175 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Налоговая в суде выясняет с Тихановским, должен ли он заплатить налог с тех самых найденных за диваном 900 тысяч долларов
  2. Ozon зарегистрировал в Беларуси юрлицо. Что обещает белорусам российский маркетплейс
  3. В Беларуси — сильная геомагнитная буря
  4. «С большой вероятностью после Лукашенко не будет преемственности». Эксперты о знаковом декрете
  5. С 13 мая снова дорожает автомобильное топливо
  6. В Беларуси становится все больше алкомаркетов
  7. В Будславе начали работу альпинисты. На восстановление костела белорусы уже собрали 170 тысяч рублей
  8. «Таких цен никогда не было». Древесина ставит рекорды по стоимости во всем мире. А что у нас?
  9. Марии Колесниковой предъявили окончательное обвинение
  10. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  11. «Дочка успокаивает: папа вернется». Минчанину, которого задержали на репетиции барабанщиков, дали 6 лет колонии
  12. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  13. Лукашенко принял верительные грамоты послов шести стран
  14. На МТЗ реконструкция, в основном — за кредитные займы
  15. В Израиле в результате ракетной атаки погибла уроженка Беларуси
  16. Какие симптомы указывают на пограничное расстройство личности. Объясняет психотерапевт
  17. Срок действия справок и других документов продлили еще на полгода
  18. Авиакомпании отменяют рейсы в Тель-Авив из-за боевых действий. «Белавиа» планирует завтра лететь
  19. Мозырский НПЗ уходит в июне на ремонт. А что будет делать «Нафтан»?
  20. Как под Барановичами спасают дворец Радзивиллов — копию итальянской виллы на озере Комо (нет, не той что Соловьева)
  21. Трехкратный восходитель на Эверест — о рисках, очередях к вершине и коронавирусе на такой высоте
  22. Проездные в Минске теперь можно записывать на карту самому. Посмотрели, как это работает
  23. «По приказу премировали людей». В лидском стройтресте рассказали, зачем раздавали деньги на 9 Мая
  24. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  25. «Патэлефанавалi з пытаннем, цi ўпэўненая я ў бяспецы маiх дзяцей». Зоркi — пра паўгода ў эміграцыі
  26. Завтра начинают судить студентов, которые уже полгода находятся в СИЗО. Большинству обвиняемых — от 19 до 24 лет
  27. Что, если перед прививкой от COVID выпить жаропонижающее «для профилактики»? Ответы на вопросы о вакцинации
  28. «Многое будет зависеть от элиты белорусского общества». Лукашенко встретился с членами Конституционной комиссии
  29. «Мы останемся без работы и зарплаты». БМЗ просит европейских партнеров не вводить санкции
  30. «В соседнем городе ракета попала в жилой дом». Белоруски о жизни в Израиле во время бомбежки


Суета, развитая вокруг проекта закона о малом бизнесе, носит, скорее эмоционально-пропагандистский, нежели рациональный характер. Сам по себе этот закон не оказывает существенного влияния на бизнес-климат. Кроме того, альтернативный законопроект, разработанный белорусской оппозиции, содержит множество ошибок и не выдерживает никакой критики.

Сергей Балыкин
Сергей Балыкин
Закон о малом и среднем бизнесе, несомненно, важный нормативный акт, однако он носит скорее технический характер. К сожалению, его фетишизируют представители некоторых околопредпринимательских объединений и власти. Но реальное значение этого закона в деле создания благоприятного бизнес-климата крайне невелико. Для создания благоприятного бизнес-климата необходимо внесение поправок в огромное число нормативных правовых актов. Прежде всего, в Гражданский и Налоговый кодексы, Кодекс об административных правонарушениях.

Отмечу, что разработанный властью законопроект далек от совершенства. Однако он явно не заслуживает того остракизма, которому его подвергают политики от предпринимательства. Честно говоря, пользы от такого закона немного, но и вреда никакого нет. Не стоит забывать, что новый закон по сути новым не является. Он просто продолжает нормативные акты, существующие сегодня.

Напомним, что в прошлом году Александр Лукашенко издал указ №255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства". В свою очередь, этот указ заменил своего предшественника – указ от 19 июля 1996 г. № 262 "О государственной поддержке малого предпринимательства".

Повторюсь, закон о поддержке малого предпринимательства, как и указы-предшественники, носит технический характер. Он определяет понятия малого и среднего предпринимательства, центра поддержки предпринимательства, бизнес- инкубатора, а также формы господдержки малого и среднего бизнеса.

Cамый главный недостаток законопроекта – некоторая декларативность, неконкретность и избыточность отсылочных норм. В этом смысле намного более удачным представляется проект закона о поддержке малого и среднего предпринимательства, разработанный союзом им. М.С. Кунявского. Однако он также едва ли вызовет положительные отзывы оппозиционеров.

Законопроект, подготовленный "оппозиционными предпринимателями", крайне неудачен, нарушает все мыслимые и немыслимые требования юридической техники и является по существу популистским. Ошибки начинаются с самой первой фразы, которая определяет предмет правового регулирования закона сразу двумя терминами "малое предпринимательство" и "малый бизнес". Но в праве каждому определению должно соответствовать только одно понятие, поэтому синонимы недопустимы.

Но это не самый большой "грех" авторов оппозиционного законопроекта. Дело в том, что они порождают иллюзию, что с помощью одного законопроекта можно решить едва ли не все проблемы малого бизнеса. К сожалению, белорусская оппозиция в этом смысле ничем не отличается от власти, которая заявляет, что все проблемы либерализации белорусской экономики можно решить при помощи одной единственной директивы.

"Оппозиционный" законопроект предполагает урегулирование правоотношения в гражданской, налоговой, административной и многих других сферах. Но ведь это совершенно разные отрасли права. И регулируются они отраслевыми нормативными актами. В них-то и следует вносить изменения.

Кроме того, получается, что для малых и больших предприятий устанавливаются разные правила. Это что, судебный процесс в отношении малого и большого предприятия должен вестись по разным правилам? А, может быть, защита собственности малых и больших предприятий должна быть разной? Или, например, регистрация, малого и большого предприятия должна проходить по разным правилам? Но как на стадии регистрации понять будет бизнес малым или большим? И как поступить если малое предприятие "вырастет"? Проводить перерегистрацию?

Можно привести еще множество примеров ошибок и ошибочек, которыми изобилует оппозиционный законопроект. Кстати, разработчикам оппозиционного законопроекта неоднократно указывалось на упомянутые и многие другие его недостатки. Другое дело, что большого смысла в этом нет.

Действительно реальная работа по созданию благоприятного бизнес-климата предполагает внесение изменений в целый комплекс нормативных актов. Другое дело, что власти это не нужно, а оппозиции не под силу.

У оппозиции попросту нет соответствующих экспертов. Если с политологами, политтехнологами, правозащитниками и макроэкономистами больших проблем нет, то юристами-хозяйственниками, микроэкономистами и пр. оппозиционные движения просто не располагают.

Комментировать этот пост на блоге автора >>>

***
Сергей Балыкин - белорусский юрист и экономист.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора блога может не совпадать с мнением редакции
TUT.BY
-20%
-10%
-10%
-30%
-15%
-25%
-10%