Мировой объем электронной торговли ежегодно увеличивается в разы, принося продавцам колоссальные прибыли. Развивается этот сегмент рынка и в нашей стране. Правда, пока в основном за счет розничной торговли. Количество интернет-магазинов, предлагающих нам самый широкий ассортимент продукции, начиная от компакт-дисков и заканчивая путевками на Багамы, растет как на дрожжах. С каждым днем в продаже появляется все больше товаров, которые можно приобрести, не вставая из-за компьютера. В то же время многие отечественные производители предпочитают работать по старинке и не спешат осваивать новые технологии, пишет "Советская Белоруссия".
Сайты в офсайде
Если еще лет пять назад свои веб-сайты имело не более 20 процентов белорусских предприятий, то сегодня эта цифра выросла до 70. Казалось бы, прогресс налицо
Но это лишь статистика. Достаточно посетить эти интернет-ресурсы, чтобы увидеть: многие из них — не более чем визитные карточки, которые сделали и забыли. Байнет плодится сайтами, которые не обновляются годами, чем создают скорее негативный имидж, нежели способствуют продвижению товаров и услуг.
Существует и масса других недостатков. Например, лишь треть интернет-сайтов белорусских производителей имеет англоязычную версию (не говоря уже обо всех других языках). А значит, на зарубежных покупателей им рассчитывать не приходится. Не везде есть описание вариантов доставки, условий гарантии, список сервисных центров, бесплатные обзоры, которые благоприятно позиционируют предлагаемый товар. Отсутствует информация о клиентах и странах, куда поставляется производимая продукция. А ведь это косвенно демонстрирует потенциальному заказчику ее востребованность и конкурентоспособность. Некоторые интернет-ресурсы выглядят и вовсе примитивно, представляя собой одну страничку с минимумом информации. А случается, что на вопрос, есть ли у вас сайт, бизнесмены обиженно отвечают: "Конечно"
и называют адрес электронной почты.
В итоге получается, что сайты многих белорусских предприятий не выполняют даже роль полноценной электронной витрины.
Тем не менее, обзвонив с десяток предприятий, я все же нашла те, которым сайты уже сегодня приносят реальную прибыль. Например, ЗАО "Атлант": только за время проведения в Интернете летней акции "Купи холодильник или морозильник "Атлант" и выиграй одну из 150 стиральных машин!", заводу удалось не только на 50 процентов увеличить посещаемость своего сайта, но и заметно повысить продажи в российском регионе (акция проходила только на территории России). На сайте ОАО "Горизонт" в разделе "где купить" наряду с адресами стационарных торговых точек в нашей стране, России и Украине есть ссылка на интернет-магазин, где прямо сейчас можно выбрать и заказать товар. Большое внимание работе с клиентами через Интернет уделяет ЗАО "Пинскдрев".
А можно ли оформить через Интернет заказ, скажем, на партию белорусских самосвалов или автобусов? В поисках ответа на этот вопрос я без труда нашла сайт МАЗа с полным описанием интересующей меня техники и прайс-листами. И здесь же, рядом со ссылкой на понравившуюся модель вижу уже знакомый значок — "добавить в корзину".
"За последние 12 месяцев мы получили через сайт и электронную почту 120 заявок на поставки нашей техники. А первый заказ через Интернет, вы не поверите, пришел еще в 1999 году, — рассказывает руководитель центра общественных связей Минского автомобильного завода Валентин Лопан. — Однако пока мы ведем речь именно о предварительных заказах. Полностью оформить покупку через Интернет достаточно сложно, ведь нередко речь идет о приобретении техники, выполненной по индивидуальным проектам. Да и наше законодательство пока не позволяет работать с использованием электронного документа".
И все же таких примеров пока единицы
Между тем порой достаточно просто взглянуть на цифры, чтобы понять, какие перспективы открывает перед производителями использование систем электронной торговли (ЭТ).
"Суть электронного бизнеса, с одной стороны, в развитии экспорта, а с другой — в снижении издержек, — говорит заведующий кафедрой менеджмента экономического факультета БГУ, научный руководитель ряда проектов по электронной торговле Борис Паньшин. — Экспортно-импортные операции зачастую неэффективны из-за цепочки многочисленных посредников. Ведь каждый из них увеличивает конечную цену потребителя на 5 — 10 процентов. В то время как механизмы электронной торговли предлагают решение этой проблемы: число посредников сокращается, а прямые продажи увеличиваются в среднем на 15 процентов. Кроме того, в 10 — 20 раз можно уменьшить затраты на рекламу продукции и услуг, на четверть снизить расходы на документооборот".
Центр электронной торговли
Экономическая выгода очевидна каждому. Однако в силу разных причин — будь то недопонимание руководителями важности вопроса, отсутствие средств у предприятий на создание и сопровождение сайта или недостаток в специалистах в этой сфере — отыскать белорусских экспортеров покупателям в Интернете ой как непросто. Не говоря уже о том, что каждые 5 секунд в мире появляется новый интернет-адрес.
Упростить поиск отечественных товаров поможет создание государственной системы электронной оптовой торговли. Проще говоря, речь идет о национальной торговой площадке в Интернете, где информацию о своей продукции (в том числе и на иностранных языках) смогут представить любые отечественные предприятия. Даже те, у которых не было средств на разработку собственного торгового веб-сайта. Здесь же они смогут получать свежие данные о мировых ценах на аналогичный товар, помощь в оформлении сделки, обеспечение финансовых гарантий ее безопасности и т. д.
Базой для развития электронной торговли станет Белорусская универсальная товарная биржа, на которой уже сегодня весь процесс торгов компьютеризирован. Использование электронной торговой системы позволяет проводить биржевые торги (металлопродукцией, лесоматериалами и сельхозпродукцией), в том числе через Интернет.
Теперь вопрос за созданием центра электронной торговли для реализации других товарных групп. В соответствии с Программой развития электронной торговли на 2006 — 2007 годы, разработанной Министерством торговли совместно с Белгосуниверситетом и другими заинтересованными ведомствами, это задача ближайшего будущего.
Но нельзя, с одной стороны, говорить о развитии электронной торговли, а с другой — оглядываться на несовершенную законодательную базу. В частности, сегодня в нашей стране отсутствует система страхования электронных сделок, не реализованы электронные схемы расчетов за товар и т. д. Или взять, к примеру, электронный документ
Казалось бы, и закон соответствующий есть. Однако до сих пор практически на всех предприятиях по-прежнему используются документы, распечатанные на бумаге. Мы пересылаем их с места на место
Тратим средства на почтовые расходы. И все потому, что отсутствуют правовые механизмы признания электронных документов, в том числе электронной цифровой подписи. Ведь случись спорный вопрос, доказать в суде правомерность ее использования будет достаточно сложно. Решение этой проблемы также одна из целей Программы развития электронной торговли.
"Электронная торговля дает возможность глобального присутствия любой компании в разных странах мира без увеличения персонала, строительства торговых площадей и т. д. Сегодня даже мелкие фирмы, использующие в работе информационные технологии, становятся транснациональными компаниями. И мы надеемся, что реализация этих мероприятий позволит нашим экспортерам выйти на новый уровень внешнеэкономической деятельности, оптимизировать свои товаропроводящие сети, увеличить продажи", — говорит Борис Паньшин. Однако важно, чтобы и предприятия начали проявлять большую заинтересованность в вопросах развития электронной коммерции.
Разделы
- TAM.BY — поиск компаний и услуг
- hoster.by — хостинг и регистрация доменов
- Rebenok.by — энциклопедия для родителей
- Ты можешь им помочь — благотворительность
- tutby.com — реклама на TUT.BY