147 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  2. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  3. Посольство США в Беларуси прокомментировало задержание Юрия Зенковича
  4. Эту красотку называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  5. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  6. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  7. «Гомсельмаш» пригласил на работу 400 рабочих российского завода-банкрота. Откуда столько вакансий
  8. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  9. Правительство запретило вывоз из Беларуси пшеницы, гречихи, кукурузы и других злаков
  10. «Это недопустимо». Григорий Василевич — об идее ограничить возраст для голосования 70 годами
  11. «Я решил отвечать соразмерно». Байден заявил, что выбрал мягкий вариант санкций против России
  12. Переговоры с Мишустиным и новые законы. Что происходит в Беларуси 16 апреля
  13. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  14. «Вы будете петь вместе с ангелами, и твой голос будет звучать, как всегда, ярко». В Минске простились с Леонидом Борткевичем
  15. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  16. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  17. В Минск прилетел премьер-министр России. Лукашенко на встрече анонсировал встречу с Путиным
  18. Курсы доллара и евро заметно падают. Что происходит на валютном рынке
  19. Какой уровень холестерина в крови небезопасен и чем он грозит? Врач отвечает на частый вопрос
  20. В выходные чуть потеплеет, на следующей неделе — похолодание и дожди
  21. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  22. Прокурор попросил два года ограничения свободы для Тимы Белорусских по «наркотической» статье
  23. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  24. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  25. «Падает мотивация платить налоги». Белорусы плохо разбираются в бюджете. Вот к чему это может приводить
  26. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  27. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  28. БГУ не продлевает контракт с Еленой Лаевской (ее сын Дмитрий защищает Виктора Бабарико)
  29. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  30. Разбираемся с подержанными «китайцами». Что интересного можно купить?


Недавно двое белорусских предпринимателей получили патент на новую бизнес-модель для IT-сферы. Суть модели заключается в том, что при ее внедрении конечный пользователь получает возможность арендовать софт (или игры, музыку), не внося за это денежных средств. Оплата производится просмотром рекламы или заполнением каких-либо анкет, соцопросов и т.п. Фактически, деньги начинают вращаться между тремя пунктами: разработчиком, сторонним рекламодателем и, так называемым, "Центром аренды", который непосредственно и занимается дистрибуцией товара (подробнее об этом рассказывается здесь).

Авторами запатентованного метода являются два белорусских программиста и предпринимателя - Лев Матвеев и Александр Акимов, некогда руководившие крупной белорусской компанией "СофтИнформ". Как рассказал Матвеев, в свое время эта организация занималась разработкой ПО, в том числе, в сфере юриспруденции и обслуживания баз данных. После инцидента с белорусскими властями, в результате которого Матвеев и Акимов лишились и бизнеса, и средств, у них не осталось ничего, кроме идей. Два года Матвеев и Акимов занимались разработкой различных бизнес-планов и изучением патентного права. Результатом этой работы стала вышеупомянутая бизнес-модель, о которой один из авторов рассказал "Компьюленте". Приводим сокращенный вариант интервью со Львом Матвеевым. С полным вариантом можно ознакомиться здесь.

- Прежде всего, хотелось бы знать, была ли запатентованная вами программа уже кем-то востребована?

- Мы запатентовали не программу, а метод. Программная реализация не столь сложна, главное - идея. А что до востребованности, то патент только-только выдан, и пока предложений не поступало. На сегодняшний день мы занимаемся продвижением метода. В Росии и еще девяти странах патент на него уже действует, и, как следствие, если кто-то захочет создать такой центр аренды, то без нас ему не обойтись.

- Правильно ли будет сказать, что плата за аренду ПО и другой информации выражается в кликах на баннеры?

- В принципе, можно сказать и так. Но только предлагаемая нами модель предусматривает еще расчет, например, просмотром e-mail, заполнением анкет соцопросов и т.д. Словом, любая информация, которая будет затребована так называемым рекламодателем, может идти в зачет. Например, развлекательному ресурсу, захочется собрать анекдокты для публикации. Пожалуйста - предоставил пользователь анекдот, и ему в зачет пошло некоторое количество виртуальных денежных единиц (или условных единиц). А если уж говорить про баннеры - они тоже возможны, но имеют ряд преимуществ по сравнению с известной онлайновой рекламой. Во-первых, никакая баннерорезалка не обрежет рекламу. Во-вторых, психологически пользователь будет воспринимать это граздо лучше, чем рекламу в онлайне. В-третьих, просматривать рекламу можно в любое время а не только во время работы с программой (как, например, в adware-программах), причем эффективность просмотра в оффлайне будет не ниже, чем в онлайне - об этом тоже чуть позже, чтобы сразу не перегружать информацией. И еще: арендовать можно не только ПО, но и, например, музыку (mp3).

А про баннеры мы говорим только из тех соображений, что это наиболее распространенный вид представления рекламы, допустимый в онлайне. Перенос рекламы в оффлайн позволит использовать другие форматы представления информации. Небольшого размера видео-ролики и, особенно, мини сайты, позволят пользователю получить больше информации. Все это в совокупности увеличит отклик на рекламу. Причем неважно, будут ли рекламироваться онлайне ресурсы или непосредственно товары.

- Вот, как раз самое интересное - это оффлайн. Каким образом можно добиться того, чтобы человек просматривал рекламу в оффлайне?

Ну, если объяснять примитивно, то можно сказать так: при связи с Интернетом откачивается рекламная информация с рядом установок (например, до какого числа имеет смысл показывать, как часто напоминать о том, что пользователь еще что-то не просмотрел, и т.д. Причем ряд параметров настраивает сам пользователь, а часть - рекламодатель).

Например, я выбрал просмотр рекламы не во время работы с программой, скажем, с калькулятором, так как меня она раздражает, когда я подсчитываю, сколько потратил за последнюю неделю, а в отдельное время, и желательно в оффлайне, дабы не тратить лишние денежки. Специальный модуль запускается в оффлайне, и по мере просмотра рекламы он в мой виртуальный кошелек заносит виртуальную денежку. Причем просмотр автоматизировать нельзя, то есть накрутить счетчик показов не удастся. Для того чтобы обработка рекламы была пользователю зачтена, пользователь должен ее действительно обработать.

- Просмотр, стало быть, тоже "оплачивается"?

- Естественно. Хотя это не к патенту, а к методике расчетов за рекламу. Ведь, например, если мы рекламируем стиральный порошок, то главное, чтобы человек (и лучше женщина, а не мужчина) просмотрел(а) ее раз 10 - авось и купит. На этом и основана телевизионная реклама. Кстати, если вам интересно, могу привести результаты наших исследований причин, по которым в Рунет не идет крупный рекламодатель (те же женские колготки, памперсы и т.д.).

- А именно?

- Во-первых, малое количество показов и небольшой охват аудитории... В итоге, телевидение проще. Как косвенное подтверждение тому, на ТВ рекламируется все подряд, а в Рунете процентов на 80 рекламируется сам Рунет.

Вопрос-то в чем? Пользователей компьютеров у нас больше, чем пользователей Интернета. Вряд ли средний пользователь проводит в Интернете более 30 процентов от общего времени работы за компьютером. Как следствие этого , аудитория онлайновых ресурсов снижается во много раз. А вот если бы человек мог в качестве платы за игрушку не деньги платить, а полчаса просматривать рекламу, то вряд ли он стал бы искать крэки, пиратов и т.д. Данная методика технически предусматиривает и распространение CD - просто все запускается из специальной оболочки. Итак, резюме: первая причина нежелания массового рекламодателя (Orbit, памперсы, кетчуп и т.д.) хотя бы часть рекламного бюджета с ТВ перекинуть на Интернет - это маленький охват.

Имиджевая реклама (то есть показы) в онлайне неэффективна. Условно говоря, та же реклама стирального порошка, ибо, если я увлечен просмотром страницы, я просто этого не замечу. В оффлайне же я предпочту отдельно смотреть рекламу, а отдельно работать.

Третья причина - это отсутствие таргетинга. Может, это и нескромно, но лично я считаю, что весь пресловутый таргетинг в онлайне - это просто работа с куками, и больше ничего.

Наиболее сильные онлайновые рекламные площадки - это поисковики и крупные порталы. Но туда, в основном, заходит, все-таки, слегка продвинутый пользователь (а уж про метапоисковики пока вообще промолчим). В итоге, эту рекламу видят только люди, приближенные к ИТ-индустрии. А их жены (потребители косметики и стирального порошка) - нет. Современные способы рекламы в онлайне сейчас ничего более не оставляют. В итоге, памперс со сникерсом не идут, а hi-tech рекламодатели диктуют свои условия игры.

Очень важен и психологический фактор. Если пользователь уже согласился обрабатывать рекламу в обмен на использование арендуемых приложений, то он не будет испытывать такого отвращения к ней, как при обычном просмотре в Интернете. Мало кому приятно мелькание баннеров перед глазами в самый неподходящий момент. Особенно, если реклама на них, в принципе, неинтересна. Совсем другое дело, если я соглашаюсь обрабатывать рекламу и мало того - выбираю ее тематику. Это повышает эффективность таргетинга.

Есть еще одна тонкость - рекламу можно обрабатывать в отрыве от работы с арендуемым приложением. То есть, загрузил специальный модуль, отвечающий за обработку рекламы и работай с ним. А после - загружай программу, и работай с ней безо всякого раздражения.

Вследствие того, что аудитория будет массовой, сменится класс рекламодателя (в смысле, появятся и сникерсы с памперсами, а не только Intel и Sun). А по нашим наблюдениям, именно те фирмы, которые рекламируют товары для семьи и дома, как раз и тратят максимальные средства на рекламу, и им нужны именно обыкновенные люди, а не hi-tech аудитория. Тем более, что в первое время та же домохозяйка, на мой взгляд, будет воспринимать рекламу от центра аренды лучше чем на ТВ - все новое всегда идет лучше. А главное, новое должно быть новым по сути, а не в косметическом плане.

- В конечном счете получается, что через арендное бюро проходят деньги от рекламодателя к производителю, а пользователь не платит... им. Зато он много платит провайдеру. Без Интернета, в принципе, не обойтись? Схема работает только при условии очень высокого процента "интернетизации" населения?

- С учетом технической реализации скачивания рекламы, Интернета-то надо очень мало. Даже при соединении с Интернетом со средней скоростью 33,6 кбит/с и не очень хорошей связью, мегабайт скачается за пару минут, а это явно не один баннер, не одна анкета и не одна страничка, на которую перешли по клику.

Ну и потом, почему все зациклились именно на баннерах? Можно же проводить и анектирование, конкурсы и еще много вещей. Часто это дает больший эффект, чем реклама в виде баннеров. А для этого как раз не надо много Интернета.

Высокий процент интернетизации тоже не нужен. Как правило, если компьютер стоит дома, то хотя бы раз в пару дней люди забирают почту. И соединение в лишние пару минут они вряд ли заметят - ведь им это невручную делать приходится.

- А насколько окупаем такой метод? Не вызовет ли он подозрений у бизнесменов, которые, как известно, предпочитают привычное и не торопятся внедрять у себя всевозможные нововведения? Насколько велик риск при переходе на такую систему?

- На наш взгляд, для той фирмы, которая первой внедрит эту программу, все будет вполне окупаемо. Безусловно, первоначальные вложения нужны, но большая часть их необходима только на первом этапе. Далее потребуется не так уж много.

Для России с ее пиратством это очень актуально. Да и для иностранцев тоже: покупать за деньги, к примеру, 10 программ, каждой из которых пользуешься по два часа в месяц, накладно, а вот за просмотр рекламы получается и недорого, и проще выбирать.

Сам центр, естественно, взимает коммисионные. Все можно очень даже неплохо автоматизировать. Поэтому мы думаем, что прибыль появится уже где-то через полгода после внедрения системы. Поэтому-то мы и затратили деньги на патент, а сейчас, получив его в СНГ, подаем в США и PCT - сроки нам еще позволяют.

Теперь второй вопрос. Да, недоверие ко всему новому, безусловно, есть всегда. Однако риск создания такого центра, на самом деле, не так уж и велик - на него не требуется многомиллионных вложений. Тем не менее, риск во всем новом, конечно, присутствует. Поэтому мы решили начать продвижение патентов там, где они уже действуют - в Росии, Казахстане и т.д.

С точки зрения разработчика, методика вполне выгодна по нескольким причинам. Одна из них - продвижение. Например, простой разработчик или небольшой коллектив единомышленников разработал какую-то полезную программу. А вот как ее продвигать - вопрос, и потому, в лучшем случае, она выкладывается на shareware, где долго пылится или взламывается, а чаще всего переводится во freeware, чтобы хоть рекламу себе создать. Такая ситуация наиболее часто возникает с оффлайновыми приложениями. Впрочем, и судьба онлайновых программ порой бывает не лучше - для многих большой удачей становится продвижение adware (со встроенной рекламой). Впрочем, adware также обречены - много рекламы в них не накрутишь, а потому заработать на них практически невозможно.

Наша методика позволяет разработчикам продвигать свой софт. Поскольку технологии позволяют обрабатывать рекламу не только в онлайне, но и в оффлайне (эффективность практически одинакова), появляется возможность сдавать в аренду любые полезные программки, например, калькуляторы, программки для замены кириллицы на латиницу, компьютерные игры, в конце концов. Таким образом, расширяется круг пользователей. В их число попадают даже те, кто с Интернетом имеют дело нерегулярно, то есть люди, которые являются, скорее, оффлайновыми пользователями.

Конечно, крэки будут и здесь - для особенно принципиальных ненавистников рекламы. Но большинство пользователей, особенно тех, кто в Интернете бывают нечасто, не станут тратить время на поиски крэка, которого может и не оказаться, а предпочтет это время потратить на обработку рекламы. Опять же, работать с лицензионным продуктом все же надежнее.

Крупный разработчик также не откажется от новой методики продвижения, тем более, что она не будет противоречить продажам.

Что касается игр, то они могут распространяться не через Сеть, а и на обычном CD, в который встроен дополнительный программный модуль для обмена данными с центром аренды. При запуске CD этот модуль потребует соединения с центром аренды и откроет аккаунт для нового пользователя. Дешевые, фактически по себестоимости самого носителя, оригиналы позволят более успешно противостоять 'пиратcким' копиям.

- А нет ли вероятности, что этот метод встретит чье-то ожесточенное сопротивление? Если это позволит более эффективно внедрять инновации не только "гигантам" вроде Microsoft, но и маломасштабным производителям, не начнут ли крупные корпорации оказывать противодействие?

- Вопрос философский. Но только как они смогут противодействовать? Способ только один - выкупить у нас патент и зарыть глубоко в землю. Кроме того, в первую очередь, рассматривается софт для домашнего и индивидуального пользования, например, те же игрушки, download-менеджеры и интернет-приложения. Вполне возможно, такая методика вытеснит халтурщиков, у которых главная цель в получении денег, а потом - хоть трава не расти. Разработчик больше не сможет, выпустив софт и получив денежки с энного числа пользователей, спокойно лежать на печи и брать доплату за новые версии, пользуясь тем, что переходить на другой софт пользователю тяжко, - обидно терять заплаченные деньги.

В перспективе, я думаю, весь софт, за редким исключением, можно будет на такой основе использовать. Вопрос - в цене софта. ПО стоимостью до 100 долларов вполне рентабельно распространять таким образом. Пусть пользователь приносит полбакса, но каждый месяц, - таких пользователей все равно окажется гораздо больше, нежели тех, кто готов заплатить 100 долларов сразу. А вот с софтом стоимостью 50 тысяч долларов это уже бессмыслено.

Момент торможения прогресса крупными корпорациями безусловно есть. Тем не менее, они просто не в состоянии всему противостоять. И по ряду моментов им приходится идти на уступки. Еще давно я для себя вывел закон: если делается продукт в два-три раза лучше (быстрей, красивей и т.д.), чем существующий, то он не прорвется - задавят. А вот если делается продукт в 10-100 раз лучше, то он прорывается на рынок вопреки мнениям всех аналитиков и желанию или нежеланию крупных фирм.

- Насчет "лежания на печи": корпорации считают, что продукт через некоторое время просто перестает окупаться, а потому - взвинчивают цены на каждую новую версию своих программ. Вы полагаете, что ваш метод поспособствует вынужденому отходу от подобной практики?

- Я надеюсь, да. Чем меньше порог необходимых инвестиций в организацию бизнеса, тем качественнее он становится благодаря конкуренции. Сейчас требуется вложить достаточно серьезные суммы для раскрутки нового продукта. И все из-за того, что надо заставить пользователя отказаться от предыдущего продукта, еще и теряя при этом деньги, оплаченные за предыдущий проект. Я надеюсь, что наша методика сможет дать реальную возможность независимым разработчикам и командам конкурировать с крупными корпорациями, а тогда и они станут работать качественнее. В общем, самое главное - конкуренция, ведь именно она двигатель прогресса.

- И снова о корпорациях: есть ли какие-нибудь точки соприкосновения или пересечения с идеей платформы .Net? Не планируете ли вы сотрудничество все с той же Microsoft, которая тоже собирается сдавать в аренду свое ПО?

- Пересечения с Microsoft, как такового, нет. Хотя они где-то достаточно близко к этому находятся. А вот в плане сотрудничества мы только "за".
-10%
-15%
-20%
-20%
-30%
-20%
-10%
-50%
-15%
-15%