси 2011 года. Он является результатом совместной работы экспертов, предпринимателей, представителей деловых союзов со всей страны. Это работа в процессе. Мы открыты к диалогу. Мы рассматриваем любые конструктивные предложения по Платформе-2011. Предлагаем в этом виртуальном круглом столе (так можно назвать этот блог) обсудить данный проект документа, чтобы в начале марта 2011 года предложить правительству консолидированную, реалистичную, конструктивную Платформу белорусского бизнеса, как основу реального частно-государственного партнерства.

Ярослав Романчук
Ярослав Романчук
1. Введение

2011 год для белорусской экономики особый. Перед страной стоит целый ряд серьезных структурных и институциональных проблем и вызовов. Для их решения есть необходимые ресурсы и институты. Мы начинаем не с нуля, а с достаточно высокого старта. Есть европейский уровень образования и профессиональной подготовки людей. Большой опыт накопили предприниматели и государственные служащие. Безусловным плюсом нашей страны является развитая инфраструктура. В национальных интересах Беларуси синхронизация действий бизнес сообщества и власти, гражданского общества и органов государственного управления. Задачи и вызовы белорусской экономики частично обусловлены внешними факторами, но есть целый ряд внутренних, которые в 2011 году будут оказывать существенное влияние на поведение предприятий, финансовых организаций и органов государственной власти.

Первое. Нам предстоит ускоренная адаптация к мировым ценам на энергоресурсы. Это значит, что повышается важность не только их экономии, но, в первую очередь, повышение энергоэффективности. Без закупки новых станков, машин и оборудования не обойтись. Ресурсов внутри страны на полноценную модернизацию не хватает. Значит, нам нужна открытость, партнерство с авторитетными производителями и финансовыми организациями мира, защита прав собственности и полноценная экономическая свобода. Нам нужна честная, открытая приватизация, которая будет способствовать становлению национального бизнеса.

Второе. Нельзя больше закрывать глаза на проблему баланса внешней торговли и дефицита текущего счета платежного баланса. Из года в год мы тратим больше валюты, чем зарабатываем. Жизнь в долг чревата попаданием в финансовую ловушку и даже дефолтом. Сокращение золотовалютных резервов, проедание валютных кредитов, минимальное количество предприятий, зарабатывающих валюту – все это говорит о необходимости серьезной корректировки экономической политики. Реализуемые на протяжении более 10 лет государственные программы импортозамещения и стимулирования экспорта не привели к выполнению поставленных задач. Требуется кардинальное изменение подходов к обеспечению конкурентоспособности белорусских товаров и услуг.

Третье. Усугубляется проблема неплатежей, складских запасов и "замороженных" активов в низкокачественных инвестиционных проектах. Механизмы обновления экономической структуры страны работают очень медленно. Предоставляемые отдельным предприятиям и секторам льготные условия хозяйствования не приводят к созданию современных конкурентных в региональной экономике проектов. Обеспечения свободного входа на рынок должно идти в паре с рыночными механизмами санации и банкротства, противодействия монополистическим практикам.

Четвертое. Обостряется проблема неравных условий работы на внутреннем рынке страны. Государственные посредники в лице концернов, министерств и структур местной исполнительной власти создали, по сути дела, двухуровневую экономику. Малый и средний бизнес страны, индивидуальные предприниматели работают в худших ценовых условиях по доступу к сырью, кредитным ресурсам, аренде недвижимости, условиях оплаты за поставленные товары и оказанные услуги.

Пятое. Падает качество макроэкономической политики. По-прежнему высокой остается инфляция. Реальна угроза девальвации. Существенно хуже стали условия покупки валюты и оплаты импорта. Плохим, непозволительно дорогим остается доступ к земле. Не созданы условия для беспрепятственного доступа белорусских товаров на рынок стран ЕС и Украины. Не разрешены проблемы зачета НДС, нетарифных барьеров в торговле с Россией. Не остановлено бегство мозгов и отток из страны высококвалифицированных кадров.

Шестое. В стране сильно запаздывают реальная либерализация и системные реформы делового климата. Несмотря на проведенную работу по поддержке национального предпринимательства и создания благоприятных инвестиционных условий, Беларусь ухудшила свое положение в рейтинге стран по качеству делового климата, переместившись с 64-го на 68-ое место[1]. Наша страна остается на последнем,183-м месте в мире по качеству налоговой системы[2]. По уровню экономической свободы наша страна опустилась с 150-го места в 2010г. на 155-ое в 2011г.[3] Не решен до конца базовый вопрос ценовой либерализации. По-прежнему чрезвычайно высокими остаются штрафы и наказания бизнеса.

Директива президента Республики Беларусь № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" от 31 декабря 2010 года является, с одной стороны, свидетельством успеха частно-государственного партнерства в области выработки законодательства, с другой стороны, взаимным обязательством. Данный документ содержит много положительных пропредпринимательских положений. Директива № 4 – это важная идеологическая платформа для создания в стране благоприятного делового климата. Она предполагает разработку и принятие целого пакета актов законодательства.

Работа над реализацией Директивы № 4 является шансом на создание новой культуры сотрудничества бизнес сообщества и власти, важнейшим этапом формирования доверия друг к другу, возможностью для создания в Беларуси одного из лучших в Европе деловых климатов.

Пришло время реальных дел. Правительство страны не может себе позволить небрежное отношение к национальному бизнесу. Белорусский бизнес не может позволить себе стоять в стороне от системных социально-экономических преобразований. Только вместе мы решим все задачи, достойно ответим на все вызовы. Только вместе мы построим сильную, процветающую, предпринимательскую Беларусь.

Читать проект полностью и комментировать его на блоге автора >>>

Ярослав Романчук - независимый экономист, руководитель белорусского аналитического центра Мизеса.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора блога может не совпадать с мнением редакции TUT.BY
-40%
-10%
-10%
-25%
-35%
-50%
-21%
-21%