Поддержать TUT.BY
147 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  2. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  3. Церкви «Новая Жизнь» предлагают выплатить 170 тысяч долларов. В ЖРЭО объяснили, откуда такие цифры
  4. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  5. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  6. Какой уровень холестерина в крови небезопасен и чем он грозит? Врач отвечает на частый вопрос
  7. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  8. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  9. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  10. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  11. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  12. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  13. «Вы будете петь вместе с ангелами, и твой голос будет звучать, как всегда, ярко». В Минске простились с Леонидом Борткевичем
  14. Глава Нацбанка прокомментировал слухи о своей отставке
  15. Как не перепутать грипп с простудой и коронавирусом, рассказывает врач
  16. Суды и протесты, созвон Лукашенко и Путина, похороны Борткевича. Что происходит в Беларуси 15 апреля
  17. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  18. Опубликована свежая статистика Минздрава по COVID-19
  19. Посольство США в Беларуси прокомментировало задержание Юрия Зенковича
  20. Сегодня завершается сбор средств на проект TUT.BY
  21. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  22. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  23. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  24. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  25. Конституционная комиссия предлагает дать право голоса белорусам от 20 до 70 лет
  26. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  27. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  28. Правительство запретило вывоз из Беларуси пшеницы, гречихи, кукурузы и других злаков
  29. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  30. США ввели новые санкции против России и высылают 10 российских дипломатов


фотоСегодня на дверях многих мастерских, которые "штопают" поломанные мобильники, наверняка появятся объявления примерно такого содержания: "Телефоны в ремонт не берем". А все потому, что с 1 декабря вступает в силу требование об обязательной сертификации ремонтных услуг. Получили заветный документ пока единицы: по всей стране выдано только 8 сертификатов. Не успели, прозевали или все не так просто? Напомним, сроки сертификации уже однажды переносили. Сначала планировали, что время "Ч" наступит 1 июля, но к нему ремонтники не подготовились. Сейчас ситуация повторилась. Может, процедуру и вовсе стоит отменить?

Не думаю. Ведь на рынке мобильников, что греха таить, не все гладко. Некоторые предприимчивые молодые люди, вооружившись паяльником и отверткой, возомнили себя крупными специалистами. Сам недавно обжегся в одной из таких горе-мастерских. У телефона полетело гнездо зарядки. Парень, который принимал заказ, пообещал: "Один момент — "продую" микросхему, и будет как новенький".

Видимо, слабо дул… На следующий день мобильник вновь отказался работать. Похожую историю наверняка может припомнить каждый владелец сотового.

Именно поэтому, убеждают специалисты Госстандарта, и ввели сертификацию: остаться на рынке должны лишь профессионалы. А вот у ремонтников, представляющих небольшие мастерские, другое мнение. По Интернету уже несколько недель гуляет подготовленное ими открытое письмо, в котором поставлено немало разумных вопросов. Главная мысль — сертификацию затеяли для того, чтобы пролоббировать интересы крупных авторизованных сервис-центров. Если ситуация не изменится, считают авторы письма, то на ремонтном рынке возникнет дефицит услуги, а в конечном счете пострадает клиент. Чтобы выяснить, так это или нет, я отправился в рейд по минским мастерским.

Ребята, которые принимали "капитулировавшие" телефоны в боксах торгового центра возле минского Комаровского рынка, были спокойны:

— Сами не ремонтируем, везем в сервисный центр. У них вроде бы проблем быть не должно.

А вот Валерий Лобков, руководитель мастерской, которая расположена по соседству — в Доме быта, вовсе не так оптимистичен:

— В субботу придется нашим клиентам дать от ворот поворот. Сертификат мы пока не получили. А со следующей недели будем отправлять мастеров в неплановый отпуск…

В печали сотрудники и многих других ремонтных точек.

— Ситуация патовая, — вздыхает Дмитрий Койфман, заместитель директора одной из компаний. — Документы не подготовили, заявку не подали. И не потому, что не умеем работать. Требования, которые поставили перед нами, кажутся невыполнимыми. Чтобы получить сертификат, нужно разработать технические условия, а это очень непросто. Целая кипа сложной документации! Но самое главное, отныне в период действия эксплуатационного срока телефона ремонтировать аппараты могут лишь авторизованные центры. Значит, лишаемся большого количества заказов. И еще. Теперь, чтобы выполнять ремонт 3-го класса (т. е. самый сложный. — Авт.), нужно купить специальный прибор — GSM-тестер, который стоит не одну тысячу долларов. Финансовая задача для небольшой мастерской практически неразрешимая…

Если в крупных городах отнести испорченный аппарат в авторизованный сервис-центр не проблема, то что делать жителям небольших городов и поселков? Везти телефон, скажем, из Крупок в Минск, терять кучу времени? А может, надеяться на то, что местные мастера уйдут в подполье и будут ремонтировать телефоны нелегально? Ответы на эти вопросы узнаем совсем скоро. А пока специалисты советуют: дабы не искать в городе работающую мастерскую, свою "трубу" берегите как зеницу ока.

Компетентно

Василий Королюк, начальник управления оценки соответствия и лицензирования Госстандарта:

— С сертификацией услуг по ремонту сотовых телефонов действительно есть некоторые проблемы. Заявок пока немного, хотя у специалистов было достаточно времени, чтобы подготовиться. Почему решили ввести эту процедуру? Слишком много недовольных качеством ремонтных услуг. Думаю, сейчас начнут активно развиваться крупные сервисные центры, в которых работают настоящие профессионалы, и эта проблема будет решена. Серьезные компании, кстати, уже начинают открывать пункты приема телефонов во всех регионах страны. Поначалу потребители наверняка будут испытывать некоторое неудобство, но в течение полугода работа должна наладиться.

Николай КОЗЛОВИЧ. Фото Александра РУЖЕЧКА
-30%
-20%
-70%
-15%
-20%
-20%
-30%
-20%
-10%
-15%