Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


Индивидуальных предпринимателей в Беларуси принято винить во многих бедах белорусских производителей и магазинов. В свое время глава государства даже придумал им прозвище “вшивые блохи”. Правда, с тех пор отношение власти к ИП стало более лояльным и так их уже не называют.

Сергей Балыкин
Сергей Балыкин

Однако обвинения в адрес рыночных торговцев иногда звучат. Дескать, возят, проклятые, контрабанду, налогов не платят - оттого и цены у них ниже.

Вместе с тем зададимся вопросом: “А виновны ли ИП в проблемах белорусской экономики?”.

Сразу ответим: нет. Ведь если у кого-то завелись вши, то виноваты отнюдь не насекомые, а как раз их носитель, который, например, злостно пренебрегал правилами личной гигиены. Вши в этом случае не причина, а следствие. Точно так же, как и базарные торговцы - следствие непродуманной экономической политики государства.

Расцвет базарной торговли пришелся на середину 1990-х - начало 2000-х годов. Юридические лица были тогда “в загоне”. Проблемы с регистрацией, множество налогов, включая оборотные, высокие таможенные пошлины и драконовские штрафы. Индивидуальные предприниматели, наоборот, получили единый налог, отмену учета и таможенного оформления.

Поэтому цены на рынках были значительно ниже, чем в магазинах. Соответственно и покупатель шел на базары, а не в супермаркеты. Обвинять в сложившейся ситуации ипэшников было бы глупо: в конце концов, не они устанавливали правила игры.

Но постепенно ситуация стала меняться. Государство объявило курс на либерализацию. И даже тех половинчатых мер, которые приняли наши бюрократы, оказалось достаточно, чтобы существенно изменить рыночный баланс.

Покупатель пошел в магазины. Рыночные торговцы, наоборот, стали жаловаться на падение выручки.

Как сообщило недавно информагентство БЕЛТА, ценовой фактор в целом подталкивает покупателей к выбору в пользу сетевых магазинов. Анализ маркетинговой и ценовой политики основных сетевых магазинов в Минске и областных центрах, выполненный учеными Института экономики НАН, показал, что преимущества в этой ситуации получают торговые сети, предлагающие наиболее приемлемые цены на самые популярные группы товаров.

И ведь чудес никаких не произошло: государство попросту немного приблизило условия хозяйственной деятельности в Беларуси к цивилизованным. Отменили налог с продаж, перестали жестко контролировать цены, немного отпустили поводок в других сферах.

И что теперь? В торговых сетях цены стали падать. И, например, автор этих строк предпочитает покупать томатный сок в ближайшем дискаунтере за 2.900 рублей, нежели ехать за ним на “Комаровку”, где он, кстати, дороже.

Факт более низких цен в торговых сетях объясняется просто: крупная сеть может рассчитывать на большую оптовую скидку, а больший размер оборотного капитала позволяет уменьшить торговую наценку. Другое дело, что раньше крупных торговцев душили налогами, ценовыми ограничениями и т. д. Поэтому и цены у них были выше, чем у ИП, которых все эти “радости” не касались.

Так что рецепт выведения “вшивых блох” с белорусского рынка только один - либерализация. И чем либеральнее будет наша экономика, чем меньше государство будет вмешиваться в торговые дела, тем ниже будут цены.

Комментировать этот пост на блоге автора >>>

***
Сергей Балыкин - белорусский юрист и экономист.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора блога может не совпадать с мнением редакции
TUT.BY

-60%
-10%
-17%
-10%
-15%
-50%
-25%
-50%
-20%
-20%