Поддержать TUT.BY
61 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры


Андрей Коровайко,

В День радио в эфире TUT.BY очаровательная теле- и радиоведущая, первая диджей первой FM-радиостанции страны "Радио Би-Эй" Тамара Лисицкая поздравила коллег и слушателей с праздником. Она рассказала о том, как зарождался в Беларуси FM, как ей работалось на "Альфа-Радио", а теперь - на собственной белорусской радиостанции в интернете - NETRadio.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Что было до минского FM? Расскажи, пожалуйста, о той Лисицкой, которую сейчас помнят немногие, о той, которая работала на так называемой первой кнопке радиоточки.

Если есть та Лисицкая, которую помнят немногие, значит, есть и та Лисицкая, которую помнят многие. Это очень приятно.

Белорусский FM начался в "дремучие 90-е" - в 1993 году. До него у меня было очень непростое детство на телевидении и радио. Это предложение сформировалось как-то само собой, меня туда привели, не спросив, но потом мне вдруг это понравилось. В один из моментов своей еще школьной карьеры, в 6-7 классе, я вдруг оказалась на "первой кнопке", на проекте "Радиоромантики" Первого национального канала радио и телевидения. Оттуда вышли люди, на сегодняшний день достаточно известные в Беларуси. Свою карьеру там начинал Егор Хрусталев, Александр Хабаров, очень талантливый репортер, который работает на НТВ, Алесь Кругляков - очень многие ребята-журналисты начинали тогда в "Радиоромантиках".

Все было очень просто, по-пионерски. С "Репортерами" наивно тусовались по городу, в самый холод, потому что нам было очень интересно, нас "перло". Нам давали какую-то тему, и мы как сумасшедшие бросались наперегонки, придумывали репортажи, потом монтировали на огромных аппаратах с катушечными пленками. Это были очень мучительные вещи по сравнению с современным радийным процессом: один "Репортер" весил половину меня. Постоянно протекали аккумуляторы и заливали колени во время интервью. Но все равно это было ужасно интересно.

Потом, учитывая еще осложнения со стороны телевидения, у меня получился журфак, и вместе с ним абсолютно случайно, несмотря на мою боевую подготовку, случилась встреча с FM.

Как так случилось, что ты стала первым белорусским диджеем на "Би-Эй"?

Мне посчастливилось познакомиться с красивым молодым человеком, который был первым звукорежиссером на первом FM-радио. Это было просто банальное свидание на радиостанции. Он был прошаренный парень, сказал, что он крутой звукорежиссер, а я сказала, что тоже крутой радиоведущий - это было такое близкородственное свидание. Я думаю, что если бы у меня не было опыта, он меня на священную территорию не притащил бы. Я просто оказалась на этой территории в нужное время.

Не помню, в этот же день или через какое-то время был первый выход в белорусский FM-эфир, но смысл в том, что я присутствовала при этом историческом моменте, когда Андрей Холодинский, первый белорусский FM-ведущий, сказал первое белорусское FM-слово в эфир, и оно звучало примерно так: "Э, добрый день, дорогие друзья!". Каждый из нас прикоснулся к прекрасному, сказал первое FM-слово, в том числе и я.

Начались смешные, очень непохожие на сегодняшний FM, будни лихих радийных 90-х.

Кто был в первой команде "Би-Эй" кроме Холодинского и Лисицкой?

Тогда там был еще Борис Штерн, который сейчас живет в Израиле и очень много работает репортером. Там был Сергей Бунделев, который сейчас тоже работает в минском FM, Владимир Шаблинский, который сейчас зарекомендовал себя успешным продюсером, и Геннадий Косильников, который делал "Французские часы".

Спустя какое-то время присоединился Сергей Прохоров. Были еще ребята, которые делали новости: например, Александр Ступников, который тоже со временем стал репортером НТВ. Потом начали активно добавляться люди, но я проработала тогда всего год, ушла на Восьмой канал в программу Foxy Music.

Потом было много телевидения, в том числе и российского. По возвращении ты попала на "Альфу". Слушалось это здорово, а как было изнутри?

Изнутри тоже классно слушалось. Я приехала во встревоженном состоянии: тогда были очень непростые годы, в Москве был кризис, а я была беременна. Это никак не совместилось. Я вернулась в подавленнейшем состоянии, полгода была в полном сумраке, и в какой-то момент я услышала знакомые мне голоса в FM. Я позвонила ребятам, напомнила о себе, и они меня пригласили к себе.

Я помню, что достаточно быстро произошло слияние с коллективом, но меня сначала испугало, а потом возмутило то изменение в FM, которое произошло за четыре года моего отсутствия в нем. Раньше единственное, что было постоянным, - это график выхода в эфир, а дальше каждый крутил свою музыку, говорил что хотел. Это была такая анархия. А здесь все было очень жестко: плейлисты, время выхода погоды или рекламы - все жестко. И постоянная накачка: "Ребята, вы - профи, шаг влево, шаг вправо - штрафы". Процесс на новой станции изначально был организован по правилам, коммерчески. А нам, все еще романтикам, это показалось диким, вообще несовместимым с творческим процессом радио. Оказывается, это был еще и бизнес.

Очень быстро произошло втягивание в эту систему, очень быстро я поняла, что такое формат, почему он должен строго выдерживаться. Мы четко начали работать в этой схеме, и благодаря выверенности работы, рафинированности, к этой радиостанции был колоссальный интерес. Кроме того, там собралась очень интересная команда, совместившая в себе и старую радийную школу, очень романтическую, творческую, индивидуальную, и современное на тот момент желание делать что-то такое очень коммерческое. Получался очень интересный продукт. Изнутри это выглядело феерически. Это были, наверное, одни из самых лучших моих лет, потому что команда, которая там была, - это были лучшие, любимые друзья, мы не могли расстаться. И именно там я впервые столкнулась с грамотной корпоративной работой. Все это упоение работой и отношениями - дружбой, любовью, которая возникала внутри, ссорами, - это было очень классно.

Почему все это закончилось для тебя на "Альфе"?

В любом творческом, коммерческом производстве всегда есть момент поднятия, потом есть момент стагнации. По всем законам жанра у нас произошел какой-то внутренний кризис, и так получилось, что команда развалилась, разошлась, разъехалась. Но так было практически с любой радиостанцией, когда был некий слом, и появлялось новое дыхание. Все произошло так, как должно было быть, и я уверена, что та же "Альфа" сейчас работает с максимумом сил и максимально востребована на этом этапе, в этих условиях.

Мне очень жаль, что тогда так произошло, что мы все разошлись и разбежались, но долго это все равно нигде и никогда продолжаться не может. И это счастье, что бывают такие периоды, когда работа сливается с жизнью.

Нынешний твой успешный проект - это белорусское радио в интернете - NETRadio. Как появилась идея создать такую радиостанцию?

Я не буду никого обманывать - эта идея появилась не у меня. В данном случае я только исполнитель желания моего мужа, Глеба Морозова. Это была давняя его идея, он давно пытался с ней куда-то пристроиться, но и сам он, и другие понимали, что это было слишком преждевременно. Потом наступил момент, когда уже можно было затеять что-то подобное, и тогда произошел этот старт. Я выступала и выступаю только как редактор, арт-директор этого проекта.

Безусловно, интернет-радио отличается от FM, в этом есть своя специфика. Очевидно, что пик интереса, популярности и востребованности интернет-радиостанции еще впереди. Но сейчас есть над чем работать, есть что вычислять, потому что поле чистое. Как когда-то в "лихих 90-х" осторожно, одним пальцем в темноте прощупывали, каким будет следующий шаг, так происходит и сейчас по отношению к интернет-радио. Основной расцвет, фонтаны и фейерверки еще впереди, и к этому времени надо подойти уже подготовленными, понимающими, что мы делаем, для кого и как.

За счет чего вы все это делаете? Работаете на голом энтузиазме?

Есть определенные коммерческие тайны, которые я не могу, во-первых, раскрывать, а во-вторых, я их просто не знаю. Я обычный, живой человек, у меня трое маленьких детей, плюс ко всему, я сейчас плотно работаю на "Беларусьфильме" над четырехсерийным фильмом по своему роману "Тихий центр", и это занимает очень много времени. Есть еще несколько проектов, которые я автономно сейчас веду. Конечно, сейчас у меня не очень много времени, чтобы с головой окунуться в это все, и большей частью для меня NETRadio - это любимое и приятное занятие, хобби.

Я выживаю во многом благодаря любви к проекту и к творчеству. Но я знаю людей, в том числе и в моем проекте, которые нормально делают свое дело, и выживают не только благодаря любви. Я думаю, вы сталкиваетесь с теми же проблемами, что и мы. Вы знаете, что за счет рекламы выживать интернет-радио не слишком просто, ищутся и находятся какие-то другие пути, но придет время, когда все будет в шоколаде.

Как долго вы будете выживать на энтузиазме? Какие есть планы? Как долго собирается существовать этот проект?

Вопрос не только в энтузиазме, да и на одном энтузиазме, тем более, в наши годы уже невозможно существовать. В любом случае, какими бы ни были деньги, если ты не любишь свое дело, не врубаешься в это, они не помогут.

Я думаю, на смеси энтузиазма и пока еще недостаточной отдачи мы довольно много сможем протянуть. Мы все ждем такого периода, когда интернет станет легким на подъем, доступным, и можно будет на даче за городом включить приемник с толстым трафиком, и можно будет с удовольствием, без перерывов и затыканий слушать интернет-радио. Это какая-то отправная точка, которую можно дожидаться и которая когда-то придет. Наверное, даже уже скоро. Дождемся технического прорыва, дождемся, когда интернет станет более доступным для людей, и тогда это будет уже совершенно другая история.

Нравятся ли тебе изменения, которые произошли в FM за последние десять лет?

В последнее время, когда я изредка пытаюсь комментировать этот вопрос, страшно опасаюсь выглядеть старой девой, которая критикует молоденьких кокоток только за то, что они молоденькие, а она старая. Я не хочу таких ощущений, и сдерживаю себя. Безусловно, я ворчу на FM, но, может быть, это связано с тем, что меня сейчас там нет. С другой стороны, я могу там быть, но мне иногда этого хочется меньше, чем того, что со мной происходит сейчас.

Много разных изменений, всем нам известных, произошло с FM. Я не говорю, что они плохие или хорошие - они закономерные, ведь радио находится внутри страны, оно туда впаяно. Поэтому и произошло изменение процентного соотношения, которое коренным образом изменило происходящее в FM-эфире. Кому-то это принесло страшную пользу, что ж рубить с плеча. Кто-то же радуется: белорусские музыканты счастливы, причем среди них и хорошие музыканты есть, которые должны были крутиться в белорусском эфире.

Что касается состояния диджеев, то мне не очень нравится современный стиль, а он четко прослеживается: есть старперы, которые работают по старинке, пытаясь донести какую-то мысль, иногда мучительно, криво, косолапо, иногда очень изящно, и есть современная диджейская позиция, скорее, формическая - это функция, перенос слушательского уха от песни к прогнозу погоды.

Зачем в такой радостный праздничный день делить FM и не FM? Есть радио, есть жизнь за кадром, есть музыка и человек, который внутри этой музыки существует и что-то говорит. Есть жизнь голоса, есть жизнь образа, и независимо от носителя она одинакова. Наполнение разное, а сказка одна и та же.

Я хочу поздравить коллег, которые так или иначе прикоснулись к этому. Кто-то прикоснулся, прирос, плачет и не может оторваться, влюблен во все это, кто-то прикоснулся и тащится от того, что он такой прекрасный, прилепленный на FM и только собой любуется. Неважно. Люди проживают что-то очень яркое и интересное, и с этим я и хочу их поздравить. Среди моих коллег, людей, которые работают на радио, есть очень много талантливых людей, и за контент, который они создают, огромное спасибо.

Слушателям всех радиостанций, в том числе и пользователям уважаемого ТВ TUT.BY, желаю счастья в личной жизни и хорошего звука.
-25%
-40%
-30%
-50%
-10%
-20%
-19%
-30%
-50%
-35%
-5%