Дмитрий Нефёдов

Этот текст — лауреат конкурса эссе, организованного гражданской коалицией "Без визы!" совместно с порталом TUT.BY.

Для чего нужен визовый барьер? Под этими словами я подразумеваю не только стоимость визы, но и бюрократические проволочки, сроки оформления и безапелляционные отказы. По определению все вышеперечисленное должно помогать в борьбе с нелегальной миграцией, но на деле… На деле человека, решившего выбрать путь нелегального мигранта в странах Шенгенского соглашения, не остановит консульское учреждение, скорее всего, даже обращаться туда он не станет, а, воспользовавшись "услугами" криминала и коррумпированностью должностных лиц, проникнет в государство Шенгенской зоны вообще без каких-либо границ. Проникнет в государство, где без права на легализацию своего пребывания будет обречен на нетрудовые заработки, в том числе и незаконного характера. Человек не убегает от хорошей жизни. Учитывая особенности белорусского менталитета, можно с уверенностью сказать, что бежит он от невыносимости существования. А когда человек бежит, его ничего не остановит. Получается, что потенциально полезный в странах Шенгенского соглашения гражданин Беларуси из-за визовых барьеров вынужден будет стать преступником.

Кого же останавливают визы? Как это ни парадоксально, но туристов. Вильнюс - самая близкая столица к Минску, однако, выбирая, куда съездить на выходные, минчане значительно чаще останавливаются на Киеве (хотя он в два раза дальше) или даже на Санкт-Петербурге. А ведь культурные и родственные связи со столицей Литвы ничуть не меньше, а в определенной степени даже больше, чем с другими соседними столицами. Кого-то пугает цена визы, но всех не устраивают сроки ее оформления.

Чтобы просто погулять по улицам Вильнюса, Варшавы или Кракова, нужно начать подготовку за месяц: собрать массу документов, отстоять очередь в посольстве, уплатить сбор. И все это не гарантирует получения визы. Очень не многие способны на такие "самопожертвования", особенно если в Украину и Россию виза не требуется. В то же время европейские морские курорты, во многом из-за "шенгенского вопроса", проигрывают Турции или Египту.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что для многих граждан Республики Беларусь за западной границей родины лежит пустота. Они знают лишь то, что тиражируют в средствах массовой информации. Человек не может понять, что такое сервис или уважительное отношение к гражданам со стороны полиции и государства, если он никогда этого не видел. Не поверит он и в то, что можно непринужденно улыбаться и здороваться со всеми просто так, от хорошего настроения. Или в то, что можно самостоятельно выбирать парламент. Белорусы выросли, не имея всего вышеперечисленного, и пока они сами этого не увидят, не поверят. Опыт подсказывает, что люди, хоть раз побывавшие в странах Евросоюза, отличаются более демократичным взглядом. К тому же львиная доля населения воспринимает визовый барьер как часть "Железного занавеса", поэтому вполне логично, что многие люди не доверяют европейским ценностям, как враждебным по отношению к себе. Действительно довольно тяжело доверять тому, кто отгораживается от тебя забором.

Если Европейский союз заинтересован как в укреплении социально-экономических и культурных связей, так и в демократизации Беларуси, визовый вопрос необходимо решать. И делать это придется государствам Шенгенской зоны в одностороннем порядке, т.к. официальный Минск будет затягивать данный процесс максимально долго. Это связано с тем, что визовые санкции против чиновников, введенные Евросоюзом после событий 19 декабря 2010 года, были преподнесены народу как санкции непосредственно против него же.

Подытоживая вышенаписанное, при всем уважении к Евросоюзу отмена визовых ограничений для белорусов хотя бы на 6 месяцев сделает для демократизации нашей страны больше, чем все вместе взятые слушания и резолюции по Беларуси, принятые европейскими структурами. Европу слышит тот, кто ее видел.

-50%
-12%
-55%
-20%
-50%
-30%
-50%
-25%