Поддержать TUT.BY
66 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар
  2. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  3. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  4. А протесты — врозь. Почему Путин не будет гулять с автоматом и в России не запретят синие трусы
  5. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания
  6. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  7. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  8. «Куды ідзеш, Беларусь?» Тадеуш Кондрусевич провел «прощальную службу» в Минске. Как это было
  9. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  10. В квартирах хотят запретить держать некоторых животных. В планах — и ограничения по контактным зоопаркам
  11. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  12. В 2020-м году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  13. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  14. Что происходит в Беларуси 25 января
  15. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  16. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  17. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  18. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  19. Поддержать TUT.BY может каждый. Вот простой и полезный способ
  20. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  21. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  22. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  23. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  24. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  25. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  26. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  27. «Ответила: «Да». Ролик, где минчанин делает предложение, набрал около семи миллионов просмотров
  28. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  29. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  30. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям


Мария КУЧЕРОВА,

Несколько лет назад технический прогресс ворвался и в школы: на входе стали устанавливать электронные проходные, родителям — предлагать в режиме онлайн контролировать чуть ли не каждый шаг ребенка, классные журналы и библиотечный фонд — оцифровывать, а буфеты переводить на безналичный расчет. Никто не сопротивлялся этой "всеобщей информатизации". Однако цифрового штурма так и не произошло. Школы, куда можно пройти только по электронной карточке, так и остались экзотикой, кое–где и вовсе отказались от современных технологий. Почему?

"Штурм", который лопнул?

В минскую гимназию № 5, куда еще год назад без электронного пропуска нечего было и нос совать, я прошла без всяких заминок. Никто даже не поинтересовался, кто я, куда и зачем.

— Электронная проходная давно не работает? — спрашиваю у школьников.

— Какая проходная? — удивляется пятиклассница.

— У вас разве нет электронных карточек–пропусков?

— Так мы ими уже несколько месяцев не пользуемся...

В 21–й гимназии картина другая: магнитный замок по принципу домофона на входной двери, по всему периметру здания — 8 камер. На вахте дежурит дневной сторож, записывая в журнал посетителей без карточек. Но в 16.00 ее смена закончится, компьютер выключат и замок перестанет работать...

— Первое время проблем с этой проходной было немало, — рассказывает директор гимназии Александр Казакевич. — Четыре раза выходили из строя датчики, которые считывают информацию со смарт–карты: не выдерживали потока детей. Сложно было и найти работника со знанием компьютера, который бы за 200 — 300 тысяч рублей в месяц 8 часов "контролировал" электронную проходную. Кроме того, дети постоянно забывают или теряют пропуска. Один наш одиннадцатиклассник умудрился 5 раз потерять! Но, несмотря ни на что, система заработала и проблему безопасности мы решили. Для нас это актуально, ведь школа рядом с кольцевой дорогой и раньше было много инцидентов: то пальто у учителя украли, то ребенка напугали, однажды за один урок сняли 6 звонков. Конечно, плохо, что проходная не работает вечером и в выходные дни, ведь проводится много внеклассных мероприятий. Но в штатном расписании нет дополнительной ставки ночного сторожа...

Увы, факт: попытка применить любое программное новшество в школе тянет за собой если не ту, так другую проблему. И вместо оптимизации получаются дополнительные трудности. Вроде бы электронный журнал, в любой момент доступный родителям, — позитивный момент. Но кто его будет заполнять? Классные руководители в свои окна? Так это не входит в их обязанности и дополнительно не оплачивается. Только лишняя головная боль. Но самое главное, система работает "сама на себя" (обычный журнал ведь никто не отменял) и требует все новых и новых средств, стоимость услуги для каждой семьи — 10 тысяч рублей.

— На программный комплекс "школьный журнал" и "sms–информатор" у нас уже не хватило денег, — объясняет Александр Семенович. — Но такую услугу нашим родителям предложил индивидуальный предприниматель. Каждый день в 3 часа дня приходит девушка, берет классный журнал, выписывает оценки и через интернет рассылает sms–сообщения родителям, которые "подписались". Таких у нас — 80 человек из 970.

Активнее всего за информационные технологии взялись в 13–й гимназии. На входе установили турникет. Стоит ученику пройти через него, родители (опять же за дополнительную плату) автоматически получают сообщение на мобильник: пришел во столько–то, ушел тогда–то.

Компьютер со всей этой информацией стоит прямо в гардеробе, так что надобности в стороже нет. После 7–го урока палки турникета опускают, чтобы дети не создавали на выходе толпу в фойе. Есть и электронный журнал. Хотя в нем заинтересованность тоже невелика — всего 30 семей проверяют оценки своих чад через интернет.

— К слову, помимо оценок и домашнего задания, в электронную базу мы вносим информацию о здоровье школьников, их физическом развитии, — перечисляет заместитель директора по учебной работе 13–й гимназии Наталия Кириенко. — То есть для нас внедрение программных комплексов — это больше возможность автоматизировать рутинную бумажную работу администрации, учителей, библиотекаря, медработника.

Все это вполне доступно для любой школы, уверены в 13–й гимназии, особенно если сравнивать с капитальным ремонтом здания. В таком случае, что тормозит процесс?

Возможности без желания

— Четыре года назад, когда мы начинали внедрять программную систему "Перспективная школа", в Москве было только две школы, в которых установили электронные проходные, у нас — 7 — 8, — вспоминает заместитель директора филиала "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ" Михаил Зеков. — Сегодня в Москве уже 500 "автоматизированных" школ, а у нас так все и осталось на уровне эксклюзива. Проект фактически заглох. Почему? Информационные ресурсы тяжело внедрять без административного ресурса. Это должно быть регламентировано. А так в школах говорят: нам это создает лишнее неудобство и напряжение. Сейчас мы на общественных началах поддерживаем те учебные заведения, с которыми когда–то начинали. У кого есть стремление — у того все работает (в 22–й гимназии, например, даже электронные карточки сами научились делать!). А у кого желания особого нет, там все в результате осталось по–старому.

Электронная проходная и прочие школьные премудрости задумывались как первый этап. Потом планировалось запустить и образовательные программные комплексы. Удается это единицам. Например, в ближайшее время в 13–й гимназии собираются внедрить так называемую систему распределенного учебного процесса. Идея в том, что ученик может зайти на школьный сервер со своего домашнего компьютера и выполнить тестовые задания (пока только по русскому языку). Знания и интеллектуальный рост будет контролировать учитель. Сейчас как раз набирают желающих участвовать в эксперименте...

К слову, даже смарт–карты изначально связывали вовсе не с электронными проходными. Предполагалось, что на них, как в России, будут "нанизываться" всякие умные сервисы. Скажем, проездной, карточка для оплаты школьных завтраков, дневник, пропуск в школу, читательский билет... Дошли только до "электронного буфета" и только в паре школ, например во 2–й минской гимназии. Да и тут новация не продержалась: разнобой в системе расчетов не очень–то устраивал комбинат школьного питания...

Наверное, есть некая грань, когда информационные технологии из "облегчающих" и "оптимизирующих" превращаются в "затратные" и "усложняющие". Было бы интересно вместе с заинтересованными лицами, которые так много говорят о "цифровом штурме" в школах, определить этот рубеж: где он зависит от технической оснащенности, где от компетентности педагогов, где от желания, где от возможностей? Или правы иные родители, когда говорят: "Слишком хорошо — тоже плохо"?

Компетентно

Начальник центра информационных ресурсов системы образования Минского городского института развития образования Оксана Минич:

— В каждом районе города есть как минимум одна школа, где этот проект в той или иной степени реализуется. Система хороша тем, что родители могут через интернет войти на школьный сервер и под своим индивидуальным логином и паролем посмотреть личную страничку ребенка: его пропуски, оценки, домашнее задание, успехи, замечания учителей и прочее. Со временем мы планировали подключить и другие школы. Почему планы не реализовались? Во–первых, это очень дорогостоящий проект, на который деньги выделяются по остаточному принципу. Электронная проходная — не первой необходимости оборудование. Сегодня компьютер с интернетом есть не у каждого педагога. И учебного оборудования не хватает. Есть более актуальные нужды школы, требующие капиталовложений. А в Москве "карта учащегося" — это отдельная городская целевая программа, которая финансируется и всячески поддерживается. Хотя и там проект должен охватить не всех, а только 15% жителей города... Есть у нас и другая проблема — кадровая. Сегодня проект "Перспективная школа" держится на энтузиазме учителей информатики, но они не обладают достаточной технической подготовкой, чтобы разбираться во всех тонкостях современных информационных систем, а главное, учитель должен преподавать свой предмет, а не осваивать все новшества IТ–технологий. Любое серьезное программное обеспечение требует работы специалиста. Нужны системные администраторы, инженеры, которые бы поддерживали и обслуживали новое оборудование. А не так, что программу установили, инженер компании–производителя в общих чертах рассказал, как должна работать система, а дальше, как говорится, сами разбирайтесь или звоните в отдел техподдержки. Да, есть в некоторых учебных заведениях инженеры–программисты, но их зарплата так мала, что они не возьмутся за дополнительную работу. А нагружать учителей на общественных началах мы не имеем права... Эти проекты получат продолжение, но не сразу и не быстро.
-10%
-20%
-20%
-23%
-20%
-19%
-10%
-33%
-20%
-20%