Марина Шкиленок,

Конкурс молодых исполнителей "Новая Волна", который в этом году пройдет уже в одиннадцатый раз, для многих молодых исполнителей стал хорошей школой и стартовой площадкой для дальнейшего успешного творчества. Прошедшие жесткий отбор и фактически "оставшиеся в живых", конкурсанты учатся работать на камеру, общаться с публикой и выкладываться настолько, чтобы в Юрмале на заключительном гала-концерте устроить настоящее шоу.



Отборочный тур для белорусских талантов состоится 30-31 марта, пока же ведется прием заявок. А подробности конкурса мы выясняли в студии TUT.BY-ТВ у Анатолия Ярмоленко, народного артиста РБ, председателя жюри взрослого конкурса "Новая Волна", и Алексея Хлестова, председателя жюри детского конкурса, заместителя председателя национального оргкомитета конкурса "Новая Волна".

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (15.69 МБ)
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

Конкурс проходит уже 11 лет. Как он меняется?
Алексей Хлестов:
Я буду отвечать как бывший конкурсант. Я наблюдаю за конкурсом "Новая волна" с 2003 года. Я вернулся в 2003 году в страну, выдал альбом "Ответь мне, почему", стал довольно популярным, и мне нужно было расширять свои позиции, самореализовываться. Поэтому конкурс "Новая волна" был для меня очень интересным. В 2004 году я подал заявку, не прошел. В 2005 году подал заявку и прошел.

С того времени конкурс не просто вырос, а стал одним из самых главных, которые проходят на постсоветском пространстве. Во-первых, это конкурс молодых исполнителей: на этом конкурсе появляются самые яркие представители стран. Несколько лет назад появился детский конкурс "New Wave Junior". Уже обращают внимание на детишек, будущих звезд, которые потом будут выступать на мировых сценах.

Анатолий Ярмоленко: География детской "Новой волны" расширилась.

Алексей Хлестов: Эволюция развития конкурса очень серьезная.

Сколько стран было в самом начале конкурса?
Алексей Хлестов:
Не знаю точно, я помню, что в 2005 году было 17 исполнителей: 4 из них были представители России, 2 – представители Украины, и все остальные страны были представлены одним участником. Сейчас география шире, уже в 2005 году выступал представитель из Америки, Брендон Стоун представлял Испанию. Сейчас он уже второй год является продюсером конкурса "Новая волна".

Он начинал с личного участия, а теперь продюсер.
Алексей Хлестов:
Я называю это потоком, как в институте: учишься, и потом ты выпускник. Так оно и есть, это учеба. В потоке 2005 года одни из самых ярких представителей: Полина Гагарина, Тина Кароль, Брендон Стоун и я, Алексей Хлестов.

Доросший до заместителя… Как проходит принятие заявок на участие?
Алексей Хлестов:
Уже идет набор. На интернет-порталах озвучивается сайт newwavebelarus.by. Там можно найти всю информацию о том, где подать заявку, что для этого нужно, что нужно представить в заявке. Я получаю много звонков от уже состоявшихся артистов и всех отправляю на сайт. Им на общих основаниях надо подать официальную заявку и пройти конкурс.

Зачем этот конкурс состоявшимся исполнителям? Зачем звездам, которых все знают, которые выпускают диски, участвовать в конкурсе?
Анатолий Ярмоленко:
Где они звезды?

Алексей Хлестов: Артист не может застопориться на определенном уровне. Мы работаем, живем, обучаемся. Нас обучает публика, конкурсы.

Анатолий Ярмоленко: На "Новой волне" может реализоваться не только молодой исполнитель, которого только отобрали. И потом, что такое известность у нас в стране и в рамках конкурса "Новая волна", где эфир на десятки стран и весь мир смотрит? Есть возможность показать себя, реализоваться. Наши артисты варятся в собственном соку: сами придумывают себе образы, и их любят или нет. А на "Новой волне" есть отличные режиссеры, мастера. Артисты приезжают туда не просто потусоваться и снять две песни - они получают возможность увидеть, как гранит их алмаз мастер.

Их не просто приглашают на сцену, но еще и обучают, как вести себя на сцене.
Анатолий Ярмоленко:
Несколько фраз режиссера Александра Ревзина, Евгения Орлова, Игоря Крутого, мастеров, с которыми придется петь, – это школа, огромный опыт.

Алексей Хлестов: Это экстремальный курс повышения квалификации. Словно перейти из юношеской сборной в "Арсенал": там все работает, как швейцарский механизм. Все знают свою работу, чего нужно добиться от тебя как от конкурсанта, как правильно работать с камерами. Александр Ревзин всех обучает, как правильно смотреть, переходить.

Анатолий Ярмоленко: Это тонкости. Алексей уже побывал там, и я вижу, как он стал работать на камеру, как он выходит, как он умеет уважать сцену и своих партнеров.

Алексей Хлестов: Даже если ты состоявшийся здесь артист, приезжая на конкурс, ты должен понять, что ты находишься в коллективе, который работает над тобой, с тобой, и ты должен коммуницировать с людьми. Они могут предложить, как вас одеть, перебрать на ходу песню, которую ты выбрал. Все происходит молниеносно, потому что нужно быстро реагировать.

Анатолий Ярмоленко: Они могут подсказать образ. Я бы всех наших артистов посадил в автобус и привез смотреть, как проводятся репетиции изнутри. Это очень интересно. Благодаря DJ Анатолю я бываю практически на каждом мероприятии детской "Новой волны", и мне интересно смотреть, как там работают. Это работа европейского, мирового масштаба.

Может еще раз попробовать свои силы тот, кто уже побывал на "Новой волне"?
Алексей Хлестов:
Никто не запрещает. Ограничение лишь в возрасте: до 30 лет. Я пережил этот возраст.

Вы уже на правах соорганизатора.
Алексей Хлестов:
В некотором смысле, да.

Анатолий Ярмоленко: С этого года, я надеюсь, это даст толчок развитию "Новой волны" в Беларуси.

Какими качествами должен обладать конкурсант, чтобы попасть на конкурс? Основные правила расписаны на сайте, но давайте обрисуем. Какой должна быть песня? Это должно быть что-то новое, или это может быть известный хит, но сделанный по-новому?
Алексей Хлестов:
Сложный вопрос, потому что каждый конкурсант видит себя по-своему. Нужно выигрышно выбрать песню, которая может показать твои вокальные способности. Многие конкурсанты выбирают три медленные песни: зарубежный хит, хит своей страны и свою собственную песню. Довольно скучно. Понятно, вы замечательно поете, у вас замечательный голос, вы поете романс, романтическую балладу и что-то третье медленное. На мой взгляд, артист должен показывать себя со всех сторон.

Сейчас прошло то время, когда ты просто выходил и пел, имея вокальные данные. Помимо таланта нужно показывать харизму, как ты можешь заставить людей на тебя смотреть и слушать тебя. Позади тебя не обязательно должен быть балет. Вопрос, насколько ты горишь на сцене, зажигаешь. Твоя задача – уложить свое эмоциональное, красивое, душевное выступление в 4 минуты, чтобы тебе поверило жюри и люди, которые будут сидеть в зале.

Анатолий Ярмоленко: Нужно выбирать разноплановый репертуар. Если это медленная песня, показать вокальные данные, потом показать, как ты умеешь быть совершенно другим – показать свои личностные особенности, чтобы те, кто отбирает на конечном этапе в Москве, поняли, что из этого человека можно лепить. Буквально за три недели они подскажут артисту какой-то образ.

Алексей Хлестов: Конкурсантам, которые поедут на полуфинал, я могу посоветовать в первую очередь довериться нам на национальном отборе. Ни в коем случае не надо занимать позицию: "Я не буду этого делать!". Надо довериться людям, которые тобой занимаются. Белорусское представительство "Новой волны" - часть организации, которая представляет белорусов на следующем отборочном туре. Просто доверьтесь и будьте с нами. Бывает, предлагаешь заменить песню и слышишь в свой адрес фырканье, хлопанье дверьми. Как такого человека можно прислать на конкурс? Можно представить, насколько он коммуникабелен.

Анатолий Ярмоленко: Когда делают замечание, просят спеть а капелла что-то другое, это нужно, чтобы посмотреть, как человек может моментально трансформироваться. Это очень важно. Этот конкурс крайне полезен тем, что тебе могут найти образ. "Новая волна" отличается от "Славянского базара" тем, что это шоу.

Мы с удовольствием смотрим "Новую волну", потому что там выверено все, и это делает один режиссер. Он делает телеверсию. Человек, придя в первый раз, удивляется, что такое шоу происходит в таком маленьком зальчике. Каждый раз режиссер находит новые фишки, и исполнители разноплановые. Это не так, как на других конкурсах, где несколько исполнителей в одной манере соревнуются друг с другом. Они делают шоу, поэтому хорошего исполнителя могут не выбрать, потому что из 40 стран уже выбрали подобного. И жюри ищет то, чего нет в общем контексте. Однако это не говорит о том, что если у человека есть какие-то вокальные денные и он готов сотрудничать и лепиться, его возьмут.

Так было на первой детской "Новой волне". DJ Анатоля увидели вне конкурса. Меня не было, его увидели на концерте и сказали, что такого образа маленького мальчика, который читает хип-хоп, у них нет. Они пригласили его в Москву. Если кто-то появится, они могут сами предложить участвовать, потому что это интересно.



С детьми работать проще или сложнее? У детей есть родители, которые могут капризничать сильнее, чем дети…
Алексей Хлестов:
В Америке в студии Уолта Диснея есть контракты. Сейчас родители и дети понимают, что если ребенок талантлив и может работать в группе или творческом коллективе, нужна перспектива, и нужно идти на уступки и довериться профессионалу. Сейчас родители знают, что в ребенке закладываются таланты, трудоспособность, все, что потом может быть залогом самого успешного артиста в мире. Бритни Спирс, группа N SYNC, Кристина Агилера начинали со студии Уолта Диснея. Они в студии росли с 4-5 лет, концертировали и зарабатывали деньги.

Мы обращаемся к коммерческому шоу-бизнесу. Дети растут и становятся звездами.

Анатолий Ярмоленко: Поэтому дети сейчас гораздо интереснее, чем взрослое поколение.

Их проще лепить?
Анатолий Ярмоленко:
Они ни к чему еще не привязаны, у них нет шаблонов и стереотипов. Они совершенно чисты и искренни.

Алексей Хлестов: Дети не боятся, они выходят и знают, что это их зритель.

Анатолий Ярмоленко: С ними трудно, детям трудно что-то вбить в голову, но там умеют с ними работать. Я смотрю со стороны: это такая хорошая школа! Я отдал бы преимущество этому конкурсу из всех постсоветских, даже перед "Евровидением", потому что потом они приглашают на мероприятия, дают артисту возможность в дальнейшем реализоваться.

Алексей Хлестов: "Новая волна" не забывает всех своих хороших друзей и успешных конкурсантов. Например, одни из самых успешных, кто ярко показал себя в своих странах, при содействии с компанией "АРС" и "Новой волной" в этом году были приглашены на юбилейный 10-летний концерт. Мы приехали белорусской делегацией, спели, находились в общем контексте. Это как пионерский лагерь: встречаемся через много лет. От всего веяло дружбой, смотришь на конкурсантов и вспоминаешь себя. Я приходил специально на репетиции конкурсантов: все практически то же самое, только другие люди. Ошибки у каждого из нас были те же, и все точно так же оттачивают. И хочется обратно. Между нами всеми зародилась дружба, мы до сих пор общаемся в интернете, по телефону.

Анатолий Ярмоленко: Я бы даже сказал, у них есть респектабельное уважение к тем, кто принимал участие в конкурсе. Там ко всем относятся с достоинством.

Как будет проходить отборочный концерт? Кто будет находиться в жюри? Как будет проходить отбор? Где это будет транслироваться? Могут ли зрители принять участие в голосовании за человека, который поедет в "Юрмалу"?
Алексей Хлестов:
Есть список членов жюри. Это не окончательный вариант, потом возможны изменения. Будет генеральный директор компании "АРС" Александр Румянцев, музыкальный продюсер конкурса Евгений Орлов, председатель национального оргкомитета Алексей Ваганов, председатель жюри Анатолий Ярмоленко, представитель газеты "Советская Белоруссия", главный директор музыкальных программ Белтелерадиокомпании Владимир Шпитальников.

Сразу можно понять, что отборочный тур и гала-концерт будут сниматься "Первым каналом". Это говорит об уровне подхода наших медиаструктур и понимании важности этого мероприятия. Также участвует господин Воронин, замначальника управления Министерства культуры. Будет Брендон Стоун как саунд-продюсер. Он будет в составе жюри и будет выступать на гала-концерте. Я озвучил тех, кто будет представлен в жюри в Минске на взрослом конкурсе.

Жюри детской "Новой волны": также господин Румянцев, Орлов и Ваганов. Я являюсь председателем жюри. Господин Левковский, редактор газеты "Комсомольская правда", Воронин, Светличная, победитель конкурса "Новая волна" в 2008 году.

Можете определить по датам?
Алексей Хлестов:
30 марта будет проходить финал национального отбора детской "Новой волны". Мероприятие будет проходить в театре музкомедии. 31 марта в первой половине дня будет проходить отборочный конкурс для взрослых артистов. Во второй половине дня будет проходить гала-концерт с теми полуфиналистами, которые поедут на отборочный конкурс в Москву. Они должны будут быть готовыми выступать в этот же день для телесъемки гала-концерта. Чтобы мы выбрали одного человека, это должен быть действительно ярчайший персонаж, и все жюри должно сойтись во мнении. Я представляю, что будет за кулисами, - адская кухня. Будет довольно сложно.

Буквально вчера я вернулся из Киева, веду переговоры с продюсером Тиной Кароль, чтобы она приехала 31 марта и выступила на гала-концерте.

Будут показывать по телевизору сам конкурс, на котором будет проходить отбор?
Алексей Хлестов:
Я думаю, это будет репортажная съемка. Мы будем оговаривать с "Первым каналом", как это сделать. Либо будут выходить дневники отборочного конкурса, либо попробуем сделать дополнительный проект. Но я не говорю, что так и будет. Репортажные съемки будут сто процентов, все будет делаться в виде дневников. Сам гала-концерт будет показываться по "Первому каналу".

Анатолий Ярмоленко: Вот для чего нужно участвовать: даже если ты не победил, ты заявляешь о себе, работаешь в концерте и выступаешь на "Первом канале". Это возможность засветиться. Поэтому я считаю, что для артиста, а тем более для молодого человека, который только делает первые шаги, это хороший результат.

По опыту прошлых лет скажите, сколько конкурсантов обычно проходит на гала-концерт?
Алексей Хлестов:
От 3 до 5. В прошлом году прошло три. Отбор довольно жесткий.
Анатолий Ярмоленко: Три поехали в Москву, а вообще мы взяли одного – Юзари, который сейчас достаточно известен. Хороший парень.

Алексей Хлестов: Я вижу в нём прекрасные перспективы для роста. Есть люди, которые выступают и исчезают. Вообще, конкурсы – это жернова. Я не занял призового места, но дело в том, как ты потом поставишь себя перед самим собой. Можно сдаться и решить, что больше не будешь петь, либо поблагодарить за школу и применять это в работе. В 2005 году это было то, что мне нужно.

Люди, которые попадут на гала-концерт, отправляются в Москву. Что там будет?
Алексей Хлестов:
Полуфинал. Жюри – Александр Ревзин, Игорь Крутой. Как правило, это Евгений Орлов, Александр Румянцев. Вполне возможно, будет кто-то из российских артистов.



Там будет более жесткий отбор?
Алексей Хлестов:
Не просто жесткий – жесточайший. Надо быть готовым к тому, что в зале будет сидеть 200 конкурсантов, твоих прямых конкурентов, которые могут отреагировать на то, что ты поешь хорошо или плохо, прямо во время выступления. Это как реалити-шоу, борьба. Вообще шоу-бизнес подразумевает, что ты должен быть первым, победителем. На конкурс нужно идти с четкой мыслью о победе. Если у тебя нет такой мысли, тебе там не место, потому что тебя тут же съедят. За сценой могут подойти и сказать: "Знаешь, ты плохо будешь выступать". Если человек не будет к этому психологически готов, он засомневается.

Мы сейчас спугнем всех людей, которые хотят подать заявку…
Алексей Хлестов:
Наоборот, мы привлечем самых сильных.

Анатолий Ярмоленко: Если кто испугается, значит, ему надо заниматься другим делом. Творчество - это всегда борьба.

Сколько человек участвуют в самом последнем, финальном концерте в Юрмале?
Алексей Хлестов:
Как правило, один представитель от каждой страны. Россия, как учредитель, представляет двух-трех участников. Все остальные – по одному.

В детском конкурсе отбор такой же жесткий? Или детям даются какие-то поблажки?
Анатолий Ярмоленко:
Никаких поблажек. Первое, что объясняет Ревзин, что дети играют во взрослые игры, поэтому все будет по-взрослому.

Алексей Хлестов: "Новая волна" - это высочайшего уровня продукт, который привлекает внимание огромного общества. Организаторы борются за рейтинг, а это спрос на продукт. Рекламное время, деньги. Это большой бизнес, серьезный медиапродукт, приносящий огромные аудитории каналам, которые покупают вещание и продают рекламное время.

У нас есть конкурс "Славянский базар". Можно сравнить?
Алексей Хлестов:
"Славянский базар" - это фестиваль. Не путайте фестивали с конкурсами. Они разные. На "Славянском базаре" представлены национальные культуры. В рамках этого фестиваля проходит конкурс.

Анатолий Ярмоленко: Он называется фестиваль искусств. Приезжают разные страны и показывают свои национальные культуры. Есть конкурс молодых исполнителей, но это традиционные исполнители, которые показывают песенную культуру народа. А в "Новой волне" отражается все новое, что появляется. Название "Новая волна" полностью оправдывает себя. "Славянский базар" очень значимый. Единственное, стоит подойти к нему по-коммерчески, немного освежить его. Поиски идут, и движение есть. Все, что происходит на "Славянском базаре", очень значимо. Но это разные мероприятия, и их не нужно противопоставлять.

Приятно, что идет речь о том, чтобы вести страничку "Славянского базара" в Юрмале, и на "Славянском базаре" шли подобные разговоры. Не знаю, к чему это приведет, но, надеюсь, что-то такое будет. Я думаю, мы будем представлять друг друга поддерживая.

Давайте еще раз напомним адрес, по которому можно узнать правила подачи заявки.
Алексей Хлестов:
Вся информация находится на newwavebelarus.by. Молодые исполнители, состоявшиеся исполнители! Мы ждем информации о том, как вы поете. Этот конкурс действительно может дать вам шанс выйти на более профессиональный уровень. По прошествии конкурса вы поймете, как это значимо для каждого из нас и для вас как артиста. Мы ждем вас на этом конкурсе. Будьте всегда лучшими.

Анатолий Ярмоленко: Участие в таком конкурсе – благо для каждого творческого человека. Если даже вы не победите, вы закаляетесь, приобретаете опыт. Согласиться с результатом или нет – ваше право, но вы о себе заявите. Любимым артистом не всегда становится победитель того или иного конкурса. Работайте над собой, пробуйте, набивайте себе шишки. Чем больше их будет, тем лучше будет результат, потому что это практика. Успехов! Мы ждем вас.

Алексей Хлестов: На сайте newwavebelarus.by можно скачать анкету, прикрепить две-три фотографии и музыкальный материал. Присылать можно как по электронному адресу, который там указан, так и принести лично. Обо всем дополнительно можно узнать по телефону: 8 017 220 40 32, мобильному телефону: 8 029 679 65 96.
-10%
-50%
-15%
-25%
-15%
-10%
-26%
-26%
-40%
-20%
-25%