Автопроизводители знают лазейку, которая позволяет ввозить в Россию "белорусские" иномарки ниже класса "Евро-4", на блоге Avtoprom пишет Валентин Лопан. 

Валентин Лопан
Валентин Лопан

С середины лета и российские, и белорусские таможенники охотно раздавали интервью и доводили до публики мысль, что некоторые автомобили можно ввезти в Россию и без доплаты разницы в белорусских и российских пошлинах. Речь идет только о машинах, ввезенных в Беларусь до 1 января 2010 года и соответствующих экологическим нормам "Евро-4". И действительно, машины в Россию "пошли". Писали об этом и в российских СМИ.

Казалось бы, вопрос исчерпан. Но мне не давала покоя одна мысль.

За 11 лет работы с Минским автомобильным заводом, включая 2005 год, когда в России был принят технический регламент "О требованиях к выбросам…", я усвоил, что требования "Евро-1,2.3,4,5"… касаются главным образом производителей автомобильной техники. Транспортные средства, выпущенные после начала действия очередных экологических требований невозможно реализовать на территории страны, если они соответствуют более низкому экологическому классу. А все, что выпущено ранее, можно эксплуатировать, продавать, перепродавать и т.д. Соответствие машины требованиям российского технического регламента проверяется на границе: таможенники смотрят в электронной базе данных, имеет ли конкретная модель действующее "одобрение типа" транспортного средства.

По этой причине все производители автомобилей и двигателей, а белорусские особенно, с особым трепетом ждут каждой даты вступления в силу новых экологических требований. Если они не успевают разработать, испытать и сертифицировать новую технику на соответствие очередному "Евро-Х", то "вылетают" с российского рынка.

С таким же трепетом ждали они 1 января 2010 года, когда в России вступали в силу требования экологического класса 4 ("Евро-4"). Но при этом среди топ-менеджеров автомобильных и моторных заводов упорно ходили разговоры о том, что российское правительство что-то придумает, чтобы из-за отсутствия серийного производства отечественных двигателей экологического класса 4 не остановить автомобильные заводы.

И правительство приняло постановление № 956 от 26 ноября 2009 года об изменении предыдущего постановления (№ 609 от 12 октября 2005 года), утверждавшего технический регламент. Сроки вступления в силу норм экологических классов не изменились, то есть правительство "лицо" сохранило. Наверное, это и дало возможность таможенным органам утверждать, что ввозимые после 1 июля 2010 года из Беларуси автомобили должны соответствовать нормам "Евро-4".

Но внимательное прочтение постановления № 956 показывает, что таможня желаемое выдавала за действительное. Если положить рядом это постановление и технический регламент и пройти всю хитроумную цепочку формулировок, то можно увидеть, что лазейка для ввоза автомобилей из Беларуси в Россию значительно шире, чем казалось. Нет ограничений для ввоза иномарок, ввезенных в Беларусь до 1 января 2010 года, соответствующих не только экологическому классу 4, но и экологическому классу 3, то есть  "Евро-3" тоже можно ввозить! А таких автомобилей у белорусов значительно больше. В Европе нормы "Евро-3" действуют с 2001 года.

Все дело в том, что постановление № 956 не указывает прямо, что нельзя оформлять паспорта транспортных средств (ПТС) на машины ниже Евро-4. Указано следующее: "Производить оформление паспорта транспортного средства в отношении автомобильной техники при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующим на момент оформления паспорта или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента…".

А каковы же эти "требования технического регламента" после внесения в него изменений? В пункте 10 есть норма, что требование соответствовать "Евро-4" не распространяется на автомобильную технику, имеющую документы, указанные в пункте 13 технического регламента. А в пункте 13 указано, что сроки действия "одобрений типа транспортного средства" продлеваются на 2 года; для автомобилей уровня"Евро-3" это фактически до 31 декабря 2011 года.

Это означает, что еще больше года можно ввозить модели автомобилей, зарегистрированных в электронной базе данных российской таможни как имеющие "одобрение типа" со сроком действия до 31 декабря 2009 года.

Что есть в базе – легко проверить. Достаточно зайти на сайт таможни. Я, к своему удивлению, в этой базе обнаружил, что некоторые одобрения типа на сотни тысяч автомобилей выдавались с датой 31 декабря 2009 года. Очевидно, что грамотные люди сразу после выхода постановления № 956 увидели описанную лазейку. Не оформляли же они документы на один день!

Одному хорошему юристу достаточно потратить пару месяцев, чтобы в судах доказать законность выдачи паспорта транспортного средства на ввозимую одну иномарку уровня "Евро-3", – и потом вся страна целый год будет пользоваться этим прецедентом.

Хотя, позвольте, прецеденты уже есть! "Группа ГАЗ" тысячами ввозит моторы "Евро-3" из Беларуси и устанавливает на свои машины и автобусы, МАЗ в Минске производит грузовики уровня "Евро-3" с ярославскими моторами и ввозит их на территорию России. Так что лазейка есть, и она работает.

Комментировать этот пост >>> 

***
Валентин Лопан - директор ООО "Агентство деловых связей", с 1991 года занимается маркетингом и PR, преподаватель методик творчества, специалист по ТРИЗ, создатель и руководитель ЦОС "МАЗ" в 1996-2007 годах.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора блога может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.

-20%
-55%
-25%
-20%
-20%
-10%
-10%
-15%
-10%