102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  2. В Минске продолжают судить врача БСМП и журналистку TUT.BY. Приговор огласят сегодня — в 16.00
  3. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  4. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  5. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  6. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  7. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  8. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  9. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  10. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  11. Минское «Динамо» начинает первый за четыре года плей-офф. Чего ждать от «зубров»
  12. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  13. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  14. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  15. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  16. Получающих зарплату «в конвертах» планируют привлекать по «административке»
  17. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  18. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  19. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  20. «Думал, что это простуда. Оказалось, нужна пересадка сердца». История Вячеслава, пережившего трансплантацию
  21. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  22. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  23. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  24. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  25. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  26. Суд по делу «ноль промилле», планы по экстрадиции Тихановской. Что происходит в Беларуси 2 марта
  27. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  28. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  29. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  30. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает


Сегодня гостем портала TUT.BY стал известный белорусский драматург и сценарист Андрей Курейчик. Чувствовалось, что у Андрея накопилась обида на отечественный кинематограф. И он постарался в корректной форме выплеснуть свои эмоции. Кроме того, Курейчик откровенно рассказал о литературных рабах, заработанных гонорарах и о политике в искусстве.

Спасибо порталу за приглашение. Для меня это серьезный повод поговорить о серьезных вещах.

АНДРЕЙ, здравствуйте!!! Если вы меня помните, мы ставили пьесу на испанском в ИНязе 3 года тому. Надеюсь, что у вас всё отлично. Хотел спросить, почему ваших пьес не видно на сценах белорусских театров, очень хотелось бы сходить. Если я ошибаюсь, то уж извините меня, но всё как-то я не ищу по афишам, фамилии Курейчик не вижу. Всех благ вам ещё раз и надеюсь увидеть ещё также фильмы по вашим сценариям в прокате.

Моих пьес стало меньше по двум причинам. Более 3 лет я не пишу театральные пьесы, а во-вторых, белорусские театры так и не повернулись лицом к современной белорусской драматургии. Это проблема очень старая, и никаких просветов в ее решении пока невидно.

Здравствуйте, Андрей.
Известно, что отношения между Вами и Беларусьфильмом довольно напряженные.
Причина их тоже, в принципе, понятна.
Любопытно Ваше мнение о перспективах развития отечественного кинематографа. Что может измениться? При каких условиях?
То, что сейчас идет грандиозная реконструкция киностудии, с Вашей точки зрения будет реальным определяющим фактором в ее дальнейшем развитии?


На Беларусьфильме складывается парадоксальная ситуация - зарплата главного редактора студии, который отвечает за запуск фильма, иногда больше чем сборы этого фильма в прокате. Где это видано?!
Недавно впервые за много лет я услышал здравые и честные слова о состоянии белорусского кинематографа. Сказал их президент - человек, выступления которого мне обычно не нравятся. А тут, как говорят, не в бровь, а в глаз. Смысл их прост: 15 лет народ Беларуси вкладывал огромные деньги в отечественный кинематограф, миллионы долларов, а на выходе получал чудовищный, никому не нужный продукт, т. е. "Беларусьфильм" брал деньги налогоплательщиков и "закапывал" их в землю. За это время ни один белорусский фильм не окупил себя в кинопрокате. Насколько я понял Лукашенко, "аттракцион невиданной щедрости налогоплательщиков", наконец, заканчивается. Вопрос только в том, кто будет возвращать вложенные государством деньги и какой будет критерий эффективности отечественного кинопроизводства? В Москве, если фильм провалился, людей просто увольняют с работы. Перед сотрудниками ставят конкретные задачи: например, у нас есть конкретная задача, - фильм "Любовь-Морковь 2" должен собрать минимум 15 миллионов в прокате! Если соберёт - сработали эффективно. Нет - многие лишатся работы, бонусов, перспектив. И ведь соберёт, потому что никому не хочется остаться на улице. И это при том, что в "Реал-Дакоте" работает в сто раз меньше людей. Не понимаю, почему не поставить конкретную задачу перед "Беларусьфильмом"? Ну пусть не 15 миллионов, но 2-3 собрать в прокате вполне реально, при хорошем сценарии и нормальном режиссёре. А здесь складывается парадоксальная ситуация - зарплата главного редактора студии, который отвечает за запуск фильма, иногда больше чем сборы этого фильма в прокате. Где это видано?!

Если говорить образно, кинопроизводство - это как секс, он должен приносить удовольствие и заканчиваться оргазмом, а то, что происходит на "Беларусьфильме" больше похоже на "мастурбацию", потому что нет партнера. А в кино партнер один - ЗРИТЕЛЬ, а белорусские фильмы его не возбуждают. Я часто критикую театр, но даже в белорусских театрах заполняемость залов 80-90%. То есть они хотя бы продают билеты на свои спектакли. "Беларусьфильм" же просто тратит деньги.

И еще один вопрос.
Существует огромное количество вполне достойных сюжетов в литературе. На любой вкус. Кажется, бери, адаптируй и снимай. Почему же тратятся огромные бюджеты на абсолютно пустые сценарии?
Vital-t

Пустой или полный сценарий определяется уровнем таланта автора сценария. Даже очень хорошая история в руках бездаря становится бездарной.

Андрей, слышал о вашем конфликте с Беларусьфильмом. Расскажите, что там у вас произошло? И вообще, как вы видите перспективы отечественного кино? Что делать и кто виноват
Maks

Меня пригласили на "Беларусьфильм" в тот момент, когда, казалось, киноконцерн попытается реформироваться в современную эффективную студию. Но иллюзии быстро разрушились. Я попал в мир совкового провинциального болота. Один пример. Меня пригласили на "Редакторский час": в кабинет главного редактора Наталии Стежко пришло 10 дам разных возрастов, но что они говорили не передать словами. Все закончилось выступлением пожилой гранд-дамы, которая голосом Татьяны Дорониной изрекла: "Деточка, коммерция - это так низко. Не надо думать о бренном, напишите лучше о душе". У меня волосы встали дыбом, ведь мы собрались обсудить сценарий коммерческой спортивной комедии. И эти женщины распределяют миллионы бюджетных денег?! Они решают, какой сценарий запустить, а какой - нет?! Для меня это был шок! Я работаю с редакторами многих московских киностудий и могу сказать ответственно, что в столице России они бы работу себе вряд ли нашли. Мой прогноз: пока Стежко и эти дамы определяют творческую политику студии, хорошего кино ждать не стоит.

Андрей, Вы молодец! Я рада, что у нас есть люди, которые могут создавать сильные вещи, что Вы находите возможность реализовать себя как творческую личность с незаурядным талантом.
Мой вопрос: над чем Вы сейчас работаете, будут ли в Минске презентации ваших пьес?
С уважением, Марина

Я сейчас работаю над киносценарием для студии "Реал-Дакота" Рената Давлетьярова, с которым мы сделали уже три фильма "Любовь-Морковь", "Любовь-Морковь-2", "Юленька" (два последних выйдут в прокат зимой этого года). Кроме этого, я работаю над сериальными проектами с Одесской киностудией, кинокомпанией "Централпартнершип" и американским продюсером Дэвидом Гамбургом. Моя занятость расписана до начала 2010 года. Поэтому я не знаю, когда появятся новые пьесы в Минске.

Здравствуйте, Андрей, у меня к Вам несколько вопросов.
1. Почему Вы, считая себя отечественным драматургом, пишите далекие от белорусских проблем пьесы, за редким исключением.

Потому что я не пишу пьесы о "белорусских проблемах", а пишу пьесы о себе и о своем понимании мира, как, наверное, и любой настоящий художник. Я считаю, что анализ белорусских проблем - это дело журналистики.

2. Как Вы оцениваете уровень киностудии "Беларусьфильм" сегодня. Что послужило причиной отказа киностудии на экранизацию "Хоккейной одиссеи"? Поскольку, в интервью корреспонденту "Вечернего Минска" представители "Беларусьфильм" "признались, что хотели бы работать с Андреем Курейчиком, но только в случае, если бы он предложил оригинальный высокопрофессиональный материал. Но заявка "Хоккейная одиссея" удивила сотрудников Национальной киностудии множеством вторичных идей… Помимо этого, Курейчик затребовал огромный гонорар, мотивируя это тем, что за сценарий к фильму "Любовь-морковь" он получил солидные деньги".
Спасибо.

Скорее всего, национальная киностудия может рассчитывать на опусы трех категорий творцов: графоманов, "алкашей" и студентов.
Мне, конечно, не угнаться за количеством и качеством "первичных" идей, на которые потратил наши с вами деньги "Беларусьфильм": "Анастасия Слуцкая", "Вам задание", "Маленький боец" и тому подобное. Я вряд ли когда-нибудь смогу дотянуться до такого художественного уровня. Простите меня. Чтобы производить такое кино меня приглашать не нужно. С этим прекрасно справится дружный коллектив Наталии Стежко. Что касается гонораров, то открою тайну - на сегодняшний день максимальный гонорар, который платит "Беларусьфильм" за полнометражный сценарий, составляет - 4700 долларов США. Для сравнения - в России цены начинаются с 30 тыс. долларов, а средний сценарий стоит 50 тыс. Скажите мне, какой нормальный сценарист будет отдавать свою работу "Беларусьфильму"? Скорее всего, национальная киностудия может рассчитывать на опусы трех категорий творцов: графоманов, "алкашей" и студентов. И в этих условиях мы хотим иметь качественное кино?! При этом "Беларусьфильм" с легкостью платит 2-5 тысяч долларов в ДЕНЬ российским актерам, то есть средний российский актер зарабатывает за два дня больше, чем белорусский автор за целый сценарий. Где здравый смысл? Как так можно не уважать собственных творцов?!

Здравствуйте, Андрей!
Не могли бы Вы дат легкий мастер-класс в несколько предложений: как пробиться начинающему сценаристу, в какие двери стучать, а какие обходить стороной, как поймать конъюнктуру рынка или найти толкового агента и, наконец, как себя вести, если вдруг доведется услышать: "У вас есть то, что нам надо!"?
Простите, если задал слишком много вопросов "для служебного пользования". В крайнем случае, пошутите что ни будь на это тему. Будет тоже полезно.
С уважением!
У меня нет ответа на все вопросы. Знаю одно - спрос на сценарии на рынке значительно опережает предложение, это значит, что если у вас есть действительно хороший сценарий, то его продать не составит труда независимо от жанра и темы.

Приветствую вас. Ваш успех-доказательство того, что и из Беларуси можно пробиваться в кино!
1) А чего на ваш не хватает белорусским режиссерам, чтобы выйти на мировой уровень?
2) Говорят что каждый сценарист ищет свой "идеальный сюжет". А вы свои нашли?
dima87

1. Смелости. И кругозора. Многие даже не представляют, какие тенденции в мировом театре. Им надо больше ездить, больше смотреть спектаклей и общаться с коллегами за рубежом.
2. Я не верю ни в какие идеальные сюжеты, тем более, что хороший сценарий это хороший сюжет, но и высокотехнологичное сочетание очень многих элементов.

Не совсем в тему, но всё же… Обсуждает ли с Вами режиссер саундтрек? Реально ли купить права на использование песен западных культовых групп, таких, как The Doors и Nirvana. Насколько это дорого?
Робби Новоселич

Иногда обсуждает. Что касается песен, то их можно купить. Цены, насколько я понимаю, от 2 до 20 тысяч евро.

Заходите ли Вы в Лицей БГУ. Если да, то когда?
Лицеист

В последние полгода не заходил из-за постоянных разъездов, но очень скучаю по лицею и по моим студентам.

Андрей, здравствуйте! Вот уже несколько лет мне не даёт покоя одна жизненная история, просится на бумагу, мне кажется из неё мог бы получиться хороший фильм. Был бы очень признателен Вам за совет мне, да и другим начинающим сценаристам, - куда с большей пользой можно отправить готовый сценарий, и принимают ли режиссёры на рассмотрение произведения в форме рассказа или повести?
Тигран
Лучше отправлять готовые, законченные сценарии. У каждой крупной студии есть редакторский отдел, который с удовольствием прочитает ваш сценарий.

Добрый день, Андрей!
Хотели бы Вы сделать какой-нибудь проект в белорусской провинции или поучаствовать в уже готовом проекте?
Спасибо.
С уважением - Юрий.
Трудно сказать.

Вы юрист по образованию, но работаете в сфере драматургии. Когда вы поняли, что драматургия - это ваш путь?
Александр
На втором курсе юрфака БГУ я написал свою первую пьесу. Она называлась "Исповедь Пилата", с нее все и началось.

Андрей, вы знакомы с таким понятием, как литературные рабы?
Хорошо, тогда второй вопрос: а у вас есть такие люди, которые пишут сценарии под вашем именем?
Почему такой вопрос у меня возник? Дело в том, что мне недавно приходилось общаться с молодыми парнями, которые рассказывали, что пишут для вас! Что вы можете сказать? Будете отрицать или подтвердите эту информацию?
Как вы считаете, нормально ли это, что для вас пишут другие люди, а лавры, почет и уважение достаются вам?
bob08

Сериальное производство не приносит ни лавров, ни почета - это чистый бизнес.
Современное сериальное производство построено по принципу конвейера. Это придумали американцы и сейчас использует большинство российских компаний. Например, в хорошоизвестной "Амедиа" сценарий создается так: одни придумывают сюжет, другие пишут поэпизодные планы, третьи - диалоги, четвертые - адаптируют это и сводят все воедино. Над каждой серией работает до 15 авторов, которых в титрах мы не видим. Это связано с огромным объемом работ, который необходимо сделать в кратчайшие сроки. Каждый крупный сценарист создает пул, чтобы работать над подобного рода проектами. Я давно пытаюсь создать такой пул в Минске. С какими-то авторами получается, с какими-то нет. Два парня, о которых идет речь, это мои бывшие студенты Коля и Юра, которые попытались написать две серии для одного сериала, за что я заплатил из собственного кармана довольно крупную сумму денег. Сейчас их тексты находятся на рассмотрении кинокомпании, которая будут решать подходят ли ей эти работы. Требования у российских телеканалов очень жесткие, поэтому уровень сценария должен быть очень высокий. Сериальное производство не приносит ни лавров, ни почета - это чистый бизнес. И часто то что мы видим в титрах это только псевдоним. Точно также как под одними виртуальными псевдонимами пишутся серии детективных и мелодраматических романов. А в большом кино деньги дают под конкретного автора, поэтому коллективная работа невозможна.

Много ли вы зарабатываете? ведь недавно купили квартиру в Минске, а цены на жилья, мягко говоря, кусаются…..
Я получаю высокие гонорары за свою работу. Хотя чтобы купить квартиру мне пришлось взять деньги в долг.

Доброго времени суток, Андрей!
Вопрос: Денис Козлов - миф или реальность?
Сергей, Минск

Не знаю.

Здравствуйте!
Как дела у театральной студии Лицея БГУ?

К сожалению, сейчас такой период, когда ни у меня, ни у второго педагога нет возможности заниматься этим проектом. Но я очень надеюсь при первой передышке вернуться на педагогическую работу в лицей БГУ. Для меня это был очень важный этап в жизни.

Андрей, где вы больше проводите времени: в Беларуси или за границей? И ещё… Когда-то вы ушли из Свободного театра. Не жалеете теперь? Как вы относитесь к этому коллективу теперь? Как вы относитесь к политическому искусству вообще?
Гном

В последние годы больше времени провожу за границей - это специфика моей работы. Об уходе из "Свободного театра" не жалею. Если бы я не ушел, то не было моей кинокарьеры. Кроме того, я не могу быть частью какого-то бренда. Я сам себе бренд. К коллективу отношусь как к успешному политическому проекту. Для меня это такая Новодворская в искусстве. Я понял, что на Западе белорусская политика интересует людей больше, чем белорусская культура. Поэтому на фестивалях, когда мы с иностранными коллегами говорим об этом коллективе, слова "Свободный театр" и "Лукашенко" неразрывно связаны. Лично мне бы не хотелось, чтобы мое творчество вызывало такие ассоциации.

О Свободном театре: Для меня это такая Новодворская в искусстве
Политизация искусства никогда не приводит к его развитию. А наоборот порождает такие уродливые явления как, например, соцреализм в СССР, или "охота на ведьм" и воинствующий антикоммунизм в США, или арийское искусство в Германии. Любая идеология ограничивает художника, вынуждает мыслить штампами. И в этом смысле концерты Ирины Дорофеевой за Лукашенко и спектакли "Свободного театра" против Лукашенко - однотипные явления. Только одни агитируют за, а другие - против. Я считаю, что доктор не должен лечить пациента в зависимости от его политической ориентации. В театральный зал могут придти люди с разными политическими взглядами - и нельзя делить публику на правильную и неправильную. Искусство создается для всех и на все времена.

Уважаемый Андрей, Вы являете пример гармонично воспитанного человека: умный, предприимчивый, творческий. Расскажите о том, как Вас воспитывали родители: чем и как занимались с Вами, каких принципов в воспитании придерживались, на каких авторитетов ссылались. Спасибо
astrid77

Я рос в очень свободной атмосфере. Период моего взросления пришелся на переломные 1989-1993 годы. Я помню, как родители пытались сделать так, чтобы мы ни в чем не нуждались. При этом мне не запрещались читать что я хочу, смотреть что я хочу и общаться с людьми, которые мне интересны. Свобода - лучший воспитатель.

Привет, дорогой Курейчик! Пишет тебе некто Быкова:) Будешь у нас в Монреале - милости прошу! От всей души желаю оставаться таким же целеустремленным и успешным! Душу в объятиях!!!
Аня - ты чудо!:) Я очень по тебе скучаю.


Андрей, как думаешь, наши ребята вернутся? Субботин, Кананович, Кудиненко?
Кто-то вернется, кто - нет. Все зависит от того, какие творческие перспективы у них будут на родине.

Андрей, а как обычно складываются отношения между режиссером и сценаристом, если Ваш сценарий уже в работе. Участвует ли автор в подборе актеров, считаются ли с его мнением на съемочной площадке? Или, все же, тяжела и неказиста - жизнь простого сценариста?
С уважением!
aniprof

Отношения складываются по-разному. Нередко случаются конфликты, но в современном кинематографе сценарист находится в подчиненном положении по отношению к режиссеру. Тем не менее автор участвует во всем этапах кинопроизводства - от подбора актеров до финального озвучивания. Впрочем, есть авторы, которые предпочитают отстраниться от собственно производства фильма.

Андрей, что из учебников по сценарному мастерству читаете или читали? Какой из них считаете наиболее емким и полезным на практике?
Спасибо.
С уважением!

Я читал американские учебники, которые купил несколько лет назад в Лос-Анджелесе. Не думаю, что можно научиться писать сценарии по учебникам. Гораздо полезнее смотреть и анализировать хорошее кино.

На прошлой неделе широко обсуждалось письмо Купаловских актеров в администрацию президента. Что вы думаете по этому поводу?

Я думаю так: если уровень постановок актеров не удовлетворяет, то они не должны в них играть. Вот и всё. Никакая администрация президента не может заставить режиссеров ставить лучше. Это вопрос внутритеатральный. То что в Купаловском театре кризис для меня очевидно давно. Я не могу представить, чтобы актеры МХАТа или Ленкома играли спектакли в актовом зале аграрного университета или колхоза, а купаловцы - играют. Значит, у них что-то не так с чувством собственного достоинства, раз они позволяют над собой так издеваться. Надо уметь говорить "нет". Независимость творца - первое условие нормального творчества.

Дзень добры, сп. Курэйчык
Дзякуй, што пагадзiлiся ўзяць удзел у iнтэрнэт-канфэрэнцыi. У мяне некалькi пытаньняў:
1) цi плянуеце Вы напiсаць сцэнар альбо п'есу на падставе гiстарычнага мiнулага нашай краiны альбо цяперашняй Беларусi з адпаведнай нацыянальнай адметнасьцю?

Я уже написал две такие пьесы. Одна называется "Скорина", вторая - "Небо", про современную белорусскую молодежь. Их можно найти на моем сайте - kureichik.ru.

2) цi пiшыце сцэнар, п'есы альбо iншыя лiтаратурныя творы па-беларуску? i цi выходзяць яны ў друку?
Две пьесы на белорусском языке были опубликованы в журналах "Полымя" и "ARCHE". Сейчас же на белорусском языке делаю театральную адаптацию произведений Василя Быкова.

3) цi рабiлi калi-небудзь ахвяраваньнi на дзейнасьць Таварыства беларускай мовы?
Несколько лет назад я был наблюдателем на выборах от ТБМ. Очень уважаю эту организацию и всячески желаю ей успехов.

4) што чакаць блiжэйшым часам ад Вас - кiнастужку, п'есу альбо кнiгу? Адным словам, якiя вашыя творчыя пляны?
Загадзя дзякуй за адказы, liashkou_a.livejournal.com
Про фильмы - см. выше. Что касается литературы - я собираюсь написать роман. Если все удастся, он появится на книжных прилавках уже в следующем году.

Я приглашаю всех 23 декабря в кинотеатр, где состоится главная новогодняя кинопремьера этого сезона - "Любовь-Морковь-2", фильм получился намного смешнее и ярче первой картины. Надеюсь, он принесет вам хорошее настроение. Спасибо.

Фото: Антон Мотолько

-15%
-25%
-15%
-10%
-10%
-10%
-70%
-10%
-15%