154 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
Коллапс с водой в Минске
  1. «И линии нарисуем, и достойно ответим». В Москве прошла встреча Лукашенко и Путина
  2. Все умеют считать деньги — свои. А как насчет общих денег из кошелька страны? Проверим?
  3. Провизор дает шесть простых советов, которые помогут вам сэкономить на лекарствах
  4. Следственный комитет объявил в розыск Герасименю и Опейкина
  5. Почему из-за прорыва всего одной трубы сотни тысяч минчан остались без воды? Разбираемся
  6. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  7. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  8. МИД недоумевает по поводу заявления Литвы о возможной аккредитации посла США в Беларуси
  9. Внимание: синоптики предупредили о резком ухудшении погоды
  10. Посмотрели, что происходит сегодня в Чижовке, где вчера случилось коммунальное ЧП
  11. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  12. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  13. Покупатель с 50 тысячами долларов — король на рынке квартир в Минске. А королю не нужно спешить
  14. Мингорисполком назвал две версии аварии на водопроводе в Чижовке
  15. Поцелуй молодой пары попал на фото TUT.BY. Что с ней стало спустя три года?
  16. Прогноз от властей: каким будет курс доллара в ближайшие три года
  17. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  18. Самая красивая пара современной «фигурки»: выиграли ЧМ и счастливы вместе вне льда
  19. В подвешенном состоянии. История многодетной семьи из Бреста, которая готовится на три года отправить папу на «химию»
  20. Усилить защиту силовиков, ужесточить наказание за экстремизм. Какие изменения в УК поддержали депутаты
  21. Минчанка рассказала, как за неделю вырастила на балконе грибы и получилось ли на этом сэкономить
  22. «Нельзя отворачиваться от друга, чьи глаза закрываются в последний раз». Как пережить смерть любимого питомца
  23. СМИ выяснили, кто может быть четвертым фигурантом по «делу о госперевороте»
  24. «Все границы перешли!» Путин о «попытке госпереворота и убийства Лукашенко» в Беларуси
  25. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  26. Путин ответил на предложение Зеленского встретиться
  27. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  28. Украина вводит спецпошлину на белорусские автобусы и грузовики
  29. «Трупный яд попал к соседям через доски в полу». История Леонида, который убирает дома после смерти
  30. Мингорисполком отказал организаторам в проведении «Чернобыльского шляха»


Эпоха бурного роста независимой торговли средствами сотовой связи в Москве подошла к концу. В 2002 году число продавцов трубок впервые стало уменьшаться. Рынок мобильной розницы структурировался: теперь на нем доминирует десяток крупных игроков. Они скупают мелких конкурентов, доказывая, что сетевая торговля – единственный способ выживания.

Скромные $5000-$10000, инвестированные в середине 90-х в салон сотовой связи, спустя всего два-три года оборачивались золотым дождем. А потому неудивительно, что в 1998-2001 годах число точек, торгующих сотовыми телефонами, аксессуарами и контрактами сотовых операторов, росло в геометрической прогрессии. В период сотового бума в Москве даже стоящие на одном пятачке магазинчики приносили большую прибыль. Сейчас все изменилось. Из трех с лишним тысяч московских магазинчиков сотовой связи абсолютное большинство, по выражению бывшего директора по маркетингу компании МТС Игоря Тимофеева, "сковородочные": там одновременно торгуют "сковородками, котлетами, презервативами и телефонами". То, что такой бизнес перспектив не имеет, стало ясно, когда на рынке появились крупные игроки с большими оборотами, низкими ценами, мощной рекламой и фирменным стилем. У мелких дилеров ничего этого не было, конкуренции они не выдержали.

Начался период укрупнения. В финальной фазе – примерно через три-пять лет – московский рынок сотового ритейла, по-видимому, будет не отличить от западноевропейского. Например, от британского, где крупнейшая ритейловая компания Carphone Warehouse диктует условия пятерке сотовых операторов (торговец продает через свои салоны, которых у него около тысячи, примерно четверть всех pre-paid контрактов в стране) и поставщикам абонентского оборудования. Пока же столичный рынок сотовой связи далек от монополизации – сегодня это олигополия. По словам директора по рекламе торговой сети "Связной" Алексея Чеботка, из всех сотовых магазинов единые торговые марки объединяют лишь четверть – примерно 750 точек. А лидируют по количеству салонов всего четыре компании: "Техмаркет", "Евросеть", "Анарион" и образованная в марте 2002 года сеть "Связной", принадлежащая компании "Максус". Каждая владеет примерно сотней точек продаж. Торговцы "второго эшелона", с десятком-другим салонов сотовой связи, тоже хорошо заметны в Москве: Dixis, "Мобильные советы", "Мобитель", "БетаЛинк" – всего таких сетей около дюжины.

Какой же рынок делят розничные операторы? Алексей Чеботок говорит, что только сотовых телефонов в Москве продается 350 - 400 тысяч примерно на $50 млн. ежемесячно. В довесок к аппаратуре – около 300 тысяч контрактов, дающих торговцам еще около $6 млн. в месяц. И наконец, аксессуары. Только выручка от продажи чехлов для сотовых телефонов составляет в Москве примерно $5 млн. ежемесячно. Примерно такие же цифры приводит и управляющий торгового дома "Евросеть" Евгений Чичваркин. Он оценивает рынок трубок в $42 млн. ежемесячно. Еще $7-8 млн. приносит продажа аксессуаров. Как отмечает исполнительный директор компании Dixis Михаил Дорогов, сотовый салон, расположенный на бойком месте, до сих пор может рассчитывать выручить около $40 тыс. в месяц.

Зарабатывать на сотовой рознице можно по-разному. Как ни странно, наименее прибылен главный товар – сотовые трубки. "Иметь 8-10 процентов с продажи телефона сегодня считается хорошо, 15 процентов – очень хорошо",– отмечает Евгений Чичваркин.

Однако можно получать и больше: "Евросеть" в начале июля 2002 года органы МВД уличили в торговле "серыми" мобильными телефонами Motorola, субсидированными турецким оператором Turkcell. Прибыль, получаемая с каждой трубки, в данном случае исчислялась сотнями процентов: по некоторым данным, компания закупала "лоченые" телефоны по $20, взламывала их микропроцессоры и продавала уже по $100. "Таких телефонов у нас были единицы. Мы же официальный дистрибутор Motorola",– отмечает Евгений Чичваркин.

Впрочем, доходы от продажи субсидированных телефонов – явная часть минимизации затрат торговцев (так поступает большинство из них). Неявная же такова: практически все трубки поставляются в Россию контрабандно – без уплаты таможенных пошлин.

Средний сотовый салон лишь 15 процентов доходов получает от продажи мобильных телефонов. "Поскольку рынок насыщен,– говорит Алексей Чеботок, – все большая часть выручки приходится на другие товары и услуги: заключение контрактов приносит предпринимателю до 50 процентов доходов, аксессуары – еще 35 процентов". Суперрентабельный бизнес делают сотовики на аксессуарах. Если российские продовольственные розничные сети только-только стали задумываться о продаже товаров под собственной маркой (private label), то среди сотовых бизнесменов методика private label процветает уже не первый год. "Видите этот желтый шнурок с лейблом "Евросеть"? – спрашивает Евгений Чичваркин. – Его себестоимость – 12 рублей, а в нашей рознице он стоит 100 рублей. Рентабельность – больше 700 процентов. И люди берут охотно". Помимо шнурков "Евросеть" с 1999 года заказывает на Тайване прикуриватели, гарнитуры и другую периферию и продает их с изрядной наценкой в фирменных маркированных коробках.

"Место, место и еще раз место" – так определяют в "Евросети" главный фактор успеха отдельной сотовой точки. "Доход магазина зависит от местоположения более чем наполовину. Впрочем, помещение найти не так сложно, как получить регистрацию от операторов",– отмечает Алексей Чеботок (в частности, в правилах МТС и "БиЛайна" – устанавливать предельное минимальное расстояние от одной точки до другой.– ред.). "Помимо местонахождения салона важна его грамотная "раскрутка", комплексный подход к корпоративной маркетинговой поддержке",– добавляет Михаил Дорогов.

Несложно догадаться, что, руководствуясь именно этими правилами, сотовые торговцы устремились в престижные торговые центры в качестве субарендаторов. "Евросеть" обосновалась в открывающихся в столице "Пятерочках" ("К нашей витрине в одной из "Пятерочек" люди подходят раз в три минуты. Точка существует всего три дня, а уже заключает по три-пять контрактов в день", – хвалится Евгений Чичваркин). А "Анарион" занял площади в универсамах Spar.

Автор: Сергей Коляда

sota1.ru
-20%
-10%
-10%
-50%
-25%
-50%
-5%
-30%
-50%