Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Хотели дать понять, что с людьми так нельзя». Пятерых мужчин судят за поврежденное авто семьи милиционера
  2. Заправки для электрокаров стали платными. Пользователи жалуются, но вовсе не на цены
  3. «Мы уже неделю „на осадном положении“». Как жителей минских многоэтажек обходит милиция
  4. Жителя Минского района оштрафовали на 870 рублей за красно-белые жалюзи
  5. Совещание у Лукашенко и «дело Бабарико» в Верховном суде. Что происходит в Беларуси 21 января
  6. ЕС: Санкции в отношении Беларуси пока не дали никакого эффекта
  7. «Перевернуть страницу» нельзя, психика так не работает". Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  8. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  9. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  10. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  11. Где жили и отдыхали руководители Беларуси до Лукашенко
  12. В Москве задержан боец Алексей Кудин, ему грозит отправка в Беларусь и суд за августовские события
  13. В Островце мужчину отправили в колонию за оскорбление Лукашенко и Караева в телеграм-чате
  14. Алимбекова заняла восьмое место в индивидуальной гонке на этапе КМ по биатлону
  15. Лукашенко о госинвестпрограмме: Удивляет потеря отдельными членами правительства реалий, в которых мы живем
  16. «Около двух месяцев нигде не участвую». Борисовчанки утверждают: их судили за акции, где их не было
  17. В Беларуси делают полуколичественные тесты на антитела к коронавирусу. Объясняем, что это такое
  18. Лукашенко заинтересовался пеллетами для отопления домов. Что это и сколько стоит?
  19. Стали известны планы по строительству жилья на 2021 год. Что, где и сколько?
  20. С 21 января дорожает автомобильное топливо
  21. «Прозревают люди уже после стройки». Архитектор — о выборе проекта дома и цене строительства
  22. Авария на теплосетях в Московском районе: жители без горячей воды и тепла, занятия в школах отменили
  23. Посмотрели, на сколько за год подорожал один и тот же набор товаров. Разница в цене удивляет
  24. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  25. У меня в венах тромбы? Сосудистый хирург отвечает на шесть частых вопросов
  26. «Даже по московским меркам это элитное жилье». «А-100» презентовала квартал у площади Победы
  27. Уже год в столице работает музей Lego, но знают о нем не все. Взглянули на коллекцию минчан
  28. «Пуля повредила мой спинной мозг». История тренера по кроссфиту на коляске
  29. Ультрамарафонец из Витебска установил табличку у истока Витьбы. Вы знаете, где это?
  30. «Танцевала, показывая, что ей все сойдет с рук». В суде по делу о надписях на щитах выступил военнослужащий


Елена ОРЛОВА,

фото

Раньше Рождество и Новый год отмечали колоритнее. И даже не из-за красивых снежных зим. Просто праздники были богаты традициями. Кстати, в прежние времена Новый год отходил на второй план: главным событием считалось Рождество Христово. И все от мала до велика знали, что стол в Сочельник надо накрыть особый, "гудеть" до первой звезды нельзя, а "шчодрыя Калядкi" - самое время для забав.

Сегодня же многие обычаи заменяются телепросмотром "огоньков", оливье да мандаринами. А попробуйте для разнообразия отметить праздники в старом стиле. Если же затея покажется скучной, подумайте, сколько ваших бабушек и прабабушек бросали, гадая, башмачки, пели рождественские песни и какая в этих традициях родовая память! Заряд бодрости на год вперед вам точно обеспечен.

УЖИН НА СОЛОМЕ

Моя бабушка часто вспоминает свою юность. Я очень люблю слушать о прежних деревнях: больших и дружных, на 100 дворов, в каждом из которых жили семьи по 5-6 человек. Но больше всего мне нравятся рассказы о Пасхе и Рождестве. В начале 1920-х годов Брестчина еще не попала под воинствующий атеизм Советов, потому религиозные праздники здесь отмечали открыто и красиво. Канун Рождества называли "воднай Калядой", то есть постной. Вечером в доме собиралась вся семья. Прапрадедушка застилал стол сеном (как напоминание о яслях Христа), а прабабушка наверх стелила самую лучшую тканую скатерть. Затем все молились и принимались за ужин. Несмотря на кулинарные запреты, угощенье получалось праздничным: дети на плетеные прутья ловили в реке меньков (рыбку, богатую икрой), готовилась кутья с медом, квашеная капуста, орехи, грибы. А на улице тем временем с песнями гуляла молодежь. Особо не веселились, а только славили Христа - Рождество-то еще не наступило. Моя бабушка, например, до сих пор частенько напевает один из тропарей: "Рождество твое, Христе Боже наш, воссеяй миру свет разума, в небо звездам служащия, звездою учауся, Тебе кланяйся солнцем правды. И видеть Тебя с высоты Востока, Господи, слава Тебе".

И в то же время праздники сложно было представить без гаданий. Девчата относились
к ним, как и сейчас, с шуткой. Но собирались поворожить с удовольствием: а вдруг сбудется? Гадали в основном на суженого. Ставили чан с водой посреди хаты и пускали по воде зажженные свечи на сухих листьях: чья первая сгорит, та первая и замуж выйдет. Шутка шуткой, но ради надежды на замужество девушки даже булочки специальные пекли: выкладывали их в ряд и запускали в дом пса. Смысл, как и со свечками: чьё лакомство будет съедено первым… Правда, из пса иногда плохой предсказатель получался: понадкусывает все булочки и убегает восвояси. Потому самым надежным способом узнать жениха "в лицо" считался "заборный". Надо было пообнимать заборы и затем посчитать досточки, приговаривая "колок, вдовец, молодец". С "молодцом" и "вдовцом" все понятно, а что за "колок"? Бабушка улыбается: значит, суждено одной колом век простоять, девушки этого "колка" очень боялись.

"КОЗА" МЕЖДУ МИРАМИ

Похожие обычаи можно услышать в любой другой деревеньке. Старший научный сотрудник отдела народной культуры и искусства Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН, кандидат исторических наук Татьяна Кухаронак объездила всю Беларусь, собирая народные обряды. Она рассказала, что с особым размахом гадания и коледования продолжались как в Рождество, так и перед Новым годом - на так называемую "богатую Коледу", когда готовились скоромные блюда. Вот, к примеру, вы думали, что ряженые могли коледовать, когда им вздумается? А вот и нет. Маски разрешались только во время календарных праздников, когда по старинным представлениям объединялись "этот" и "тот" миры. Потому и маски делились на "красивые" (ангелы, Дед Мороз) и "некрасивые" (черт, цыгане, дед и баба). Первые рассказывали стихи и пели песни во время рождественского обхода, а вторые крали вещи и вредничали. В одно из глухих сел Лидского района Татьяне Ивановне рассказали, как коледовали парни. Правила игры в деревне знали все, потому, куда бы ни зашли коледовавшие, везде разыгрывалось настоящее представление. Например, приводят
к хозяевам "козу". Она головой сильно мотает и поет: "Я каза, страказа, за тры грошы куплена, паўбока аблуплена, закалю рагамі, падкіну нагамі, вазьму цябе на рогі, кіну высока, ты выб’еш зуб і вока". Потом что-то похожее "петух" пел. Хозяйка отвечала: "Мы цябе не слухаем, мы спімо яшчэ і даўней, як ты лакочаш". Но "петух" не унимался: "Я стаю на плоце ў чырвоным коце - ку-ка-рэ-ку!"

ЗА СУЖЕНЫМ НА КОЧЕРГЕ

На "богатую Коледу" гаданий было больше, чем на "постную". Хотя бы потому, что можно было блины печь, а для девушек это был один из главных гадательных атрибутов. В Ивацевичском районе девчата брали блин под руку и подслушивали под окнами: если в речи промелькнет слово "сиди", значит, еще год в девках ходить, если "иди" - то свадьба не за горами. Особо отчаянные барышни брали блины в зфотоубы и "ездили" по улице на кочерге! При этом еще слушали, с какой стороны собака залает - в тот двор и замуж идти. Говорят, действенное гадание, так что можете попробовать. В наши дни вас, конечно, могут не - правильно понять, но тут уж выбирайте, что важнее.

Парни, между прочим, тоже были не прочь поворожить. Клали на лавку несколько шапок. Под одну прятали зеркало, под другую - кусок хлеба, под третью - куколку, а четвертую пустой оставляли. Если пустышку вытянет - в этом году не женится. Вместе с зеркалом "фарсiстая" избранница попадется, с хлебом - богатая, а с куклой - с ребенком. Но особенно ребята, да и девчата любили "повредничать". Закон такой был. "Зайдэм до дзяцько, дрова розвалэмо, то санкі зацягнэмо на хату навэрх. Колітку здымем і занэсэм у другу сторону, у кого комэна заткнэм. То зав’яжэм колітку. Нэ знаю, для чого гэто було, но токы зокон у нас. Нотворымо так, а тады назаўтрэ: хто - кленэць, сварытся, хто - смэется", - зачитывает Татьяна Кухаронак воспоминания одной бабушки с Брестчины.

А СТАРИКИ ВЕРИЛИ

К слову, моя бабушка мне не все рассказала о "постной Коледе". Оказывается, на Брестчине в некоторых деревнях было принято выполнять разные ритуалы ради будущего урожая. Например, садились семьей за ужин, а малыша под стол запускали, чтобы он там "поквохтал", - тогда, мол, и курицы хорошие будут. Или завернутую в платочек кутью по саду носили - старики утверждали, что плодов много будет.

У старых людей мудрости житейской побольше, чем у нас с вами. Так что если захотели приобщиться к народным обрядам - дерзайте.  Вот, кстати, веселое и актуальное в условиях мирового финансового кризиса праздничное приветствие:

"Сеем, веем, падсяваем,

з Новым годам паздраўляем.

Стары пары, старычкі, адкрывайце сундучкі,

падавайце пятачкі".

Повеселитесь,  а заодно, может, и подзаработаете.

-40%
-30%
-30%
-13%
-20%
-14%
-20%