Коронавирус
Выборы-2020
Коллапс с водой в Минске


В последнее время все чаще слышу о предстоящем понижении минимально допустимой концентрации алкоголя в крови водителей с 0,5 промилле до 0,3. Из медицины известно (см. хотя бы Википедию), что алкоголь до уровня 0,5 промилле влияния на качество управления автомобилем не оказывает.

Юрий Зиссер
Юрий Зиссер

В крови здорового человека, не употребляющего алкоголь, в среднем содержится 0,12 промилле, а у отдельных людей в зависимости от индивидуальных особенностей организма - 0,2 промилле и выше. Повышение уровня алкоголя в крови вызывают столь безобидные продукты питания, как кефир, квас, некоторые сорта шоколада, кремовые торты, спиртосодержащие лекарства, а также (как ни странно для людей, “заедающих” алкоголь) ментоловые жвачки и даже некоторые заболевания полости рта.

С другой стороны, судя по публикациям, аварии по причине злоупотребления алкоголем с тяжелыми последствиями обычно возникают при уровне 1,5 промилле и выше (это средняя степень опьянения).

Вот почему в большинстве стран предельно допустимый уровень алкоголя определен в 2-3 раза ниже, чем 1,5 промилле, с одной стороны, и в 2-4 раза выше, чем у человека, который не употреблял алкоголя - 0,5 (кое-где в Европе) и 0,8 промилле, с другой стороны.

Надо также понимать, что пониженное внимание и замедленная реакция могут вызываться общераспространенными неалкогольными факторами:

- утомление после рабочего дня;

- стресс (домашний скандал или выволочка на работе);

- плохое самочувствие, особенно в жару (вспомните, сколько было ДТП последним летом - наверняка больше, чем от алкоголя);

- перенесение на ногах (точнее, за рулем) болезней, особенно с повышенной температурой тела;

- выяснение отношений за рулем;

- разговоры по мобильнику за рулем;

- питание и вообще любое отвлечение за рулем;

- ночная езда.

Лишь в России бюрократы решили бороться с пьянством путем снижения ПДК с 0,5 до 0,3 промилле, причем мотивировалось это почему-то правами водителя. Инициаторы сочли, что число спорных ситуаций при ДТП уменьшится. Не надо быть пророком, чтобы понять, что оно увеличилось, т.к. бОльшее число водителей вышло за пределы новой нормы. Чем жестче норма - тем больше нарушителей. Неудивительно, что в марте этого года в Госдуме начали готовить законопроект по отмене новой нормы.

Вопрос о том, кому выгодно ужесточение, очевиден: бюрократии, чтобы отчитаться об усилении борьбы с пьянством за рулем, улучшить показатели раскрываемости “правонарушений” и увеличить поступления в бюджет. Кроме того, хотели этого инициаторы ужесточения или нет, снижение порога расширяет почву для коррупции.

Конечно, пьянство - страшное зло, а за рулем - зло еще большее. Это отвратительное явление - большой бич нашего общества, нашей культуры, и очень мешает стране развиваться.

Чтобы бороться с пьянством за рулем (и не только) не на бумаге, а на деле, представляется необходимым:

- в течение 2-3 лет внедрить электронное водительское удостоверение на чипах, без которых иммобилайзер в автомобиле не позволяет завести двигатель. Это положит конец управлению автомобилем без прав (ведь чаще всего пьющие, которых ГАИ уже однажды лишило прав, как ни в чем не бывало продолжают управлять автомобилем и творят новые беды). Причем можно не ждать инициативы на европейском уровне: не слишком сложно наладить производство и установку этого нехитрого устройства в Беларуси так, чтобы без него нельзя было пройти техосмотр - наверняка при массовом выпуске оно стоило бы каких-нибудь 100-150 тыс. руб, что на фоне стоимости автомобиля и всех издержек его эксплуатации несущественно. Можно вообще стать зачинателем европейской и всемирной моды на это и даже наладить экспорт этого простого устройства, кардинально решающего проблему наличия удостоверения у водителя;

-  почаще устраивать стихийные проверки и визуальное наблюдение за дорожной обстановкой в сельской местности (где в стельку пьяных водителей можно встретить за рулем даже в 8 утра - на днях моему ближайшему коллеге именно такой пьяница-рецидивист без прав разбил машину, т.к. оказался не в состоянии ехать ровно по своей полосе);

- по-настоящему бороться с пьянством и алкоголизмом на уровне страны и устраивать показы “антиалкогольных” фильмов не только нарушителям в ГАИ, но и перед обычными киносеансами в кинотеатрах, чтобы создать во всем обществе обстановку нетерпимости к выпивающим водителям, чтобы никому в голову не могло предложить им выпить и уж тем более никто не настаивал и не обижался;

- убрать налог на импорт качественных вин крепостью до 12 градусов (число пьющих это не уменьшит, зато замедлит интеллектуальную деградацию и разрушение личности пьющих людей и значительно снизит ущерб для их здоровья).

Только не надо твердить, что любой алкоголь в любых, даже символических дозах вреден и снижает внимание и реакцию.

Во-первых - да, снижает. Но не меньше, чем по другим причинам. Точно так же вредно за рулем болеть, нервничать, разговаривать, отвлекаться и т.д. - я уже перечислял эти факторы, и все они губительно сказываются на статистике ДТП не хуже алкоголя. Когда Вы садитесь после рабочего дня за руль усталым и совершаете ДТП, один из обязательных вопросов ГАИ - “Не чувствовали ли Вы сегодня недомогание, не болела ли голова и пр.?”. Если ответите “Да, чувствовал, болела, недоспал”, то Вы виновны в ДТП не меньше, чем если выпили 2 бутылки пива, т.к. Вы точно так же нарушили Правила, т.к. управляли автомобилем “в болезненном или утомленном состоянии”.

Во-вторых, даже 2-3-кратное замедление реакции (на десятки или сотни миллисекунд) не влияет на качество вождения в обычной дорожной обстановке и не служит причиной ДТП. Я уже не говорю о том, что скорость реакции зависит от самого организма, возраста и статуса нервной системы водителя, а также качества подготовки водителя. Даже у совершенно здоровых людей скорость реакции различается в разы!

Пьянство за рулем опасно тем, что служит причиной самых тяжелых ДТП. Так давайте и бороться именно с тяжелым рецидивирующим опьянением, оставив в стороне символические дозы выпитого, которые на качество вождения и статистику ДТП реально не влияют. Ведь тяжелые ДТП совершаются не теми, кто выпил рюмку, а теми, кто на ногах не стоит, когда не надо никаких приборов, чтобы распознать пьяного, а показания приборов служат только для протокола и суда.

Наконец, я всегда думаю о том, почему за рубежом ПДК составляет 0,5, а в некоторых странах - даже 0,8 промилле, а уровень ДТП в расчете на душу населения или (особенно на) 1000 автомобилей там на порядок ниже, чем у нас в Беларуси или соседних России или Латвии. Значит, не в промилле дело. Точнее, не только и не столько в промилле.

Комментировать этот пост на блоге автора >>>

***
Юрий Зиссер - белорусский интернетчик. Директор и владелец УП "Надежные программы" (бренды TUT.BY, Hoster.by ).

-25%
-20%
-10%
-20%
-40%
-25%
-50%
-10%
-10%