Популярный и влиятельный еженедельник "Аргументы и Факты" взял интервью у Ольги Шандоры, которая эмигрировала в США из Беларуси в конце 80-х, добившись за океаном редкого успеха. В работе - железная леди с аналитическим складом ума и системным мышлением. В обычной жизни - простая обаятельная женщина, любит готовить, любит хорошо поесть и посмеяться
ОЛЬГА Шандора родилась в Минске. Училась на факультете прикладной математики БГУ. В конце 80-х эмигрировала с мужем в США. МВА в области маркетинга. Магистратура по международным финансам, Колумбийский университет. Работала в течение 15 лет в США в ведущих инвестиционных банках Wall Street. Прошла карьерный путь от простого служащего до руководителя - вице-президента нью-йоркского отделения банка UBS. Одна из немногих женщин-эмигранток, дослужившаяся до позиции топ-менеджера в жестком мужском мире Уолл-стрит. В настоящее время - управляющий партнер в частном инвестиционном банке, занимается вопросами фондового рынка, имеет консалтинговую компанию в Беларуси, активно продвигая на родине торговую марку "Хорошая Жизнь". Замужем, имеет дочь. Живет и работает в Нью-Йорке, периодически навещая Беларусь.
НЕ ПОМНЮ, что именно побудило тогда уехать. Скорее всего, любовь к приключениям и желание повидать мир. Я только сейчас понимаю, как бедно мы жили. Тогда это не воспринималось как бедность.
Получилось так, что жизнь тестировала меня очень жестко. Абсолютно одни с мужем в чужой стране, с маленьким ребенком, без бабушек и дедушек, дальних и близких родственников, без денег, наконец. Необходимость работать полную неделю и желание учиться. Такое состояние тяжело везде, а в эмиграции приобретает особые оттенки. Многие вещи понимаешь только сейчас, оглядываясь назад. Например, большая семья в эмиграции - это особенная защита от стрессов адаптации, страховка, которая не дает упасть далеко вниз, помогает почувствовать себя не полностью чужими в новой стране. С другой стороны - это делает полную ассимиляцию не такой уж необходимой. Те, кто лишен такой семьи, как мы, не имея другого выхода, невольно сразу начинают внутреннюю перестройку, которая, в конечном итоге, приводит к полной ассимиляции, хоть и весьма болезненной. Плакаться по вечерам было некому, Интернета и SMS по мобильному тогда не было. Коренным образом менялось восприятие мира и появлялась своя, мало похожая на общепринятую эмигрантскую, точка зрения. История Нового Света нами была переписана еще раз под нас самих.
ПРИЕХАЛИ мы в Америку с долгом. У богатого цеховика-предпринимателя взяли в долг 1000 долларов на билеты и отъезд. Это сейчас у мужа успешное дело - он совладелец одного из ведущих архитектурно-строительных бизнесов в Нью-Йорке, а тогда эта тысяча была немыслимым состоянием. Кроме того, сразу пришлось покупать машину: нет машины - нет работы. Муж нашел по объявлению в газете фирму, которая позвала его на собеседование по поводу работы. Находилась она в нескольких милях от остановки общественного транспорта. Он со всем задором из опыта турпоходов решил, что это не расстояние для пешей прогулки. И вот картинка: лето, жара (41-я широта - это широта Ташкента), мой муж в пиджаке и галстуке идет по шоссе (тротуаров тут нет) на первое в своей жизни собеседование. Сначала снимает пиджак, потом галстук, потом уже совсем мокрую рубашку. Тогда и решили: полцарства за машину. Полцарства хватило на старый разваленный кадиллак. Позвонили моему отцу: "Сергей Павлович, мы купили машину - кадиллак. Он шире вашего дивана!.." Разделить радость можно было, только позвонив за океан
.
Множество таких историй терялись в ежедневном расписании, превратившемся во внутренние часы и жесточайшую внутреннюю дисциплину: чтобы увидеть и узнать хоть часть того, что хотелось (мир лежал перед нами), и чтобы жизнь не свелась к двум состояниям - работаешь или спишь.
НУ, САМЫЙ главный миф - это то, что в США деньги растут на деревьях. До сих пор мало людей здесь понимают, что все в жизни имеет цену и материальное выражение. Не хотят понимать, что это нормально - зимой в странах с холодным климатом отдавать до $500 в месяц за отопление дома. Или спи в валенках. Что элитное образование - это привилегия богатых людей. Что люди объединяются, прежде всего, по своему социальному и материальному статусу в обществе. Общность экономического уровня дает общность жизненных навыков и интересов в целом. Что ответственность за себя человек несет сам. Никто не должен ему ничего. Это непонимание простых базовых принципов некоторыми людьми теперь просто вызывает шок у меня и у тех, кто близко сталкивается с мифами на постсоветском пространстве.
Некие абстрактные мечты о каких-то киношных богатствах - и полное отсутствие даже планов, как их достичь. Не говоря уже о действиях
Признать за собой обязанность отвечать за свои поступки и не кивать на всех, из-за кого ты несчастлив. Это и есть привилегия счастливых людей.
Бизнес в Беларуси: схватить и перепрятать
МНОГОЕ уже меняется - но все-таки. До сих пор было так, что белорусский бизнес - это одна транзакция, одно разовое действие - схватить и перепрятать. На перспективу мало кто хотел думать. О том, что именно долгосрочные стратегии в бизнесе и в человеческих отношениях приносят настоящий капитал, мало кто задумывался. К счастью, бизнес-менталитет потихоньку меняется. Можно говорить о негибкости регулирования, но я не знаю, как ответить на вопрос, что первично: курица или яйцо. Я не знаю, что меня больше удивляет: люди, которые имеют менталитет "жизнь кончается сегодня", или законы, которые пишутся такими же людьми. Ведь не с Марса же десант законотворцев высадился
Про проблемы с кадрами в Беларуси можно говорить часами. Приходят на собеседование яркие молодые специалисты с прекрасными корочками, и первый вопрос: "Сколько вы платите?". Да руководитель готов заплатить "под завязку", ему люди как воздух нужны. Но ты расскажи сначала, что умеешь делать, чем будешь полезен именно ты, куда стремишься
Покажи себя! И это массовое явление. Непонимание того, что по жизни в целом сначала нужно отдавать, чтобы что-то получать. Нельзя бегать да искать, где что сорвать, не отдавая ничего взамен
Бизнес-проектов в Беларуси может быть масса, но делать их, увы, часто просто не с кем. Проблема кадров становится материальной и тормозит дальнейшее развитие многих компаний.
МНЕ много пришлось общаться с лучшими представителями бизнеса в Минске. Это яркие и неординарные по всем меркам личности. При явном демографическом дефиците социально ответственных мужчин здесь есть и какой-то странный дефицит ярких женщин, которые ищут просто любовь
С другой стороны - есть выдающиеся примеры разносторонних женщин, которыми все мы просто должны гордиться.
Странно, но именно в Минске приходят на память строчки Киплинга: "
то, что мужчине нужна подруга, женщинам не понять. Тех же, кто это знает, - не принято в жены брать
"
Характерная деталь - это реклама одного белорусского производителя белья: "Если любишь - подари!" Она, как всякая хорошая реклама, отражая психологию целевой аудитории, как бы требует и берет бедного мужика "на понт". Это режет глаз тому, кто здесь не живет. И заставляет задумываться. Таких примеров масса
Мне очень повезло в жизни повстречаться со многими из интересных людей, белорусами, высокими профессионалами своего дела, одновременно тонкими и ранимыми, умными и стремящимися к познанию.Таких я мало встречала в других местах, хотя пришлось ездить по миру много. Это побудило меня начать писать книгу "Лучшие мужчины Беларуси (и женщины, которые их выбирают)". Она в моих ближайших планах.
ПОЯВЛЯЮТСЯ в Минске хорошие рестораны. Их не хватает. Но уже убирается майонез из каждого блюда - незабвенный символ советской эпохи. Он делает все блюда одинаковыми.
Появляются залы для некурящих. Когда-то это было непривычно, а сейчас уже даже те, кто сам курит, не желают идти в дорогой ресторан, в котором все пропахло дымом. Уже вкладывают деньги в дорогие системы вентиляции и не экономят на дешевом кондиционировании (а сколько той жары у нас в Минске?) Уже появляются сезонные меню в дорогих местах и чистые туалеты в дешевых. Уже есть много мест в Беларуси, где настоящий сервис. Я не сравниваю даже с Прибалтикой - там культура быта всегда была на порядок выше, чем в остальных республиках СССР. Разные точки отсчета в этом смысле.
Сервис - это то, за что люди готовы платить деньги везде. А в Беларуси пока как раз и в дефиците такие места. Поэтому там, где будет сервис, можно смело поднимать цены: люди ценят хорошее отношение. Будут ходить туда, где официант не учит жизни посетителя, где не срывает свое недовольство и плохое настроение на клиентах. Где повар постоянно развивает меню и развивается сам. Где рады услужить. Учитывая, что все это по-настоящему начиналось всего лишь пятнадцать лет назад - а это по историческим меркам миг - и само понятие ресторанной и барной культуры отсутствовало, остается только удивляться, что все это уже есть. Через пятнадцать лет, думаю, будет еще лучше.
МНЕ довелось поработать в длительных командировках в разных странах. Сравнивать страны нет смысла. Все по-разному везде. Но везде есть одно общее, что хотелось бы привнести в Беларусь немедленно и что не требует никаких капиталовложений. Это эстетика повседневной жизни. Ее очень не хватает, а именно она делает нашу ежедневную жизнь хорошей для всех. То, что нас окружает извне, - имеет прямое влияние на качество нашей жизни, признаем мы это или нет. Это простые вещи. Для этого не нужны огромные деньги - нужно уважение к себе. Хорошая жизнь для простого человека - это простые базовые ценности. У нас в планах своеобразные курсы - "Школа хорошей жизни", все то, что нужно знать простой белорусской семье о том, как обустроить свой быт. Понятие хорошей жизни для русскоязычного человека принципиально отличается от понятий "сладкой" или "красивой жизни". Не нужны роллс-ройсы и пальмы. Нужна нормальная крепкая семья, здоровые дети, уютный дом, чистое полотенце, хороший ужин. И уверенность, что семья имеет все, что надо, отличного качества, - и сделано это все местными производителями, и купили это не потому, что больше денег нет ни на что, а потому, что это хорошее и добротное, себе и детям на радость
Так и родилась идея торговой марки "Первый общенациональный брэнд Хорошая Жизнь - лучшие товары и услуги Беларуси". Уважение к себе и эстетика быта должны быть ежедневными. Они меняют качество жизни в лучшую сторону очень быстро.
Беседовал Евгений МЕТЕЛИЦА
Д. Рокфеллер