177 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  2. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  3. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  4. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  5. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  6. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  7. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  8. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  9. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  10. «Расходы превышают доходы, нужно еще 10−15 млн». Олексин может выкупить торговый центр «Валерьяново»
  11. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  12. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  13. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  14. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  15. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  16. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  17. «Шахтер» обыграл «Неман» и установил новый рекорд чемпионата. БАТЭ добыл волевую победу над «Рухом»
  18. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  19. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  20. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  21. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  22. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  23. «Белавиа» отменила сегодняшний рейс в Тель-Авив. Полетят ли туда самолеты на следующей неделе?
  24. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  25. ГПК: сбор за выезд за границу на машине надо будет оплачивать с 1 июня
  26. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  27. Генпрокурор обвинил сопредельные государства в попытке внедрить в Беларусь «коричневую чуму»
  28. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  29. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  30. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
BBC News Русская служба


Капсула "Алмаз" выставлена в эти дни на Парламентской площади в Лондоне
Капсула "Алмаз" выставлена в эти дни на Парламентской площади в Лондоне
Во вторник на этой неделе в Королевском обществе аэронавтики в Лондоне состоялась 3-я европейская конференция по космическому туризму.

В ней участвовали представители более 30 коммерческих компаний, которые планируют уже в ближайшее время выйти на этот рынок с реальными предложениями.

Среди них заметное место занимает британско-российская компания Excalibur-Almaz, которая официально зарегистрирована на британском острове Мэн. Именно там расположена главная сборочная площадка компании, на которой уже хранится приобретенная в России ракетная техника.
 
Эта компания вызывает особый интерес тем, что она опирается на использование давно отработанных космических технологий, многие из которых относятся к концу 60-х и началу 70-х годов прошлого столетия.
Речь идет прежде всего об использовании советских спускаемых аппаратов и орбитальной станции "Алмаз". История этой техники весьма примечательна.
 
Советское лунное прошлое
Транспортный корабль снабжения "Алмаз" на стапеле
ТКС или транспортный корабль снабжения "Алмаз" на стапеле в НПО "Машиностроение"
 
Орбитальный обитаемый комплекс "Алмаз" был разработан к началу 70-х годов в Министерстве общего машиностроения, в конструкторском бюро под руководством академика Владимира Челомея.
 
В его состав вошли многие компоненты советской лунной программы. Как рассказывает глава проектного отдела компании EA Лев Тарарин, академик Челомей в числе прочего занимался разработкой военной космической техники. Он создал знаменитый "истребитель спутников", который был зашифрован под названием "Космос-252", а также пилотируемую станцию "Алмаз", на которой были установлены мощные фотоаппараты.
 
Эта станция дважды летала на околоземные орбиты под кодовым названием "Салют-3" и "Салют-5" и занималась космической разведкой. Фотопленка с изображениями секретных объектов вероятного противника сбрасывалась экипажем станции с помощью капсул на Землю, велись также эксперименты с передачей оцифрованных изображений.
 
В состав этого комплекса входили спускаемые аппараты, которые были разработаны для неосуществленной советской лунной программы; они 9 раз выходили на орбиту в беспилотном варианте, но были полностью испытаны и оснащены системами жизнеобеспечения.
 
В начале 90-х годов этот комплекс был законсервирован из-за нараставшего дефицита средств и более не использовался. И вот теперь компания Excalibur-Almaz приобрела корпус обитаемого комплекса, а также 2 спускаемых аппарата, которые она планирует превратить в средство доставки космических туристов на низкие околоземные орбиты, а в более отдаленной перспективе – для облетов Луны и полетов в окололунное пространство.
 
Вице-президент компании Майк Боукер сообщил Русской службе Би-би-си, что компания рассматривает возможность использования российской тяжелой ракеты "Протон" для первого запуска своего обитаемого комплекса, а также европейского носителя "Ариан".
 
В планах компании - создание "космического отеля", на котором пассажиры смогут проводить до недели, а на Землю опускаться в уже надежно отработанных спускаемых аппаратах, способных совершать посадку на суше и на воде.
 
Суборбитальное приключение
White Knight - самолет-носитель
Самолет-носитель White Knight будет поднимать ракетопланы на высоту 12 км для космического старта
  
Как можно было понять из выступления главы британской компании Virgin Galaxy Джорджа Уайтсайдса, уже на конец этого года планируется первый коммерческий полет ее космоплана с 6 туристами и двумя пилотами на борту. Компания обещает совершать такие суборбитальные полеты на высоту до 110 км дважды в неделю. На высшей точке траектории пассажиры будут в течение 6-8 минут испытывать состояние невесомости.
 
Компания уже потратила 250 млн долларов на разработку своей системы, которая была создана известным американским инженером-новатором Бертом Рутаном. Более того, 500 человек уже заплатили первые взносы в счет билетов стоимостью 200 тысяч долларов каждый; всего собрано более 60 млн долларов. Владелец компании сэр Ричард Брэнсон будет в числе пассажиров во время первого полета вместе с Анжелиной Джоли и другими знаменитостями.
 
В пустыне штата Нью-Мексико британский архитектор построил уникальное здание первого в мире космопорта. А власти штата вложили 200 млн долларов в строительство взлетно-посадочной полосы, на которую будут садиться космопланы.
Ракетоплан SpaceShipOne
Ракетоплан SpaceShipOne завершает испытания в пустыне Нью-Мексико
 
Компания планирует совершать суборбитальные полеты дважды в неделю, и уже через год стоимость билета снизится до 100 тысяч долларов. В дальнейшем руководство компании обещает заняться развитием существующей системы для доставки грузов на низкие орбиты, в том числе и на Международную космическую станцию.
 
Достоинство системы Рутана состоит в том, что она создавалась с нуля, с использованием новейших идей и технологий. Она опирается не на тяжелые ракеты-носители, которые страшно удорожают стоимость выводимой в космос нагрузки, а на воздушный старт космоплана с ракетным твердотопливным двигателем с борта огромного самолета-носителя под названием "Белый рыцарь" на высоте 12 км.
 
В настоящее время построено два космоплана SpaceShipOne, которые испытываются в Нью-Мексико. По заявлению представителя компании, прозвучавшему на конференции в Лондоне, удалось преодолеть неприятные явления кавитации в ракетном двигателе космического самолета, которые приводили к вибрациям на заключительном участке его работы. В принципе компания вплотную приблизилась к моменту первого коммерческого старта.
 
Ракетопланы, а не тяжелые ракеты
Ракетоплан Lynx-II
Ракетоплан Lynx-II будет иметь небольшую полезную нагрузку - всего два человека плюс 120 кг груза
 
По пятам Virgin Galaxy идет американская компания XCOR Aerospace со своим проектом легкого ракетоплана Lynx, который будет стартовать с Земли как обычный самолет и доставлять на низкую орбиту единственного пассажира. Опытный образец этой машины уже создан и совершит свой первый испытательный полет в этом году.
Эта компания уже построила свой собственный стартовый комплекс на острове Кюрасао в Карибском море и располагает 50 потенциальными клиентами, которые готовы заплатить по 95 тысяч долларов за полет на космоплане Lynx-II уже в 2014 году.
 
Можно долго перечислять все проекты, которые в настоящее время находятся на разных этапах реализации. На самом деле на конференции обсуждались уже не чисто технические аспекты этих программ, как в ходе 2-й конференции в 2009 году. К настоящему времени они хорошо известны, и специалисты не сомневаются, что частные компании уже в предстоящие два-три года начнут активно работать в космосе.

Основное внимание на конференции в Лондоне было сосредоточено на различных моделях финансирования этих проектов, их логистической поддержки, а также космического страхования. Последний момент особенно важен в период, когда разработанные коммерческими компаниями средства доставки начнут доставлять на МКС и другие космические комплексы различные дорогостоящие грузы.
 
Не так давно американское космическое агентство НАСА заключило контракт с компаниями SpaceX и Orbital Sciences на сумму 3,5 млрд долларов на 20 полетов к МКС до 2016 года. Эти грузы, а в перспективе и люди, которые будут размещаться в возвращаемых аппаратах, должны быть застрахованы точно так же, как сейчас страхуются морские грузы.
 
На лондонской конференции выступил один из директоров известной страховой компании Allianz Global Assistance Эрик Моразин, который сообщил, что компания готова страховать потенциальных космических туристов.
 
Облик грядущего
Космопорт Spaceport America
Космопорт Spaceport America в штате Нью-Мексико стал первым в мире
 
 
Услышанное на конференции в Лондоне заставляет сделать вывод, что коммерциализация космических запусков состоялась и превратилась в реальность, которая имеет техническое и финансовое воплощение. Работа в предстоящие несколько лет будет сосредоточена на дальнейшем снижении удельной стоимости вывода полезной нагрузки на орбиту.
 
Компания SpaceX активно работает над достижением стоимости порядка 2 тысяч долларов за 1 кг. Похоже, что к 2020 году билет на суборбитальный полет будет стоить около 50 тысяч, а неделя на борту МКС или ее аналога обойдется в 1 млн долларов или дешевле.
 
Конечно, на пути коммерциализации космоса остаются серьезные еще нерешенные проблемы, в том числе технические и медицинские. В разговоре со мной российский космонавт Валерий Токарев, который сейчас является консультантом компании Excalibur-Almaz, рассказал, что пока никто не предложил работоспособной системы защиты будущих космических туристов от космического излучения.
 
По его словам, уже сейчас экипажам космических станций приходится ограничивать сроки своего пребывания на околоземных орбитах периодом не более 200 суток, после которых радиационные нагрузки на человеческий организм начинают сильно превышать норму. Пока неясно, как эта проблема будет решаться в процессе освоения дальнего космоса - полетов к Марсу и астероидам.
-25%
-12%
-10%
-15%
-10%
-5%
-5%
-10%
-5%
-25%
-30%
-30%