Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


В не таком уж далеком прошлом людям приходилось неделями и даже месяцами добираться из пункта А в пункт Б совершенно дикими способами - на лошадях, пароходах или и вовсе пешком.

Развитие авиации в XX веке решило эту проблему, и теперь тысячи километров легко и непринужденно преодолеваются в уютном (хотя и не всегда) кресле авиалайнера всего лишь за несколько часов.

Однако прогресс не стоит на месте, и индустрия без устали разрабатывает все новые и новые виды авиатранспорта. Среди них бесхвостые самолеты, "летающее крыло", самолет в виде космической тарелки и многие другие. Те концепты, которые уже представлены публике, ясно дают понять - уже в обозримом будущем нас ждут приятные сюрпризы, и существующие сейчас самолеты вполне могут преобразиться до неузнаваемости.

Чудо-самолеты настоящего

Да и сейчас на авиарынке есть пара новинок, которые находятся где-то на грани эпох. Внешний вид у этих лайнеров - всем привычный, а вот внутренняя начинка и интерьер кажутся нам совершенно фантастическими. Речь идет о недавно созданных самолетах нового поколения - Airbus A380 и Boeing Dreamliner 787.





































Процесс создания нового самолета обычно занимает не один год. К примеру, компания Airbus трудилась над разработкой лайнера А380 почти десять лет. Зато сейчас можно с уверенность сказать, что время и средства были потрачены не напрасно. Широкофюзеляжный двухпалубный реактивный самолет вмещает до 853 пассажиров и является самым крупным авиалайнером в мире.

При создании самолета использовались композиционные материалы, что помогло облегчить его массу. Новый самолет получился и более экономичным: в расчете на одного пассажира самолет сжигает на 17% меньше топлива. Еще одно преимущество А380 заключается в том, что он может летать на смеси авиационного керосина и GTL из природного газа (конверсия природного газа в синтетическое жидкое топливо), что характеризует его как экологически безопасный самолет.

Несколько дальше пошел конкурент Airbus - американская Boeing. Не так давно компания выпустила на рынок самолет Dreamliner 787. Впервые за всю историю существования авиаиндустрии разработчикам удалось сделать самолет, на 50% состоящий из композитных материалов. Кроме того, Dreamliner расходует на 20% меньше топлива, чем современные самолеты аналогичного класса.

Однако этот лайнер впечатляет не только своими летными характеристиками, но и дизайнерскими решениями в оформлении. К примеру, у самолета несколько увеличен размер иллюминаторов, которые можно затемнить при помощи специальной кнопки (затемнение имеет 5 положений). Также в лайнере, который может летать без остановки до 15 часов, предусмотрены специальные спальные комнаты для персонала. Наконец, разработчики заранее предугадали желания авиакомпаний, создав несколько вариантов оформления салона (обивка кресел, барные стойки, туалеты).

Эксперты при этом сходятся во мнении, что Dreamliner - лайнер, балансирующий на грани эпох, между настоящим и будущим. "Ряд примененных решений действительно очень серьезно выделяет его из общего ряда существующих самолетов. И для авиакомпаний, и для пассажиров это некий новый опыт", - отмечает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "На ближайшие 40 лет А380 и Dreamliner можно считать самолетом будущего", - резюмирует главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий.

Российский ответ западной авиации

Пока американские и европейские концерны производят "самолеты настоящего" и активно разрабатывают проекты "самолетов будущего", российские авиакомпании пытаются восполнить пробел, возникший после развала союза. Первопроходцем российского авиапрома стал самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ100).

















Конечно, этот лайнер не претендует на мировое лидерство, но все же имеет ряд неоспоримых преимуществ. SSJ100 оснащен новым двигателем SaM146, экономично расходует топливо, а также в нем впервые применена алгоритмическая защита от касания хвостом взлетно-посадочной полосы на случай ошибки летчика при взлете. "SSJ100 - это самолет настоящего, он довольно консервативен", - говорит А. Синицкий.

Если SSJ - это проект настоящего, то МС-21 является самолетом будущего. На данный момент этот проект представлен в виде макетов кабины, пассажирского салона и отдельных частей. Авиалайнер имеет три модификации, которые вмещают 150, 180 и 210 пассажиров соответственно. Будут у МС-21 и отличительные характеристики: углепластиковое крыло большого удлинения, экономичный расход топлива и боковая ручка управления (сайдстик) с обратной связью. Первый полет российского лайнера будущего запланирован на 2014 г., а поставки ожидаются уже в 2016 г.

Каким будет самолет российского производства в будущем, можно только гадать, но заявленные характеристики МС-21 свидетельствуют о том, что авиалайнер вполне сможет побороться за первенство в небе с Airbus А320Neo и ремоторизированным Boeing 737. "В МС-21 будет целый ряд систем, которые раньше в гражданской авиации не использовались. Но в целом для мировой авиации этот самолет вряд ли будет таким же прорывом, как, допустим, Boeing 787 Dreamliner", - рассуждает О. Пантелеев.

Что готовят нам грядущие годы

Однако даже несмотря на все нововведения, и Dreamliner, и Airbus 380, и MC-21 все же остаются самолетами настоящего или ближайшего будущего. Если же перешагнуть через пару десятилетий и попытаться представить, как будет выглядеть авиационный мир, скажем, в 2050 г., варианты технических и дизайнерских решений просто поражают воображение.























Звание самого выдающегося фантазера авиационной промышленности можно бесспорно присвоить компании Airbus. К 2015 г. европейский концерн готовит проект под пилотным названием "Concept Cabin". Предполагается, что самолет будет разделен на три зоны. Пассажиры при этом получат возможность прямо на борту принять участие в интерактивных конференциях, поиграть в "виртуальный гольф", почитать оставшимся дома детям сказку на ночь, а также набраться сил в особых "креслах бодрости".

Однако самым интересным моментом в конструкции данного авиалайнера является так называемый бионический подход - самолет будет имитировать костную структуру птиц, которая характеризуется повышенной прочностью в оптимальных местах. Стенки салона будут выполнены в виде "умной" мембраны, способной контролировать температуру воздуха. Более того, время от времени эта мембрана будет становиться прозрачной - с тем, чтобы предоставить пассажирам возможность полюбоваться открывающимся видом.

Готовит свой ответ конкуренту и американский Boeing. Правда, его самолет будущего более прагматичен и реален - это Boeing 737 Max, который должен прийти на смену существующему Boeing 737 Next Generation. Основным новшеством станут мощный двигатель с вентилятором, который обеспечит топливную эффективность на 10-12% по сравнению с нынешним. Также компания планирует оборудовать свое новое детище электродистанционным управлением большего количества систем. Первые поставки Boeing 737 Max ожидаются в 2017 г., но уже сейчас компания имеет около 496 заказов на данный самолет, что свидетельствует о его заочной популярности.

Свое видение самолетов будущего зачастую представляют и небольшие компании, но дизайн их лайнеров обычно кардинальным образом отличается от привычного. К примеру, проект CleanEra во главе с Etnel Straatsma из Дельфтского технологического университета в Нидерландах подошел к делу с фантазией и создал летательный аппарат в виде космической тарелки. Главная цель, которую преследовали разработчики, это создание экологически чистого самолета, что им и удалось сделать. Летающая тарелка - самолет выпускает на 50% меньше углекислого газа, чем нынешние авиалайнеры.

Еще одним интересным проектом стал самолет "double bubble" - "двойной мыльный пузырь". Специалистам факультета аэронавтики Массачусетского технологического института в рамках конкурса, объявленного NASA, было выделено 2,1 млн долл. для разработки экономичного и экологически чистого самолета в ближайшие 25 лет. Они разработали модель среднемагистрального самолета на 180 пассажирских мест. Главной особенностью самолета является фюзеляж из двух цилиндров, соединенных так, что внутреннее сечение лайнера станет напоминать "двойной мыльный пузырь". Двигатели этого лайнера будут располагаться не под крылом, а в хвостовой части.

Непростая задача

Как бы то ни было, но пока все создающиеся чудо-самолеты будущего присутствуют лишь на картинках и в умах создателей. Эксперты же подчеркивают, что создать самолет не только не похожий на существующие, но и сделать его максимально скоростным, экологически безопасным и комфортным для пассажиров, задача не из простых.

Нельзя забывать и о том, что разработчики всегда должны продумывать, как самолет будет приспособлен к существующей наземной инфраструктуре, как он будет садиться, взлетать, как к нему подгонять трап, заправлять. "Изменения аэродинамической компоновки могут привести к тому, что потребуется менять существующую инфраструктуру, и большие изменения может не поддержать авиаиндустрия", - комментирует О. Пантелеев.

В свою очередь А. Синицкий добавляет, что самолет будущего необязательно должен быть сверхнеобычным. По его словам, "возможно совершенствовать и развивать существующую аэродинамику, не изменяя при этом привычный облик лайнера". "Есть несколько противоречивых требований. На одной чаше весов находится экономика, а на другой чаше весов лежит безопасность, скорость, комфорт и другие возможности. Поэтому как только технологии позволяют совершить прорыв в любом из перечисленных ранее направлений за вменяемые деньги и продать это авиакомпаниям, это и происходит", - подводит итог О. Пантелеев.
 
-30%
-30%
-25%
-50%
-30%
-15%
-21%
-35%
-25%
-40%