Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Первоапрельские истории


Который год подряд в конце ноября автомобильные дилеры запевают одну и ту же песню: что именно сейчас самое лучшее время для покупки нового автомобиля, ибо грядут глобальные перемены.

Журналисты привыкли к этому явлению и между собой называют песни автодилеров «Плачем Ярославны». Потребителей уже также слабо трогают «страшилки», которые якобы придумывают автодилеры для активизации спроса на автомобили. Но так ли уж беспочвенны доводы автодилеров?

***

2009 год. Разгар 1-й волны мирового финансового кризиса. Катастрофическое падение спроса на новые автомобили. На складах автодилеров скопилось несколько тысяч автомобилей 2008 года выпуска. В течение всего года небезуспешно автодилеры пытаются пристроить залежалый товар. Крупнейшие игроки рынка устраивают гонки на понижение: кто даст бОльшую скидку. Многие потенциальные покупатели до сих пор мечтают о тех сладких ценах. Шутка ли, дисконт достигал 25−30%.

К счастью, пристроить большой склад автомобилей 2008 года выпуска помогли слухи о повышении таможенных пошлин. С большими скидками, себе в убыток, перепробовав все мыслимые приемы стимулирования сбыта… автодилеры распродали все складские остатки.

Однако это не спасло рынок от серьезных потрясений: после нескольких лет постоянного роста автомобильный рынок Беларуси рухнул сразу на 40%.

***

2010 год. Впрочем, слухи о повышении пошлин все-таки оказались правдой. С 1 января 2010 года таможенные пошлины на новые автомобили для юридических лиц поднялись до уровня российских. Цены на новые автомобили у дилеров подскочили на 15−25% в зависимости от модели. Покупатели в шоке покидали автоцентры. У физических лиц между тем появилась лазейка ввоза новых автомобилей с уплатой таможенных платежей по льготной ставке.

Это-то и стало катализатором роста и процветания «серого» ввоза в последующих периодах. Накануне нового года на горизонте замаячило выравнивание таможенных пошлин для физических и юридических лиц. Автодилеры начали новую кампанию, пытаясь аргументировать выгодность покупки «здесь и сейчас». И все было именно так, как предполагали эксперты автобизнеса, если бы не общественное мнение, которое было крайне важно в конце прошлого года.

Регулятор рынка так и не решился на непопулярные меры, отсрочив дату «ч» еще на полгода. По итогам 2010 года автомобильный рынок упал еще на 30%. Крупнейшие игроки вырулили исключительно за счет сервиса. Однако дилерская сеть автомобильных ритейлеров все же не досчиталась свыше 15 автоцентров и выносных шоу-румов в Минске и в регионах.

***

2011 год. В новый 2011 год автодилеры входили с мечтами о выравнивании таможенных пошлин для физических и юридических лиц. С 1 января этого не случилось.

Как следствие, уже в феврале автодилеры Литвы, Латвии и Польши благодаря покупателям из Беларуси выполнили полугодовые планы по продажам. В марте в Беларуси разразился валютный кризис, который практически полностью блокировал работу автодилеров. В мае-июне серый ввоз достиг своего апогея: по мнению аналитиков рынка, в последние месяцы перед повышением таможенных пошлин для физических лиц белорусы ввезли новых автомобилей в 2 раза больше, нежели продали официальные дилеры. Доля «серого» ввоза по премиум-маркам, по экспертным оценкам, достигала 85−90%.

1 июля 2011 года таможенные пошлины для юридических и физических лиц все-таки выравняли. Однако праздника на улице автомобильных дилеров не случилось. Двойная девальвация сначала вывела из клиентов сервис-центров даже весьма состоятельных покупателей, а потом и сожрала бюджеты юрлиц на обновление автопарка. Сработал «эффект хомяка»: накануне 2-й волны мирового финансового кризиса многие клиенты попросту предпочли отложить покупку нового автомобиля до лучших времен.

По мнению аналитиков, автомобильный рынок Беларуси в 2011 году вырастет вопреки всему. Однако рост, скорее, номинальный и объясняется большой долей «серого» ввоза и льготным взиманием НДС. Выгодность покупки нового авто в Беларуси быстро просчитали россияне. Тонкий ручеек покупателей из РФ стал хорошим подспорьем для белорусского авторитейла в период валютного голода.

***

2012 год. Не за горами новый год, и автодилеры снова начинают свою песню. Третий год подряд автоэксперты советуют покупателям приобрести новые автомобили именно сейчас. И, по опыту предыдущих лет, к их совету все-таки стоит прислушаться. Что на этот раз? Высока вероятность, что с 1 января 2012 года изменится форма взимания НДС. Налогом будет облагаться не маржа дилера (как ранее), а вся стоимость автомобиля. По такому принципу начисляется НДС в России.

Все идет к тому, что подобная схема взимания налога будет введена и в Беларуси. А это означает, что стоимость новых автомобилей вновь увеличится на 16−20%. При этом не стоит забывать, что в России ставка НДС 18%, а в Беларуси 20%. Вполне реальное развитие событий, когда новые автомобили в белорусских автоцентрах станут дороже, нежели у восточных соседей…

Вместо эпилога

Интересно, что аналитики автомобильного рынка России прогнозируют в 2012 году всего 6−10-процентный рост. Хоть и в меньшей степени, но 2-я волна мирового экономического кризиса все же затронет восточную соседку. Плюсы для России — отсутствие внешнего долга, слабая интеграция в мировую экономику. Минусы — высокая зависимость экономики России от стоимости барреля нефти. По сути, этот фактор будет решающим для российской экономики.

Прогнозы для автомобильного рынка Беларуси… вопрос неоднозначный. Очевидно одно: автодилеров Беларуси вновь ожидает очень сложный год. Покупателю понадобится еще больше времени, чтобы привыкнуть к новому шокирующему уровню цен. Автодилерам потребуется весь арсенал инструментов, чтобы удержать автолюбителей на фирменном сервисе, а авторитейл мы так и не увидим в списке крупнейших рекламодателей еще пару лет.

К положительным моментам можно отнести лишь тот факт, что трудности прошедших трех лет здорово закалили автомобильный бизнес Беларуси. Есть надежда, что «автомобилисты» уцелеют вопреки всем законам рынка, хотя риски попасть под колеса крупнейших игроков авторитейла России — все серьезнее.

Александр Демидович