Научный руководитель Института мозга человека Российской академии наук Наталья Бехтерева в статье в газете "Московские новости" раскрыла некоторые секреты умственного долголетия. Академик доказала, что внутренняя сила мысли, процесс творчества могут не только помочь преодолеть физические недуги, но и значительно продлить жизнь.
Ставьте перед собой сверхзадачи!
Долголетние наблюдения показали, что под влиянием сверхзадач постепенно восстанавливаются те возможности организма и мозга, которые казались почти или совсем ушедшими вместе с годами. Эти представления о безвозвратной утрате возможностей, как-то изучение языков, освоение специальностей как будто прекрасно подтверждаются морфологическими данными об изменениях в мозге, связанными со старением.
Именно на "статистической" основе старения не только организма, но и мозга во многих странах введены социальные возрастные ограничения для работы на определенных должностях, в том числе и в областях, связанных с умственным трудом.
"Однако обобщение моего опыта в науке, —— пишет Н.Бехтерева, —— и в психофизиологии в частности, дает мне основание утверждать, что Ренессанс творческого потенциала возможен в принципе, так как на протяжении всей жизни человека его мозг охраняется собственным мощным тренировочным механизмом —— тотальной активацией при встрече с каждой новизной, широко изученным ориентировочным рефлексом "что такое?". Ренессанс разовьется при важной, неотменяемой "встрече" индивидуума со сверхзадачей".
Сверхзадачи иногда ставит сама жизнь, они возникают перед нами, вызывая дилемму: "принять или не принять". И сверхзадачу можно принять или даже смоделировать. А также иногда (хотя и нечасто) нельзя не принять. Но бывает, что человек сталкивается со сверхзадачей и отказывается ее решать, не принимает этот вызов. И это путь в старость.
Сверхзадачу нельзя решить по стереотипу, "матрицы решения" нет, ее надо решать каждый раз заново, и успех становится победой над устоявшимися за жизнь стереотипами. Мозг при этом активируется и обеспечивает необходимыми условиями себя и весь организм. "Думанье" приводит к улучшению жизни. Хорошая память, замечает Н.Бехтерева, очень удобна, но не абсолютно обязательна, хотя ее попутное восстановление при выполнении сверхзадач обычно происходит.
Анатомия творчества
Творчество всегда возникает в процессе какой-то деятельности; правильно также сказать, что творчество поднимает любую деятельность на качественно новый уровень, вовлекая дополнительные возможности мозга. Творчество очень трудно, если не невозможно отделить от сопутствующих видов деятельности. И все-таки современное сочетание психологических подходов и новых технологий позволяет обнаружить в мозге зоны, наиболее тесно связанные именно с творческим процессом.
Структуры мозга, которые дополнительно активируются при решении творческой задачи, имеют прямое отношение к различным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени и пространстве, проявлениям личности. В то же время они влияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции. В возможности ряда из этих структур входит обеспечение эмоций, регуляция автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т. д.
"Полагаю, что именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда "умные живут дольше". Оживает мозг, оживает организм. Существующие связи между клетками и структурами мозга становятся более активными, образуются новые связи и, скорее всего, новые клетки, нейроны", — утверждает Наталья Бехтерева.
Опасность стереотипов
Сверхзадача вызывает целую гамму эмоций, причем вряд ли, особенно сначала, положительных ("не могу", "поздно" и т. д.). Но независимо от первоначального знака эмоций под ее влиянием состояние мозга меняется, и, как правило, процесс развивается при одновременном развитии положительных эмоций. На этом фоне творческая личность преодолевает захватившие мозг стереотипы и открывает дорогу возрождению, запуская положительную обратную связь "мысль — состояние мозга — состояние организма".
Чем хорош, чем плох стереотип, когда нужно его подкреплять, а когда преодолевать? Наталья Бехтерева считает, что если активно не поддерживать физическое состояние организма, человек автоматически начинает облегчать себе существование, все больше переходя на стереотипы. В этом случае мозг все больше использует принцип обеспечения жизнедеятельности на основе так называемых меченых линий. В мозге как будто бы прокладываются рельсы, по которым от станции к станции идет возбуждение, но при этом остальная часть "простаивает".
Сверхзадачи и запуск системы "мысль — мозг — организм" особенно необходимы тем, кто всю жизнь занят умственным трудом. Пренебрегать реальной возможностью ренессанса мозга для общества — расточительство, а для личности — почти самоубийство. Конечно, ни сверхзадачи, ни творчество не обещают физического бессмертия, однако активное долголетие при прочих равных условиях реально.

Долголетние наблюдения показали, что под влиянием сверхзадач постепенно восстанавливаются те возможности организма и мозга, которые казались почти или совсем ушедшими вместе с годами. Эти представления о безвозвратной утрате возможностей, как-то изучение языков, освоение специальностей как будто прекрасно подтверждаются морфологическими данными об изменениях в мозге, связанными со старением.
Именно на "статистической" основе старения не только организма, но и мозга во многих странах введены социальные возрастные ограничения для работы на определенных должностях, в том числе и в областях, связанных с умственным трудом.
"Однако обобщение моего опыта в науке, —— пишет Н.Бехтерева, —— и в психофизиологии в частности, дает мне основание утверждать, что Ренессанс творческого потенциала возможен в принципе, так как на протяжении всей жизни человека его мозг охраняется собственным мощным тренировочным механизмом —— тотальной активацией при встрече с каждой новизной, широко изученным ориентировочным рефлексом "что такое?". Ренессанс разовьется при важной, неотменяемой "встрече" индивидуума со сверхзадачей".
Сверхзадачи иногда ставит сама жизнь, они возникают перед нами, вызывая дилемму: "принять или не принять". И сверхзадачу можно принять или даже смоделировать. А также иногда (хотя и нечасто) нельзя не принять. Но бывает, что человек сталкивается со сверхзадачей и отказывается ее решать, не принимает этот вызов. И это путь в старость.
Сверхзадачу нельзя решить по стереотипу, "матрицы решения" нет, ее надо решать каждый раз заново, и успех становится победой над устоявшимися за жизнь стереотипами. Мозг при этом активируется и обеспечивает необходимыми условиями себя и весь организм. "Думанье" приводит к улучшению жизни. Хорошая память, замечает Н.Бехтерева, очень удобна, но не абсолютно обязательна, хотя ее попутное восстановление при выполнении сверхзадач обычно происходит.
Анатомия творчества
Творчество всегда возникает в процессе какой-то деятельности; правильно также сказать, что творчество поднимает любую деятельность на качественно новый уровень, вовлекая дополнительные возможности мозга. Творчество очень трудно, если не невозможно отделить от сопутствующих видов деятельности. И все-таки современное сочетание психологических подходов и новых технологий позволяет обнаружить в мозге зоны, наиболее тесно связанные именно с творческим процессом.
Структуры мозга, которые дополнительно активируются при решении творческой задачи, имеют прямое отношение к различным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени и пространстве, проявлениям личности. В то же время они влияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции. В возможности ряда из этих структур входит обеспечение эмоций, регуляция автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т. д.
"Полагаю, что именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда "умные живут дольше". Оживает мозг, оживает организм. Существующие связи между клетками и структурами мозга становятся более активными, образуются новые связи и, скорее всего, новые клетки, нейроны", — утверждает Наталья Бехтерева.
Опасность стереотипов
Сверхзадача вызывает целую гамму эмоций, причем вряд ли, особенно сначала, положительных ("не могу", "поздно" и т. д.). Но независимо от первоначального знака эмоций под ее влиянием состояние мозга меняется, и, как правило, процесс развивается при одновременном развитии положительных эмоций. На этом фоне творческая личность преодолевает захватившие мозг стереотипы и открывает дорогу возрождению, запуская положительную обратную связь "мысль — состояние мозга — состояние организма".
Чем хорош, чем плох стереотип, когда нужно его подкреплять, а когда преодолевать? Наталья Бехтерева считает, что если активно не поддерживать физическое состояние организма, человек автоматически начинает облегчать себе существование, все больше переходя на стереотипы. В этом случае мозг все больше использует принцип обеспечения жизнедеятельности на основе так называемых меченых линий. В мозге как будто бы прокладываются рельсы, по которым от станции к станции идет возбуждение, но при этом остальная часть "простаивает".
Сверхзадачи и запуск системы "мысль — мозг — организм" особенно необходимы тем, кто всю жизнь занят умственным трудом. Пренебрегать реальной возможностью ренессанса мозга для общества — расточительство, а для личности — почти самоубийство. Конечно, ни сверхзадачи, ни творчество не обещают физического бессмертия, однако активное долголетие при прочих равных условиях реально.
Елена СПАСЮК