Поддержать TUT.BY
141 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  2. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  3. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  4. Глава Минздрава рассказал про отток кадров и как будут стимулировать возврат медиков в страну
  5. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  6. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  7. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  8. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  9. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  10. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  11. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  12. Минчанка продала квартиру — и передала банковским мошенникам более 200 тысяч рублей
  13. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  14. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  15. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  16. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  17. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  18. Что сейчас происходит между Россией и Украиной и при чем тут Беларусь: поясняем простыми словами
  19. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  20. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  21. «По фестивалю решили ударить». Директор «Славянского базара» о том, что вокруг него происходит
  22. «Не надо изобретать велосипед». Минский архитектор показал, как выглядит его загородный дом
  23. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  24. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  25. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  26. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  27. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  28. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  29. «Папа сказал: «Будешь делить имущество — ты мне не дочь. Я крысу не растил». Интервью с Таис Рыбакиной
  30. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав


Наталья Старченко,

Анатолий Щеголев рассказал корреспонденту “ГП”, почему хорошо быть хамелеоном и как выгоднее продать себя в любой ситуации.


Без иллюзий

— Коты-театралы, коты-нефтяники, коты-журналисты. Не кажется, что тебя уже немножко клинит на этой теме? Может, есть смысл попробовать рисовать что-то другое?

— Зачем? Коты дают бесконечное поле для творчества. Открываешь календарь профессиональных праздников и начинаешь рисовать на День милиции — кота-милиционера, на День космонавтики — кота-космонавта, на День медработника — кота-врача. Людям это нравится.

Более того, у меня сейчас новый проект — коты-музыканты. Не смейся. Я рисую котов с разными музыкальными инструментами. Выставляться буду в Национальном историческом музее в Минске совместно с проектом "Старажытныя беларускія музычныя інструменты".



— Интересно, а себя ты тоже с каким-нибудь животным ассоциируешь? Возможно, как раз с котом?

— В подростковом возрасте было желание вешать на себя ярлыки. Тогда я выбрал хамелеона. Он творческий, непостоянный, меняет цвет. Как художника, меня это привлекает. Еще нравится, что он приспособленец, быстро перестраивается под ситуации, которые диктует окружающая среда.

— То есть, по-твоему, приспособленчество — это хорошо?

— Конечно. Эволюция требует, чтобы выживал сильнейший. В нашем случае — тот, кто умеет подать и продать себя в любой ситуации. Например, иду я по Минску, вижу, автобус едет, а на нем написано: Беларусь — столица хоккея — 2014. У меня чик — лампочка в голове срабатывает — к этой теме можно подключиться, сделать серию котов-хоккеистов. Пусть даже меня с ними не пустят в спорткомплекс, я выставлюсь на улице. И все равно их раскупят на сувениры. Это же тоже приспособленчество.



— И то, что ты так плотно сотрудничаешь с БРСМ, тоже как раз укладывается в эту нехитрую философию?

— А почему я должен отказываться от БРСМ, если у меня с ним совпадают цели? Мне не задают никаких рамок, меня даже вступить в эту организацию не заставили. Зато, участвуя в их проектах, я попадаю в информационный коридор. Так же, как и певец, который выступает на БРСМовском мероприятии. С него корона упала? Нет. Зритель в зале сидел? Да. Так что он потерял, где продался? Он просто нашел способ реализовать свои потребности, угодив заодно и БРСМ.

— Но ты же не можешь не знать, что в творческой среде так угождать не принято.

— Ну да, принято думать, что ты такой свободный художник, сидишь себе в подвале, патлатый, немытый, горбатый, потягиваешь винище и творишь. Рисуешь только свой внутренний мир, а на всех остальных смотришь свысока — вы, мол, продажные. Но я бы эту элитарность поставил под сомнение. Может, все наоборот? Может, это именно они зашли в тупик, а я иду в верном направлении?

Почему-то принято думать, что искусство — это нечто такое самодостаточное, существующее для того, чтобы радовать людей. На самом деле, искусство — это просто инструмент, как и всё остальное в жизни. Абсолютно любая картина, песня, вышивка, танец несут в себе идеологию. Если ты это вовремя понял, то можешь извлечь выгоду. Если нет, тебя просто используют, и ты этого даже не поймешь.

— Очень грустная у тебя картина мира получается. Прямо теория заговоров в переложении…

— Нет, просто художнику не стоит питать иллюзий насчет своей свободы. Ее нет. Зато есть трезвый взгляд на вещи, есть возможность найти себе применение. Только надо уметь видеть выгодные ситуации: скажем, вот здесь песок, камень, глина, а вот здесь чернозем. Так используй свой шанс.

Я не обслуга

— Помимо котов, ты известен тем, что рисуешь шаржи. Но, если честно, глядя на них, я не понимаю, почему это шаржи — в них же нет высмеивания каких-то выдающихся черт лица либо характера. Наоборот, такие милые безобидные портретики.

— А это и не шаржи. Я их так называю по бедности терминологии, просто еще не придумал точного определения. Шарж, по своей сути, очень упрощенный рисунок, наспех нарисованный, мимолетный. Я же свои делаю по 12 — 15 часов. При этом, действительно, нет цели высмеять.

— И почему ты рисуешь именно знаменитостей? Это что, желание прикоснуться к их славе, мол, пусть поделятся блеском?

— Не стану отрицать, это пиар. Своеобразный рывок к звездам. Вот приезжает в город группа Smokie — спела и уехала. Но если я рисую на нее шарж, журналисты подхватывают эту тему и каждый раз вместе со Smokie упоминают меня. Мне нравятся эти нити.





— Были ли шаржи, которые. звезды не приняли?

— Не принял только Булка. Сказал, что в рисунке много неточностей. В принципе, нормальная позиция, но я в очередной раз убедился, что, чем круче звезда, тем проще человек, и наоборот.

В этом смысле запомнилась Вера Брежнева. Она умеет быстро расположить человека к себе. Когда мы с ней фоткались, она из этого устроила целое шоу, потому что узнала, что я выложу снимки у себя на сайте.

Еще Надежда Бабкина. Она выступала в Речице, взяла шарж, поблагодарила и со сцены сказала, что у них на Кубани я был бы первым парнем на деревне.



— Если бы тебе предложили сделать серию шаржей на героев жатвы, не отказался бы?

— Типа "Дожинки-2013"? Для меня всегда первый вопрос: можно ли на этом заработать? И если нет, то тогда что с этого можно поиметь? Хорошо, если пиар. В принципе, мы живем в аграрной стране, поэтому тема комбайнеров может долго крутиться. Особенно в сезон, осенью, в сентябре-октябре. С серией комбайнеров я могу быть в тренде очень долго, поэтому я заинтересован.

— А на жену шарж уже нарисовал?

— Нет. И на дочку тоже нет. И на себя нет. Хотя жена просит, но я не сделаю. Потому что она слишком близкий мне человек. Рисовать на нее шарж было бы очень большой моральной нагрузкой. Зачем мне этот пресс? К тому же я хорошо помню, как ей в университете культуры нужно было рисовать портреты. И она рисовала меня в разных ракурсах. Ей за эти работы всегда ставили высшие баллы, а мне они никогда не нравились.

— Как насчет зарабатывать деньги рисованием на скамейке в парке?

— Лет 5 — 6 назад я бы этим с удовольствием занимался, но сейчас нет. Это уже не мой уровень. Пусть грубо прозвучит, но я не обслуга.

"Старообрядцы" застыли во времени

— Хорошо, ты не обслуга. Но ты наверняка слышал упреки от маститых художников, мол, что он там рисует — котиков, шаржики? Это же смешно.

— Возьмем Пикассо. Его картины стоят миллионы долларов, но это же не отменяет того, что некоторые люди, глядя на них, говорят: да я по пьяни могу такое же нарисовать. Или возьмем певцов. Сколько у нас талантов, которые оканчивают консерваторию и в итоге работают преподавателями в детских музыкальных школах? А сколько таких, которые и школу-то прогуляли, но собирают стадионы и колесят по всему миру.

Художники должны понимать, что они работают не для себя, а для публики, и именно она определяет сегодня, успешен ты или нет. И потом есть еще второй момент: а кто такие маститые художники? Это люди, застывшие во времени. Портреты и пейзажи котировались раньше, потому что тогда не было фотоаппаратов и видеокамер. Сегодня они есть, и эти жанры уже не актуальны.

К сожалению, "старообрядцы", я так называю художников-портретистов и пейзажистов, этого не понимают. Теперь у искусства совсем другие задачи.


— Интересно, какие же?

— Сейчас нужно создавать концепцию. Ты должен быть уникален. Меня узнают, потому что я рисую котов и шаржи, вот и прекрасно. Сегодня это моя ниша, но у других, может быть, и ее нет.

Знаешь, чем западноевропейское искусство отличается от постсоветского? Там поставить табуретку и очень точно ее нарисовать умеют единицы. У нас же наоборот, каждый сможет правильно побить табуретку плоскостями. Но вот сгенерировать свою идею — с этим проблемы.

У нас круто быть таким, как все. В Западной Европе самое главное — стремиться к индивидуальности.


— Ну вот раз уж заговорили об индивидуальности, то, как по мне, нет ничего более индивидуалистского, чем национальное. Может быть, здесь стоит черпать уникальность? Но я что-то пока не вижу у тебя серии котиков в кашулях.

— Я руками и ногами за белорусскую культуру. Потому что когда нет культуры, нет нации. Но я не понимаю, когда упираются в избитости — бульба, василек, лапти. Наша культура намного богаче.

И я не согласен, что вдохновение надо черпать в прошлом. Может, как раз наоборот — в будущем. Или еще лучше — в настоящем.  Белорусам нужно научиться ценить своих гениальных людей.

С другой стороны, то, что у нас очень трудно пробиться, это круто. Вот представь себе пять тысяч бегунов на старте марафона. У тебя самые здоровые икры и самые модные кроссовки, но ты понимаешь, что не выиграешь, потому что соперников так много. И тут объявляют, что для того, чтобы принять участие в забеге, нужно пройти допинг-контроль, собрать кучу документов, внести залог. Ты ходишь, это все делаешь, тебе тяжело. А потом стоишь на старте и видишь всего 10 человек. И ты понимаешь, что всё реально.



Хампер

— Я заметила, что работы ты подписываешь словом hamper. Наверняка оно что-то значит?

— В школе я учился в 90-е, тогда у нас во дворе было модно называть друг друга по кличкам. И клички себе все выбирали, как у героев крутых боевиков. Но мне старший брат посоветовал пойти от обратного и взять некрутое слово — например, тормоз.

Я тогда подумал, что по-русски оно как-то не очень хорошо звучит, и перевел на английский — hamper. А потом из другого словаря узнал, что hamper — это некая шпунька, которая мешает механизму вращаться, сопротивляется движению, либо человек, который ведет большое количество людей в неправильном направлении, задает ложный след. И еще это корзина с крышкой, такая, как в мультиках про Дональда Дака.

Мне все эти смыслы очень понравились. Потому что, по сути, все люди — сосуды. У одного голова — бочка, у другого — горшок, у третьего — ведро, у четвертого — ваза. И в них можно вливать информацию, как воду. Но если у сосуда есть крышка, то не всякая информация-вода туда попадет, потому что есть функция фильтра. Так что хорошо быть хампером.


— Тебе никогда не кажется, что тебя слишком много везде и всюду?

— Так это круто. Да и как иначе? Если ты себя не любишь, то вряд ли сможешь чего-то добиться. Проблема скорее в другом: меня не хватает на всё и сразу.

— Когда искусство продается — это хорошо, с твоей точки зрения?

— Да, конечно. Потому что это во все времена было элитарной вещью. Покупать предметы искусства могли себе позволить только очень богатые люди. Почему сейчас должно быть иначе?


-10%
-30%
-20%
-43%
-10%
-53%
-18%