Николай ЩЕТЬКО,

Юрий Битно, глава интернет-провайдера "Белинфонет", более известного по торговой марке ADSL.BY, в эфире TUT.BY заверил, что за своих клиентов компания готова "биться до последней капли крови". Так он прокомментировал очередное ускорение тарифов "Белтелекома" и возможный отток в связи с этим абонентов у ADSL.BY - провайдер готовится ответить на улучшение условий у конкурента.

Директор компании заверил, что "Белинфонет" не хранит логов об интернет-активности пользователей и, конечно же, не "заглядывает" в них. Комплекс для соответствия требованиям указа № 60 об интернет-фильтрации обошелся оператору в сумму порядка 100 тыс. долл. Кроме того, в серьезные трудозатраты вылились требования о регистрации интернет-ресурсов и оптоволоконного хозяйства.

По мнению руководителя, конкуренции на рынке в нынешних условиях (один оператор внешнего интернет-канала и обладатель крупнейшей инфраструктуры в республике) существовать не может, а дальнейшее развитие сферы интернет-провайдинга требует внешних инвестиций, которые с учетом рыночной ситуации привлекать сложно, если в принципе возможно.  

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


 
Как повлияли новые нормы на интернет-операторов? Что изменилось в вашей работе с первого июля?

Я не могу сказать, что мы не приспособились к этим нормам: очевидно, что мы приспособились и работаем в этих условиях. Глобально нам добавилось работы, которую мы вынуждены выполнять вручную. Первое, что мы сделали, – сведения обо всех имеющихся у нас ресурсах, которые у нас были до этого, переработали и предоставили в БелГИЭ. Это достаточно большой кусок работы – собрать, приспособить и заполнить все эти формы.
Мы зарегистрировали все наши оптоволоконные линии связи, то, каким образом они соединены, указали, сколько линий у нас свободно, сколько занято, какое оборудование задействовано. Я думаю, получится практически виртуальная модель белорусского оптоволокна.

Вопросы регистрации в прессе и обществе воспринимались достаточно спокойно. А вот материалы о том, что с первого июля "начнется интернет-фильтрация" (причем не всегда пояснялось сразу, что это будет добровольная фильтрация, что никого насильно ограничивать не будут), вызывали не очень здоровый ажиотаж. В июле мы узнали о том, что приняты соответствующие правила на этот счет, и Оперативно-аналитический центр при президенте (ОАЦ) сообщил, что провайдерам к первому сентября необходимо закупить оборудование и предоставить техническую возможность интернет-фильтрации. Готов ли к предоставлению таких услуг "Белинфонет"? Как вы полагаете, надо ли бояться интернет-фильтрации в нынешнем ее представлении?

Я не слышал ни о каких негативных тенденциях по поводу того, что всех будут заставлять или не заставлять. В моем представлении, позиция по интернет-фильтрации была однозначной, и двояких толкований там не было.
Мы готовы выполнять все требования этого постановления, готовы к фильтрации, если это будет необходимо.

Какого объема средства придется инвестировать?

На текущий момент не весь объем работ очевиден, неизвестно, будет ли это происходить в автоматическом или ручном режиме. Если это будет происходить, как сегодня, в ручном режиме, тогда объем средств, которые мы потратим, останется на текущем уровне, который мы уже потратили на оборудование и доработку программного обеспечения. Если будет автоматическое формирование списков фильтрации, тогда нужно понять, какие перед нами станут задачи.
Что касается объемов средств, то на конференциях и презентациях, посвященных этому, предлагались различные решения к фильтрации. Стоимость некоторых решений начиналась от 500 тысяч долларов. Но мы планируем остановиться на сумме затрат в 100 тысяч долларов.

Планируете ли вы с помощью этого программного обеспечения предоставлять пользователям дополнительные услуги, например антивирусную защиту? В России, например, многие операторы, в первую очередь, мобильные, отслеживают в реальном времени типы трафика и тарифицируют их по-разному.

Интернет – это не единственный источник проникновения информации в компьютер: флешки, компакт-диски гораздо чаще приносят вирусы в компьютер. Поэтому антивирусная защита касается услуги непосредственно на компьютере абонента. Технической возможностью предоставлять дополнительные услуги, которые могут быть связаны с различным подсчетом трафика, с разделением по сервисам, мы обладаем и, вероятнее всего, будем работать в этом направлении. Однако последние тенденции рынка, по крайней мере, проводных коммуникаций, связаны с предоставлением безлимитного доступа к интернету, и в данном случае говорить об учете трафика странно.

Достаточно часто можно слышать мнение, что новейшие изменения в законодательстве приняты для того, чтобы "накрыть пользователей колпаком", "контролировать, куда кто ходит, что качает". Насколько вообще реализуемо и возможно с точки зрения провайдера отслеживать интернет-трафик белорусских пользователей в реальном времени, серьезно анализировать логи посещений?

Во-первых, такая техническая возможность была, есть и будет, и от вступления в силу этих постановлений ничего не изменилось. Во-вторых, наша компания не занималась анализом того, чем занимаются абоненты в интернете: мы не сохраняем и не собираемся хранить ни истории посещений сайтов клиентов, ни передаваемую ими информацию. Это технически невозможно и экономически нецелесообразно.
Что касается постановлений, которые вступили в силу, то они направлены, в первую очередь, на то, чтобы дать более эффективные инструменты тем компетентным органам, которые обязаны следить за соблюдением законодательства. Я уверен, что следить за всем интернетом и за всем белорусским интернетом, по меньшей мере, глупо и не дает никаких выгод. Экономические средства, которые надо на это затратить, не сопоставимы с эффектом.

Вы говорите, что логи не пишутся, но к вам же наверняка приходят и просят предоставить информацию о каком-то пользователе, который, возможно, совершил что-то нехорошее…

Единственная информация, которую мы можем предоставить правоохранительным органам, - это идентификация абонента. Мы коммерческая компания, зачем нам тратить деньги на ту услугу, которая не создает добавленной стоимости и ценности для абонента?

Вам уже предоставили списки ограниченного доступа? Будете ли вы формировать отдельные списки в этом автоматическом режиме, или пока это еще не определено?

Списки нам предоставили, как и всем остальным операторам, а свои собственные или отдельные списки мы формировать не будем. Если соответствующий абонент обратится, то в рамках постановления мы окажем ему соответствующую услугу.
Я не думаю, что мы внесем его в общий список: если конкретному абоненту это надо, значит, с конкретным абонентом мы будем работать.

Как поставщик интернет-услуг, вы уже идентифицируете абонентские устройства, записываете МАС-адреса, или это же было и раньше? Понадобилось ли вам собирать с пользователей какую-то дополнительную информацию?

Для этого надо определить, что такое абонентское устройство - в этой части были совершенно разные трактовки. Абонентским устройством можно считать компьютер, модем, можно считать все, что угодно. Мы идентифицируем, и единственно возможный уровень идентификации – это уровень конечного устройства или точки подключения. Мы идентифицировали, идентифицируем и будем идентифицировать только это: если у абонента за модемом стоит маршрутизатор, то все, что проходит за ним, идентифицировать мы не можем.

То есть серьезно ничего для вас не изменилось, кроме внедрения нового комплекса для фильтрации?

Внедрения комплекса для фильтрации и большой работы по ручной регистрации. Это бизнес-процессы, это человеко-часы, в конечном итоге – это деньги, которые платит абонент.

Вопрос от пользователя: "Почему сотрудники "Белинфонет" резко перестают отвечать на вопросы, отправленные через форму обратной связи? С чем связано отсутствие свободных портов для подключения к ADSL.BY? Планируется ли когда-нибудь открыть дармовой доступ к ресурсам Байнета для всех клиентов ADSL.BY, а не только для клиентов тарифных планов серии Х?".

По поводу обращений через обратную связь. Все руководители и топ-менеджеры компании отслеживают практически все обращения, которые поступают от клиентов. Возможны технические ошибки, письмо может попасть в список спама. Если вы вдруг столкнулись с тем, что вам не ответили, позвоните в компанию либо напишите повторно, и, я уверен, вам обязательно ответят. Получить информацию или консультации у любого из руководителей, включая директора, очень просто.
По поводу свободных портов. Как правило, у нас есть свободные порты на всех узлах. На сегодняшний день только на одной станции в городе у нас нет свободных портов, и мы работаем над тем, чтобы они там появились. Поэтому в каждом случае нужно разбираться индивидуально.
По поводу дармового доступа – если у нас будет такая техническая возможность, мы это сделаем. На сегодняшний день у нас есть техническая возможность предоставить его в тарифных планах серии Х, потому что они работают на другой биллинговой системе. В случае с тарифными планами по трафику получается, что абонентам нужно проделать слишком много сложных действий. Мы не хотим этого.

Давайте отвлечемся от указа № 60 и поговорим о рынке провайдинга: он развивается достаточно активно, даже несмотря на лето. Недавно "Белтелеком" объявил об очередном ускорении анлимов - абоненты ликуют. Как вы планируете отвечать на эти шаги "Белтелекома"?

Я не готов, к сожалению, пока точно сформулировать наши шаги, могу сказать общий принцип, которым мы будем руководствоваться: мы будем сражаться за каждого нашего абонента до последней капли крови. Абонент должен быть качественно обслужен, ему должны быть предоставлены качественные услуги, и мы сделаем все, чтобы они были конкурентоспособны.

В свое время было много публикаций по поводу строительства Ethernet-сетей в Минске. Мол, это "следующий этап", "от ADSL будем потихоньку отходить", будем двигаться в сторону высокоскоростных технологий, быстрых подключений. Что сейчас слышно с Ethernet, в частности, в вашей компании? Все ли в порядке? Как строитесь?

Наша компания получила разрешение на проектирование и строительство. Как известно, комиссия при Мингорисполкоме выдала соответствующие разрешения ряду обратившихся операторов. В какой-то момент, действительно, мы начали строить свою Ethernet-сеть, однако последние события говорят о том, что строиться мы, к сожалению, уже не можем.
Последние изменения связаны с тем, что для того чтобы строиться, мы должны заключить соответствующие договоры теперь уже со ЖРЭО. До тех пор, пока мы не заключим эти договоры и не начнем платить аренду за все стояки, ниши и все остальное, то, несмотря на наличие разрешений горисполкома, допуска нам не дадут.

Это регламентируется указом горисполкома?

Это не является указом горисполкома на текущий момент, поэтому лично я удивлен. Кроме того, на сегодняшний день это не применяется ко всем компаниям, которые в доме оказывают свои услуги. В моем представлении, люди живут в домах, построенных за свои деньги, они уже оплатили свои квартиры и места общего пользования.
В данной ситуации странно, что никаких дополнительных услуг со стороны ЖРЭО не оказывается, а за то, что абонент получит дополнительный выбор интернет-услуг, почему-то абонент в конечном итоге и должен заплатить больше денег. Эта логика мне пока не понятна.

Речь идет о домах, которые находятся в частной или коммунальной собственности?

Мы говорим о домах коммунальной собственности. Мы работаем над тем, чтобы преодолеть это препятствие, пытаемся найти разумное решение этого вопроса и работать в рамках действующего законодательства.

Совсем недавно на форумах шло волнение по поводу отключения плановых центров обработки данных компании "Белтелеком". Что мешает провайдерам-энтузиастам запустить альтернативный центр обработки данных, который бы соответствовал всем требованиям, с несколькими девятками по надежности? Это финансовые, правовые вопросы, или же просто это пока никому в Беларуси не надо?

Мне очень хочется долго и нудно отвечать, что у нас на сегодняшний день действует монополия на внешние каналы связи и есть масса других препятствий – это все правда, но на самом деле, отсутствие крупных дата-центров в Беларуси – это результат действия комплекса факторов.
В первую очередь, любой дата-центр должен иметь высокий уровень надежности. Вариант, что на "ночь отключили дата-центр на профилактику", невозможен. Могу сказать, что я был у одного из хостинг-операторов и интернет-провайдеров в Швеции. Мысль, что они могут отключиться хотя бы на секунду (!) не может прийти им в голову. У них затрачены огромные средства и настолько монументально сделан дата-центр, в прямом смысле он находится внутри горы, только чтобы убедить клиентов в своей надежности. Белорусам пока сложно представить себе наличие дата-центра подобного уровня в нашей стране.
Помимо вопросов надежности, любой дата-центр должен иметь несколько независимых соединений с интернетом. Помимо технических, законодательных и иных препятствий, для появления крупных дата-центров большим должно быть и количество пользователей интернета в Беларуси. Количество интернет-сервисов, которыми интересуются именно белорусские потребители, ориентированных на белорусских потребителей, должно быть больше. На сегодняшний день белорусский пользователь в большинстве своем использует русскоязычные, англоязычные сервисы, размещенные за пределами Беларуси. Только с решением всех обозначенных вопросов может появиться экономическая целесообразность строительства дата-центра.
 
Но ведь пользователи интересуются "тяжелым" внутренним трафиком – посмотрите на популярность файлообменников. Плюс, возможно, нет бесплатного доступа к белорусским ресурсам, поэтому и ресурсов соответствующих нет...

Файлообменники не заполнят дата-центр, не дадут вам заполнения всех стоек оборудования, не дадут вам экономической целесообразности для создания дата-центра. Да, вы загрузите все каналы, разместите какое-то количество серверов, но развития интернета от этого не произойдет.

Во сколько раз нужно увеличиться белорусскому интернету, сколько должно быть сервисов и пользователей, чтобы было рентабельным появление еще одного серьезного дата-центра, ориентированного на Беларусь?

Я считаю, что в Беларусь должны прийти крупные игроки, должны заинтересоваться в белорусских потребителях. Но ни один из крупных игроков с дата-центром не придет сюда до тех пор, пока здесь нет резервных каналов связи. Он не будет рассматривать это даже как возможность, пока у него не будет необходимого уровня надежности и резервирования.
Если самостоятельно создавать инфраструктуру стоимостью в миллионы и десятки миллионов долларов под то, что сюда придут размещаться другие компании, то срок окупаемости такого проекта будет очень большим.

Не так давно один из белорусских операторов ТСМ сообщил о приобретении провайдингового бизнеса компании Network Systems – это одна сделка из тех, которые публично были оглашены. Будут ли продолжаться такие сделки по слияниям-поглощениям, на ваш взгляд? Планирует ли кого-то приобретать или кому-то продаваться ADSL.BY?

Мы рассматривали такие предложения по покупке, и неоднократно. Network Systems – это не первая компания, которая прекратила осуществлять данный вид деятельности: на моей памяти, их было еще минимум три.
Кроме того, Network Systems – это не последнее предложение о покупке, которое поступало в том числе и нам. Сделка не состоялась по той причине, что инфраструктура компании Network Systems очень сильно разнится с нашей инфраструктурой, и поэтому интеграция их к нам была бы очень тяжела и нецелесообразна.

Один из ваших конкурентов заявляет, что ему не интересны провайдеры, которые не имеют собственной инфраструктуры, оказывают услуги по ADSL и так далее. Можно ли сказать то же самое о вас? Как вы считаете, провайдеры будут постепенно отходить от ADSL и строить собственную оптику, или все-таки ADSL в Беларуси еще активно развивается?

Я считаю, что рынок ADSL насыщен. Очевидно, что будет развиваться Ethernet, и это является одним из перспективных направлений. Что касается наличия собственной оптики и инфраструктуры, то мы всегда подходили к этому вопросу основательно: у нас есть собственная оптоволоконная сеть по всему городу, свое оборудование, все сделано нашими специалистами с должным уровнем качества. Все наши клиенты это оценивают. Возможно, какие-то бесплатные ресурсы мы не предоставили, но качественный интернет мы обеспечиваем всегда.
 
То же самое мы делаем и в Ethernet: мы строим свою оптоволоконную сеть до дома, строим свою инфраструктуру внутри дома, и делаем все основательно.

ADSL.BY долгое время "славился" своим подходом к анлимам – их в портфеле компании не было. Не так давно вы представили подобные тарифы. Насколько они оказались популярными? Планируете ли вы в дальнейшем полностью мигрировать на анлимы или оставить совсем небольшое количество ТП с учетом трафика? Как клиенты это восприняли, куда будет двигаться рынок?

Клиенты восприняли наши новые тарифы с анлимами позитивно. Они пользуются популярностью, потому что они достаточно выгодны. На момент запуска они были самыми выгодными на рынке, и ограничения, на самом деле, не были такими жесткими. Мы будем двигаться по пути снятия этих ограничений, и я считаю, что безлимитные тарифы в любом случае будут доминировать на рынке. Очевидно, что мы будем работать именно в этом направлении. Другой вопрос, что объективной возможности предоставить те тарифы абонентам, которые мы хотим, у большинства коммерческих операторов нет.
Можно долго рассуждать о том, что это происходит из-за большой цены на канал, но помимо цены на канал, помимо аренды канализации, телефонов и прочих платежей, которые мы выплачиваем, есть еще и розничная политика: если на рынке это продается по 10 тысяч белорусских рублей, то продать эту услугу за такие деньги я по определению не могу, потому что затраты на нее больше.

Когда пользователи начинают отвыкать от стопроцентной загрузки канала?

Есть два противоположных направления. С одной стороны, вы насыщаетесь какими-то сервисами – скачали весь интернет, разместили на своем винчестере, забили все флешки информацией и с большего удовлетворили свою потребность в фильмотеке и медиатеке – таким образом снизив потребление канала. Следующий вопрос заключается в том, что пользователь большее количество задач решает через интернет и, соответственно, большую активность проявляет. Поэтому вторая тенденция – это рост потребления.

Клиент также постепенно переходит на большие скорости – это так?

Нет, не так. Есть пользователи, которые переходят на более низкие скорости, если знают, что они удовлетворят свои потребности, сэкономив при этом 50 тысяч рублей, а есть и такие, которые с удовольствием переходят на большие скорости. Вверх сразу не растут.

Большой ли процент пользователей перешел с тарификации по трафику на анлим?

Да, большой.

Мы говорили о том, что политика "Белтелекома" влияет на весь рынок. Можно ли сказать, что конкуренция между провайдерами на рынке фактически исчезла и осталась конкуренция провайдеров с "Белтелекомом"?

Мне сложно назвать это конкуренцией: в моем представлении, это не конкуренция. Назовите это выполнением планов, прогнозных показателей или как угодно, но не конкуренцией.
 
Совсем недавно "Белинфоком" подписал соглашение с "Белтелекомом", где прописано снижение цен, отказ от демпинга, дальнейшие меры по сближению позиций... Насколько целесообразны эти меры? Повлияют ли они позитивно на рынок?

Эти меры никак не отразятся на телекоммуникационном рынке, с моей точки зрения, так же, как и подписание этого документа. Ничего не изменится: если система дает сбой, то и изменения должны быть системными.

Указ № 60 формально дает правовую возможность для создания в Беларуси альтернативного провайдера или даже нескольких. Если придет другой игрок, может ли ситуация радикально измениться?

Во-первых, ситуация быстро не поменяется, потому что помимо внешних интернет-каналов "Белтелеком" еще распоряжается массой другой инфраструктуры, которая является определяющей для провайдеров. В других странах, которые около десяти лет назад проходили тот же путь, внешний регулятор обязывал выполнить определенные действия компанию-монополиста. Благодаря этому появились игроки, которые начали создавать собственную инфраструктуру. Постепенно общее количество инфраструктуры связи и капитальных сооружений выросло на порядок.

То есть без серьезной стимуляции изнутри ничего радикального не произойдет? Рынок радикально не изменится?

Наоборот: без другой системы подхода ничего не изменится. Проживем в таком состоянии год-два, может быть, пять лет – вопрос в целях, которые перед нами стоят. Если цель – максимальное проникновение интернета от "Белтелекома", значит, так и будет. Если цель будет состоять в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы в отрасли, привлечь сюда инвестиции и предоставить максимальный выбор абоненту, тогда у нас будут другие задачи, которые по-другому будут решаться.

Вот с точки зрения абонента я бы хотел защитить "Белтелеком": пользователь за год получил ускорение в два раза, даже больше, за те же деньги. Понятно, что для рынка ситуация не очень здоровая, когда есть один игрок, но пользователя до поры до времени это не интересует. Силен ли отток ваших абонентов на "Белтелеком", на других операторов? Ведь на самом деле "Белтелеком" серьезно снижает цены, и большинство абонентов это воспринимает позитивно.

Абонент воспринимает это абсолютно нормально: то, что это радует абонента, - понятно, хорошо и позитивно. Абонента не интересует, что будет завтра – ему нужен доступный сервис сегодня, и это тоже нормально. А вот что будет завтра – это главный вопрос: будет ли "Белтелеком" зарабатывать деньги на то, чтобы делать капитальные реинвестиции? Он должен заработать деньги, должен вложить в развитие, построить новую инфраструктуру. Если он не зарабатывает деньги, то какой смысл в этом бизнесе, кто будет за это платить?
 
Давайте представим, что ничего не изменится. Каким образом будет развиваться рынок телекоммуникаций?

Я думаю, что на рынке однозначно будут крупные игроки: сохранение их на рынке в целом в интересах общества. Пока сложно представить себе бурное развитие в текущих условиях. Мне сложно представить себе диалог с крупным инвестором о больших вложениях в масштабное строительство, так как уровень затрат постоянно повышается, возврат инвестиций постепенно отодвигается.
 
Что хорошего принес отрасли указ № 60?

Количество новостей про отрасль связи не может не радовать. Каждый день у нас происходит что-то новое, и это хорошо.

-25%
-70%
-20%
-20%
-10%
-20%
-50%
-10%
-15%
-10%