176 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отправилась за мухоморами
  2. Открыли TikTok-парк, в планах — расчетно-кассовый центр. Как пробуют «оживить» торговый центр «Столица»
  3. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  4. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  5. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  6. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  7. Биолог рассказал, как вырастить богатый урожай капусты. Вот пять правил
  8. Экс-капитана Генштаба за фото документа «польскому телеграм-каналу» приговорили к 18 годам за госизмену
  9. «Мы, иностранцы, с ума сходим». Белоруска уехала за мужем в сектор Газа и теперь вынуждена жить на войне
  10. «Родителям сказал, что пойду пожить к другу». Студент отсидел три месяца, услышал приговор и сбежал за границу
  11. После заявления Минтруда, что ветераны не получат выплаты к 9 мая, BYSOL запустил сбор. Сколько собрали
  12. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  13. Лукашенко подписал указ о застройке 10 квадратных километров на севере Минска
  14. Стартовала выставка-конвент Unicon & Game Expo. Вот как выглядят ее гости и участники
  15. Лукашенко — о восстановлении горевшего костела в Будславе: Без государства ни черта не сделают все равно
  16. В программе белорусских каналов на следующую неделю нет «Евровидения». Попробовали разобраться, что это значит
  17. Фоторепортаж. На Куйбышева открылась «Песочница» — площадка с уличной едой, которую любят минчане
  18. Лукашенко подписал законы о недопущении реабилитации нацизма и противодействии экстремизму. Что изменится?
  19. Уволенному директору Оперного театра нашли новую работу
  20. «Расходы превышают доходы, нужно еще 10−15 млн». Олексин может выкупить торговый центр «Валерьяново»
  21. Рост ВВП, долгов и заветные «по пятьсот». Кратко о том, как развивалась экономика в последние 10 лет
  22. Матч между хоккейными сборными Беларуси и Казахстана отменен. У одного из игроков коронавирус
  23. В Минске задержали группу людей, которые представлялись в Viber сотрудниками банка
  24. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  25. Израиль начал в секторе Газа военную операцию. Рассказываем обо всех предыдущих попытках
  26. Фура и микроавтобус столкнулись под Смоленском — пострадали 13 белорусов, один в крайне тяжелом состоянии
  27. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  28. Стоматолог понятно объясняет, нужны ли вам брекеты и что о них важно знать
  29. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  30. Личный опыт. Как в Беларуси стартовало бесплатное исследование иммунитета против COVID-19


В Национальном академическом театре оперы и балета премьера: режиссер Сусанна Цирюк ставит оперу Николая Римского-Корсакова "Снегурочка". Премьерные спектакли пройдут 28, 29 и 30 января 2011 года. Как возник у композитора замысел этого произведения? В какие годы сказка появлялась на белорусской сцене? Об этом наш сегодняшний рассказ.

Денис Мартинович
Вначале была сказка

В 1873 году великий русский драматург Александр Островский написал "Снегурочку", пьесу-сказку в четырех действиях. Сюжетной основой стала русская народная сказка, которую за шесть лет до этого Александр Афанасьев опубликовал в своем исследовании "Поэтические воззрения славян на природу". Молодой композитор Н. Римский-Корсаков, только написавший первую оперу "Псковитянка", познакомился со сказкой А. Островского около 1874 года, но тогда она не произвела на него большого впечатления.

Однако "в зиму 1879–1880 годов, - вспоминал композитор в "Летописи моей музыкальной жизни", - я снова прочитал "Снегурочку" и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна". Сделав первые наброски к произведению, Н. Римский-Корсаков отложил работу до лета, а сам направился в Москву на встречу с А. Островским. Композитор попросил разрешения воспользоваться "Снегурочкой" как либретто и внести в пьесу необходимые изменения. Драматург согласился, более того, даже подарил экземпляр своей книги.

Римский-Корсаков создавал оперу в усадьбе Стелево под Лугой. Окружающая обстановка сыграла не последнюю роль в работе над "Снегурочкой". Это было первое лето, проведенное композитором в русской деревне. Позднее Николай Андреевич вспоминал, что на работу его вдохновляли и пейзаж, и пение птиц. "Музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно". Поэтому ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как "Снегурочка". Действительно: начав работу над оперой 1 июня, когда был закончен пролог, он завершил ее 12 августа 1880 года (дописав заключительный хор). Свою работу Н. Римский-Корсаков держал в тайне, поэтому очень удивил родных и друзей. Следующие полгода ушли на инструментовку оперы, которая была закончена в 1881 году. А 29 января (10 февраля по новому стилю) 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге с большим успехом прошла премьера "Снегурочки".


Афиша петербургской премьеры. Фото из архива театра

В опере противопоставлены два мира. Реальный представлен образами Бобыля Бакулы и его жены Бобылихи, молодой красавицы Купавы и влюбленного в нее Мизгиря.

Фантастическими героями являются пастух Лель, царь Берендей, Ярило. Но в центре произведения, безусловно, находится образ Снегурочки, дочери Мороза и Весны. В начале не способная чувствовать и переживать как реальные люди, героиня постепенно открывает свое сердце теплу и любви. История ее преображения, которая приводит героиню к гибели, потрясла воображение зрителей.

Новое произведение высоко оценили как драматург, так и сам композитор. "Музыка к моей "Снегурочке" удивительная – писал Александр Островский, – я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо-страстной героини сказки". А через 15 лет Николай Римский-Корсаков написал: "Я вынес убеждение, что "Снегурочка"… моя лучшая опера".

Сто лет тому назад

Впервые минчане услышали эту оперу в 1912 году, через десять лет после премьеры. Тогда территория современной Беларуси входила в состав Российской империи. В культурном отношении это привело к двум процессам. С одной стороны, власть всячески препятствовала развитию собственно белорусского театрального искусства. С другой стороны, Беларусь являлась частью общеимперского культурного пространства. Учитывая, что до революции 1905 года все постановки на белорусском языке были запрещены, неудивительно, что постановки русской классики пользовались значительной популярностью.

Согласно первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Минске жили 90,9 тысяч человек (19-е место среди населенных пунктов Российской империи). По сути, маленький провинциальный городок. Но можно представить, какая насыщенная творческая жизнь происходила перед глазами его жителей! Как пишут исследователи, "минская сцена того времени видела лучшие петербургские труппы, целое созвездие известных артистов". Достаточно сказать, что перед горожанами в разные годы выступали композиторы и пианисты С. Рахманинов и А. Скрябин, певцы Ф. Шаляпин и Л. Собинов, примадонны миланского театра "Ла Скала" Л. Кастеллано и С. Кроль. А Мария Гольмар и Анна Мейчик, выступавшие, соответственно, в Венской и Миланской опере, периодически приезжали в Минск к своим родственникам и давали для соотечественников концерты.

Но даже на фоне выступлений европейских знаменитостей неизменной популярностью пользовались спектакли Казанско-Саратовского оперного товарищества. Основателем труппы (первоначально носившей названия Саратовской) был Николай Унковский, пожертвовавший морской карьерой ради любимой оперы. Писатель-беллетрист Валентин Пикуль писал о нем в миниатюре "Синусоида жизни человеческой": "Предвосхищая будущего Шаляпина, Николай Владимирович не только пел, он играл на сцене, как драматический актер, используя мимику лица, помогал себе жестом, а костюм его всегда очень точно соответствовал исторической эпохе". Летний театр в Саратове "считался народным, классика в нем шла по удешевленным билетам, дабы опера стала доступна для всех. Много денег отнимал декоративный антураж. Зато на сцену проливались настоящие дожди, сверкали ракетные молнии. Везувий выплескивал огнедышащую лаву, а корабли погибали на скалах – с треском".

Впоследствии Унковский разорился и умер в 1904 году в нищете. Поэтому в Минск труппу привез антрепренер Л. Федоров, который ежегодно с 1908 года радовал классикой жителей губернского города. В исполнении его солистов минчане увидели "Евгения Онегина" и "Пиковую даму" П. Чайковского, "Травиату" и "Аиду" Дж.Верди, "Фауста" Ш.Гуно, "Кармен" Ж.Бизе, "Тоску" Дж.Пуччини и другие полюбившиеся оперы. В 1912 году минчане смогли познакомиться со "Снегурочкой", весенней сказкой в 4-х действиях с прологом. Главным дирижером оперы выступал Г. Рейнард-Шаевич, режиссером – М.Говоров. Однако гастролеры уехали, и спектакль исчез с белорусской сцены почти на 70 лет.

Made in USSR

Первая постановка "Снегурочки" в Театре оперы и балета Беларуси связана с именем молодого режиссера Сергея Сильницкого. Представитель ленинградской оперной школы, выпускник Ленинградской консерватории, он пришел в наш театр на рубеже 1970-1980-х годов и осуществил на его сцене три постановки: "Свадьба Фигаро" В.А. Моцарта (1980), "Риголетто" Дж. Верди (1981) и "Снегурочка" (1981). Пожалуй, наиболее удачной из них оказалась "Свадьба Фигаро", до сих пор представленная в репертуаре. Любопытно, как в судьбе С. Сильницкого отразилась связь времен: свой дипломный спектакль ("Травиату" Дж.Верди) режиссер осуществил… в Саратове, откуда, как мы помним, и приехала в Минск первая "Снегурочка".

Оркестр театра во главе с дирижером Владимиром Мошенским, на протяжении 1970-1980-х годов работавшим в коллективе, сумел передать образно-драматургическую контрастность и двухплановость музыки Н. Римского-Корсакова. Недаром главные героини оперы (Купава – Ирина Шикунова и Снегурочка – Тамара Кучинская) символизировали, соответственно, мир людей и мир сказки.


Снегурочка – Тамара Кучинская, Мороз – Арнольд Лакшин
Фото из архива театра

Однако интерпретация постановочной группой образа главной героини оказалась спорной. Режиссер увидел в драме Снегурочки связь с проблемами современной жизни. Это вошло в противоречие с замыслом композитора, что привело, по мнению Галины Кулешовой, одного из крупнейших исследователей белорусской оперы, к реально-бытовому прочтению партитуры.

Это проявилось и в ряде жанровых сцен, и в трактовке определенных образов. К сожалению, была значительно сокращена фантастическая сцена из 3-го акта "с таинственным мерцанием светлячков, деревьями, кустами и Лешим, которые встают на пути Мизгиря, который гонится за Снегурочкой. В музыкальном отношении это один из самых ярких эпизодов оперы, где при помощи музыки композитор "рисует" картину лесного наваждения". Апофеозом реально-бытового подхода стала финальная сцена, в которой бог Ярило накидывал свой огненно-оранжевый плащ на главную героиню.

Очень яркой, художественной, иногда даже излишне пышной оказалась сценография спектакля, созданная известным российским художником Иосифом Сумбаташвили (кроме "Снегурочки", ему принадлежат декорации "Пиковой дамы", 1983 год).


После премьеры оперы "Снегурочка"
Фото из архива театра

Из-за этого в спектакле сместились смысловые акценты: сценография оперы вышла на первый план, оттеснив собственно музыку. Поэтому безусловной удачей "Снегурочка" не стала. Тем не менее В. Мошенский и Т. Кучинская были отмечены дипломами Белорусского театрального общества за лучшие работы сезона 1981/1982.

Любопытна судьба создателей спектакля. Сведений о дальнейшей судьбе режиссера С. Сильницкого практически нет. Кажется, он попросту исчез из театрального пространства. В конце 80-х дирижер В. Мошенский отошел от театральных дел и служит в учреждениях Белорусского экзархата – дьяконом, монахом, иеромонахом, священником. А вот народный художник СССР И. Сумбаташвили в настоящее время является главным художником Центрального академического театра Российской Армии и в октябре 2010 года отметил свой 95-летний юбилей.

Новое прочтение

28 января 2011 года "Снегурочка" как опера в 2-х действиях с прологом возвращается на сцену Большого театра. Режиссером-постановщиком выступит Сусанна Цирюк, главный режиссер Белорусского академического музыкального театра. За дирижерским пультом будет Виктор Плоскин. Из России приглашены художник-постановщик Кирилл Пискунов и художник по костюмам Татьяна Королева. Вместе с ними работает белорусский художник по свету Ирина Вторникова. Хормейстер – народная артистка Беларуси Нина Ломанович. Для работы с балетом приглашены Елена Дмитриева-Лавринович и Александра Тихомирова.

Для Сусанны Цирюк предстоящая постановка станет своеобразным возвращением в Театр оперы и балета. В 1990-1999 годах она работала в коллективе режиссером-постановщиком и поставила ряд спектаклей, из которых "Травиата" до сих пор присутствует в репертуаре. Более десяти лет назад Валерий Гергиев пригласил Сусанну в Мариинский театр. С того времени режиссер существует в европейской системе координат.

Думается, именно этот период и сформировал творческий почерк и особенности работы Цирюк. Западные режиссеры не обязательно работают с определенной труппой. Они ставят по всему миру, причем контракты заключаются на несколько лет вперед. С одной стороны, это заставляет постановщиков ответственно относиться к профессии, не растягивать до бесконечности собственные поиски. С другой, такой подход и жесткий график далеко не всегда способствуют творческим открытиям. Он заставляет отшлифовывать до блеска готовый или частично готовый продукт, а не заниматься созданием чего-то абсолютно нового.

К "Снегурочке" Римского-Корсакова Сусанна Цирюк ранее не обращалась. Как сложится судьба этой оперы на белорусской сцене, зрители смогут увидеть на премьерных спектаклях.

Комментировать этот пост на блоге автора >>>

Денис Мартинович - литературный и театральный критик, журналист.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора блога может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.
-10%
-20%
-10%
-15%
-20%
-12%