фото
Сам себе самолет: он надевает крылья, заводит двигатели - и вот уже швейцарец Ив Росси парит в воздухе. В интервью SPIEGEL-ONLINE он говорит о своем летательном аппарате, страхе полетов и запланированном старте из едущего автомобиля
 
- Ваш последний полет над Швейцарией стал настоящей сенсацией. Сколько еще пройдет времени до того, как каждый желающий сможет полететь так же, как вы?
- Еще пара лет - и это будет возможно.
 
- Вы преувеличиваете!
- Нет. В настоящее время еще слишком опасно и сложно все то, что связано с подготовкой к полету. Но как только оказываешься в воздухе - все становится легко и просто.
 
- Что самое сложное в процессе старта?
- Сначала мне приходится обработать что-то вроде контрольного списка: я надеваю в самолете крылья вместе с летательным костюмом, все вместе весит около 55 кг. Затем я иду на трап и включаю двигатели. Когда все 4 двигателя стабилизированы на холостом ходу, я выпрыгиваю. Сначала это режим свободного полета, затем все становится немного сложнее: постепенно я должен перевести свое тело из состояния падения в горизонтальную позицию и одновременно с этим прибавить газ. Затем я могу даже подняться вверх. Когда двигатели работают слаженно, это нетрудно. С этого момента смогла бы полететь даже моя бабушка.
 
 
 
- Но у нее возникли бы трудности с приземлением.
- Да, для этого надо иметь навыки прыжков с парашютом. Здесь можно различить две фазы: сначала необходимо раскрыть тормозной парашют, он снижает скорость, в то время как я нахожусь под углом в 45 градусов к земле. И тогда открывается основной парашют.
 
- Какими физическими данными должен обладать "реактивный человек"? Должен ли он иметь недюжинную силу?
- Только на старте. Это похоже на погружение на глубину. Пока вы не в воде, вы с огромными баллонами на спине больше напоминаете пингвина. Но в воде все становится совершенно просто. Точно так же и с полетом. В полете я полностью расслаблен, мне не надо задействовать мускулы. Если я напрягаюсь, я теряю стабильность, поскольку мое тело - это часть летательного аппарата.
 
 
 
- А как вообще вы им управляете?
- Только при помощи собственного тела - и это большой плюс! Я совершаю лишь небольшие движения. Если я хочу направиться вниз, я наклоняю голову. Если я выгибаю верхнюю часть туловища вверх, я лечу вверх. Если я хочу описать дугу, я поворачиваю в сторону плечо и голову. Все основывается на интуиции, как у ребенка, который вручную управляет игрушечным самолетом.
 
- Испытываете ли вы чувство страха перед полетом?
- Нет! Я просто иногда несколько взволнован, особенно когда пробую что-то новое, например, другие крылья.
 
- Опишите ваши ощущения во время полета.
- Это чувство абсолютной свободы. Движения при полете знакомы мне по разным самолетам. Но тогда все время вокруг меня что-то было, то, чем я должен был управлять. А став "реактивным человеком", я стал как был голым, на мне были только крылья, которые меня держали. И тем не менее я делал то же самое, что и с самолетом. Это было похоже на сон. Я мог полететь туда, куда падал мой взгляд.
 
- А во сколько вам обошлось снаряжение?
- Трудно сказать. Двигатели стоили 5 тыс. евро. Потом специальный костюм, парашюты и так далее. Все вместе около 50-80 тыс. евро. Но это всего лишь прототип. В серийном производстве летательный аппарат будет намного дешевле. Я еще буду дорабатывать и техническую концепцию: добавлю еще два двигателя, крылья больше не будут отстегиваться и станут меньше. Я думаю, что в конце концов мы сможем прийти к цене значительно меньшей, чем 50 тыс. евро. Вы же знаете, сколько сегодня стоят автомобили.
 
 
 
- До сих пор вы стартовали с летящего самолета. А можно будет однажды подняться с земли?
- Надеюсь, что скоро я это смогу. Это не получится сделать с разбега, мне необходима минимальная скорость в 150 км в час. Можно стартовать, например, из движущегося автомобиля. Тогда я просто запущу двигатели и поднимусь вверх. На самом деле я уже сейчас мог бы это сделать. Но это еще очень опасно. Минимальная высота для моего парашюта составляет в настоящий момент 800 метров. Для того чтобы набрать эту высоту, мне необходимо около 3 минут. И в течение этих 3 минут у меня не было бы плана В. Это стало бы огромным смертельным риском.
 
 
- Но как будет выглядеть старт с автомобиля?
- При помощи парашюта, который в случае необходимости мог бы раскрыться пиротехнически. С его помощью можно было бы подняться на минимальную высоту в 200 метров. Это 10-15 секунд полета. Если еще поработать над эффективностью, то риск будет не больше, чем при старте с одномоторного самолета. И тогда я смогу подниматься и с земли.
 
- Да, похоже, вы настоящий смельчак.
- Отнюдь. Я хотел бы еще раз подчеркнуть: я не камикадзе. Все находится под контролем.
 
 
Ив Росси родился в 1959 году, 8 лет служил военным летчиком в армии Швейцарии. Сегодня работает комендантом авиационной компании Swiss. В последние годы ему удалось осуществить свою давнюю мечту: он полетел без самолета.
 
 
Фото Reuters
-10%
-20%
-55%
-50%
-10%
-5%
-50%
-15%
-10%
-10%