176 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Родителям сказал, что пойду пожить к другу». Студент отсидел три месяца, услышал приговор и сбежал за границу
  2. Белорус принял участие в «спецоперации» и лишился более 200 тысяч долларов
  3. Лукашенко подписал указ о застройке 10 квадратных километров на севере Минска
  4. Фоторепортаж. На Куйбышева открылась «Песочница» — площадка с уличной едой, которую любят минчане
  5. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  6. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  7. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  8. Возле Дома правосудия задержали журналиста TUT.BY. Ее отправили на Окрестина, в субботу будут судить
  9. Личный опыт. Как в Беларуси стартовало бесплатное исследование иммунитета против COVID-19
  10. Виновен посмертно. Верховный суд рассмотрел апелляцию по делу застреленного силовиками Шутова и его друга
  11. «Мы, иностранцы, с ума сходим». Белоруска уехала за мужем в сектор Газа и теперь вынуждена жить на войне
  12. Лукашенко подписал законы о недопущении реабилитации нацизма и противодействии экстремизму. Что изменится?
  13. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  14. Флаги везде, «супермитинги» и «неотданная любимая». Как власть отвечала на идеи оппонентов
  15. Стартовала выставка-конвент Unicon & Game Expo. Вот как выглядят ее гости и участники
  16. Стоматолог понятно объясняет, нужны ли вам брекеты и что о них важно знать
  17. Уволенному директору Оперного театра нашли новую работу
  18. «Расходы превышают доходы, нужно еще 10−15 млн». Олексин может выкупить торговый центр «Валерьяново»
  19. В программе белорусских каналов на следующую неделю нет «Евровидения». Попробовали разобраться, что это значит
  20. Открыли TikTok-парк, в планах — расчетно-кассовый центр. Как пробуют «оживить» торговый центр «Столица»
  21. Экс-капитана Генштаба за фото документа «польскому телеграм-каналу» приговорили к 18 годам за госизмену
  22. После заявления Минтруда, что ветераны не получат выплаты к 9 мая, BYSOL запустил сбор. Сколько собрали
  23. Биолог рассказал, как вырастить богатый урожай капусты. Вот пять правил
  24. Задержания у суда, 18 лет за госизмену, плохие новости о погоде, наши в Индии и секторе Газа — все за вчера
  25. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отправилась за мухоморами
  26. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  27. Лукашенко — о восстановлении горевшего костела в Будславе: Без государства ни черта не сделают все равно
  28. Израиль начал в секторе Газа военную операцию. Рассказываем обо всех предыдущих попытках
  29. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  30. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом


Мы предлагаем вашему вниманию проект Национальной платформы бизнеса Беларуси 2011 года. Он является результатом совместной работы экспертов, предпринимателей, представителей деловых союзов со всей страны. Это работа в процессе. Мы открыты к диалогу. Мы рассматриваем любые конструктивные предложения по Платформе-2011. Предлагаем в этом виртуальном круглом столе (так можно назвать этот блог) обсудить данный проект документа, чтобы в начале марта 2011 года предложить правительству консолидированную, реалистичную, конструктивную Платформу белорусского бизнеса, как основу реального частно-государственного партнерства.

Ярослав Романчук
Ярослав Романчук
1. Введение

2011 год для белорусской экономики особый. Перед страной стоит целый ряд серьезных структурных и институциональных проблем и вызовов. Для их решения есть необходимые ресурсы и институты. Мы начинаем не с нуля, а с достаточно высокого старта. Есть европейский уровень образования и профессиональной подготовки людей. Большой опыт накопили предприниматели и государственные служащие. Безусловным плюсом нашей страны является развитая инфраструктура. В национальных интересах Беларуси синхронизация действий бизнес сообщества и власти, гражданского общества и органов государственного управления. Задачи и вызовы белорусской экономики частично обусловлены внешними факторами, но есть целый ряд внутренних, которые в 2011 году будут оказывать существенное влияние на поведение предприятий, финансовых организаций и органов государственной власти.

Первое. Нам предстоит ускоренная адаптация к мировым ценам на энергоресурсы. Это значит, что повышается важность не только их экономии, но, в первую очередь, повышение энергоэффективности. Без закупки новых станков, машин и оборудования не обойтись. Ресурсов внутри страны на полноценную модернизацию не хватает. Значит, нам нужна открытость, партнерство с авторитетными производителями и финансовыми организациями мира, защита прав собственности и полноценная экономическая свобода. Нам нужна честная, открытая приватизация, которая будет способствовать становлению национального бизнеса.

Второе. Нельзя больше закрывать глаза на проблему баланса внешней торговли и дефицита текущего счета платежного баланса. Из года в год мы тратим больше валюты, чем зарабатываем. Жизнь в долг чревата попаданием в финансовую ловушку и даже дефолтом. Сокращение золотовалютных резервов, проедание валютных кредитов, минимальное количество предприятий, зарабатывающих валюту – все это говорит о необходимости серьезной корректировки экономической политики. Реализуемые на протяжении более 10 лет государственные программы импортозамещения и стимулирования экспорта не привели к выполнению поставленных задач. Требуется кардинальное изменение подходов к обеспечению конкурентоспособности белорусских товаров и услуг.

Третье. Усугубляется проблема неплатежей, складских запасов и "замороженных" активов в низкокачественных инвестиционных проектах. Механизмы обновления экономической структуры страны работают очень медленно. Предоставляемые отдельным предприятиям и секторам льготные условия хозяйствования не приводят к созданию современных конкурентных в региональной экономике проектов. Обеспечения свободного входа на рынок должно идти в паре с рыночными механизмами санации и банкротства, противодействия монополистическим практикам.

Четвертое. Обостряется проблема неравных условий работы на внутреннем рынке страны. Государственные посредники в лице концернов, министерств и структур местной исполнительной власти создали, по сути дела, двухуровневую экономику. Малый и средний бизнес страны, индивидуальные предприниматели работают в худших ценовых условиях по доступу к сырью, кредитным ресурсам, аренде недвижимости, условиях оплаты за поставленные товары и оказанные услуги.

Пятое. Падает качество макроэкономической политики. По-прежнему высокой остается инфляция. Реальна угроза девальвации. Существенно хуже стали условия покупки валюты и оплаты импорта. Плохим, непозволительно дорогим остается доступ к земле. Не созданы условия для беспрепятственного доступа белорусских товаров на рынок стран ЕС и Украины. Не разрешены проблемы зачета НДС, нетарифных барьеров в торговле с Россией. Не остановлено бегство мозгов и отток из страны высококвалифицированных кадров.

Шестое. В стране сильно запаздывают реальная либерализация и системные реформы делового климата. Несмотря на проведенную работу по поддержке национального предпринимательства и создания благоприятных инвестиционных условий, Беларусь ухудшила свое положение в рейтинге стран по качеству делового климата, переместившись с 64-го на 68-ое место[1]. Наша страна остается на последнем,183-м месте в мире по качеству налоговой системы[2]. По уровню экономической свободы наша страна опустилась с 150-го места в 2010г. на 155-ое в 2011г.[3] Не решен до конца базовый вопрос ценовой либерализации. По-прежнему чрезвычайно высокими остаются штрафы и наказания бизнеса.

Директива президента Республики Беларусь № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" от 31 декабря 2010 года является, с одной стороны, свидетельством успеха частно-государственного партнерства в области выработки законодательства, с другой стороны, взаимным обязательством. Данный документ содержит много положительных пропредпринимательских положений. Директива № 4 – это важная идеологическая платформа для создания в стране благоприятного делового климата. Она предполагает разработку и принятие целого пакета актов законодательства.

Работа над реализацией Директивы № 4 является шансом на создание новой культуры сотрудничества бизнес сообщества и власти, важнейшим этапом формирования доверия друг к другу, возможностью для создания в Беларуси одного из лучших в Европе деловых климатов.

Пришло время реальных дел. Правительство страны не может себе позволить небрежное отношение к национальному бизнесу. Белорусский бизнес не может позволить себе стоять в стороне от системных социально-экономических преобразований. Только вместе мы решим все задачи, достойно ответим на все вызовы. Только вместе мы построим сильную, процветающую, предпринимательскую Беларусь.

Читать проект полностью и комментировать его на блоге автора >>>

Ярослав Романчук - независимый экономист, руководитель белорусского аналитического центра Мизеса.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора блога может не совпадать с мнением редакции TUT.BY
-5%
-15%
-20%
-30%
-50%
-22%
-30%
-10%
-10%
-20%
-20%