/

На тему алкоголизма и пьянства нельзя рассуждать без улыбки, считают организаторы, поэтому 1 апреля, в Международный день смеха, в Музее истории белорусского кино открылась выставка "Лятучая, гаручая, празрыстая: гісторыя промыслу і барацьбы з ім у Беларусі".

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

На выставке представлены самогонные аппараты, когда-то изъятые у населения, а теперь принадлежащие музейному комплексу старинных народных ремесел и технологий "Дудутки". Значительную часть экспозиции составляют плакаты издательства "Агитплакат" 60-80-х годов прошлого века. Тогда с алкоголем боролись такие известные художники, как Борис Заборов, Николай Гурло, Леонард Чурко, Аскольд Чуркин и Евгений Бусел. Не гнушались написанием текстов для антиалкогольных плакатов признанные поэты – такие как Рыгор Бородулин, Геннадий Клевко и Иван Стодольников. Позже к борьбе с пьянством и алкоголизмом привлекали Владимира Круковского, Владимира Цеслера и Сергея Войченко, а также Дмитрия Маслия.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Доктор исторических наук Валентин Голубев. Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

"Спачатку бальшавікі стымулявалі, каб як мага больш людзей куплялі гарэлку і пілі яе, а потым, калі пачалася дэградацыя і людзі сталі дрэнна працаваць, яны пачалі змагацца з гэтай з'явай", - подвел историческую базу для выставки доктор исторических наук Валентин Голубев.

Традиция самогоноварения в Беларуси известна с середины XV века, ранее белорусы предпочитали пиво и "пітны мёд". До появления советского термина "самогоноварение" этот процесс назывался "варением для себя", продолжает Голубев.

В документах XVI-XIX веков прослеживается, что власть всегда стремилась создать монополию на производство и продажу хмельных напитков. Государство и церковь, по словам историка, разрешали крестьянам изготовлять самогон для себя в особых случаях: на праздники, дни рождения, свадьбы, крестины и похороны. В остальных случаях это называлось "несанкционированным изготовлением".

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Вместе с тем, отмечают историки, в военное время и при смене власти хмельной напиток был самой стабильной "валютой" для взаимных расчетов.

В новейшей истории самогоноварение преследовалось государством и высмеивалось с помощью сатиры и социальной рекламы. Сегодня же самогон можно назвать частью нематериальной культуры Беларуси, которая, как и белорусская кухня, привлекает туристов.

"Я даволі індыферэнтны да ўжывання, але вырас фактычна пад самагонным апаратам, як і любы, хто гадаваўся ў вёсцы. Апараты, якія тут выстаўлены, смешныя для мяне, таму што я памятаю агрэгаты на 200 літраў, якія везлі на конях, драўляныя бочкі", - рассказал на открытии выставки председатель Союза художников Рыгор Ситница. Он также отметил, что в то время в деревне практически не было пьяниц: "Выпівалі, весяліліся, але п'янтосаў на нашу велізарную вёску на 4 кіламетры было, бадай, тры-чатыры чалавекі. З іх усе смяяліся, і ніхто не паважаў, бо яны былі кепскія работнікі. А співацца пачалі не ад гарэлкі, а ад роспачы і савецкай бядноты. Іншага выйсця ў іх не было".

"Если к этому явлению подходить с юмором, то не все так плохо. Когда человек может шутить над собой, значит, все не безнадежно", - отметил куратор, искусствовед и коллекционер Егор Сурский.
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Со 2 апреля выставку будет сопровождать видеогид, который расскажет посетителям историю самогоноварения, его роль в системе хозяйства Беларуси. Культуролог, доктор философии Ирина Дубенецкая выскажется о культуре употребления алкоголя в мировой истории.
{banner_819}{banner_825}
-45%
-10%
-62%
-10%
-20%
-48%
-20%
-33%
-71%