152 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  2. В Минске с утра заметили силовиков и спецтехнику. У Академии МВД — десятки людей со щитами
  3. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта
  4. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  5. Зеленский предложил Путину встретиться на Донбассе
  6. «Однушки» — от 170 долларов. Что сейчас происходит на рынке аренды квартир в Минске и что дальше
  7. Какие курсы доллара и евро установили обменники 21 апреля
  8. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  9. Суперлиги пока не будет. Большинство клубов отказалось от участия
  10. Отдых в пандемию: можно ли съездить в автобусный тур и обязательна ли самоизоляция после возвращения
  11. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  12. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля
  13. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  14. В Совбезе говорят о десятках военных учений у границ Беларуси. Разбираемся, в чем дело
  15. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  16. В Минске заметили эксклюзивный внедорожник с клиренсом полметра и ценой почти полмиллиона евро
  17. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  18. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  19. Водитель автобуса передал пассажирам по громкой связи «привет от политзаключенных». Итог: 15 суток
  20. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги
  21. «В пандемию люди соскучились по общению». В Минске открылся клуб с настолками и баром, сходили туда
  22. Мингорсуд оставил в силе приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле» — 19 мая она должна выйти на свободу
  23. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  24. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  25. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  26. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  27. «Согласился с обвинением». Что сказали в суде предшественник Бабарико на посту главы банка и преемник
  28. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  29. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  30. Макей: Мы хотели бы иметь ясность, в каком статусе госпожа назначенный посол намерена работать в Беларуси


фотоВ четверг заканчиваются зимние каникулы и школьники возвращаются за парты. У многих из них по этому поводу наблюдается явная депрессия. И не без оснований: жизнь современного ученика, как выясняется, не только нелегка, но и опасна для здоровья. О том, почему это происходит, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислав Кучма рассказал корреспонденту "Известий" Анне Гараненко.

Гипертония и ожирение стали детскими болезнями

вопрос: Ваш центр десятилетиями наблюдает за здоровьем московских школьников. Дети стали болеть больше или меньше?

ответ: Состояние здоровья детей продолжает ухудшаться. Об этом говорят и официальная статистика, и результаты наших исследований. В последнее время у детей в 3 раза выросли отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы. Практически каждый второй ребенок имеет повышенное или пониженное давление. Процентов 50—60 из них к 21 году становятся хроническими гипертониками. Основная причина — школьный стресс. Хочешь не хочешь, они каждый день по нескольку раз держат экзамен. Нарастает количество нервно-психических отклонений. Дети очень остро воспринимают взрослые проблемы. Психолог спрашивает: "Что тебя волнует?", а ребенок отвечает: "У мамы нет работы…" Когда переживания накапливаются, это в лучшем случае приводит к отчуждению, в худшем — к попытке как-то погасить это состояние с помощью курения и алкоголя.

в: Тяжелые портфели сказываются на здоровье?

о: Разумеется. Болезни опорно-двигательного аппарата — одни из самых распространенных. Причем учителя и родители нередко "просматривают" такую ситуацию: в понедельник ребенок собрал книжки, во вторник — доложил, в среду еще доложил, и к пятнице все учебники, которые у него есть, перекочевывают в портфель. И он носит все это, а кости еще не окрепли. Все чаще встречаются и мочеполовые расстройства у школьников. Спросите у своего ребенка, ходит ли он в туалет в школе. Как оказалось, это огромная проблема — дети боятся школьных туалетов. Либо из-за того, что они в ужасном состоянии, либо потому, что это садистское место в школе. А потом педиатры сталкиваются с проблемами желудочно-кишечного тракта у детей. Крайне неблагоприятная ситуация с репродуктивным здоровьем. У барышень мы регистрируем не только отклонения в становлении менструального цикла, но и гинекологические заболевания — риск бесплодия закладывается именно здесь.

в: Вы упоминали о том, что среди школьников отмечен рост ожирения.

о: Это так. Буквально полтора-два года назад мы говорили, что нас эта проблема не касается — доля детей, имеющих избыточную массу тела, составляла 3—5%. Но весной мы закончили очередное исследование (мы наблюдаем детей с 1-го класса по 11-й) и обнаружили, что в 4-м классе детей с избыточной массой тела уже 12%. Рост более чем в 2 раза. И это не предел: в Европе, по данным ВОЗ, их 25%.

"Интерактивные доски и электронные учебники гарантируют невроз"

в: Есть способы как-то повлиять на ситуацию?

о: Конечно. Надо делить классы на физкультуре на мальчиков и девочек, и не в старших классах, а гораздо раньше, когда начинается физиологическое становление женщины. В идеале школе необходимо иметь несколько комплектов парт или столы, регулируемые по высоте под рост ребенка. Очень осторожно использовать компьютеры и интерактивные доски — для глаза это слишком агрессивная среда. То же относится и к электронным учебникам — нередко обычные книги механически переносят в электронный формат, не понимая, что один и тот же шрифт на бумаге и экране воспринимается совершенно по-разному. Не говоря о том, что природа восприятия информации с бумаги и с экрана совершенно разная. Вид шрифта, размер, цвет — а внизу еще бегущая строка, а рядом еще вулкан извергается… Невроз и нарушение зрения гарантированы.

в: Школьное питание имеет значение?

о: Огромное. В столичных школах по-прежнему работают столовые, они оборудованы, обеспечиваются продуктами — и это уже хорошо. Правда, качество этой еды часто не выдерживает критики — дети ее не съедают (я сужу и по своему внуку).

в: Если проблема не в деньгах, то в чем?

о: В квалификации персонала и технологиях. Ну и в человеческом факторе — среди проб школьного питания, взятых по всей России, в 10—11% отмечаются нарушения по калоражу и недовложения. По-русски это называется воровством.

в: По этому поводу остается только сокрушаться.

о: Не обязательно — можно поставить аппарат под названием "пароконвектомат", который так готовит пищу, что она не теряет своих свойств. В нем можно приготовить и обычную еду, и диетическую. Человеческий фактор при этом почти исключается — программа запускается, продукты закладываются, и нельзя уже ничего ни недовложить, ни отрезать, ни пережарить. Это гарантирует, что ничего не будет привнесено ни эмоционального, ни вредоносного. Но, конечно, самый главный оздоравливающий фактор — сокращение учебных нагрузок.

"Родители должны полюбить своих детей"

в: Как родители смогут понять, что нагрузки чрезмерны?

о: В начальной школе при 6-дневной рабочей неделе нагрузка должна быть не более 25 часов — то есть один день 5 уроков, остальные — по 4. А, скажем, в 7-м классе при 6-дневной неделе допускается нагрузка в 34 часа, при 5-дневной — 31 час. Нельзя сдваивать уроки — однотипное напряжение для ребенка вредно: мы разрешаем проводить только парные уроки физкультуры зимой — когда дети ходят на лыжах. Подробную информацию можно прочитать в Санитарных правилах и нормах — о том, что должно быть в медицинском кабинете, как снять зрительное и мышечное утомление ребенка, как построить расписание — недельное и дневное. Например, надо ставить математику в понедельник? Нет — у ребенка идет фаза "врабатывания", и только ко вторнику-среде у него будет максимальный уровень работоспособности, поэтому наиболее сложные предметы надо ставить в середине недели. А физкультуру когда поставить лучше? Когда намечаются признаки утомления — в среду-четверг.

в: Кто должен следить за выполнением этих норм?

о: Директор школы, эта брошюра должна быть его настольной книгой. Сейчас разрабатываются стандарты общего образования второго поколения — там будет раздел "Гигиенические требования к условиям обучения". Это закон — он будет приниматься через Государственную думу. Это образовательный стандарт, на основании которого будет рассчитываться стоимость обучения. Выполняете условия стандартов — аккредитовываетесь, аттестовываетесь, получаете нормативное финансирование. Нет — извините.

в: Родители могут добиться от школы снижения нагрузок?

о: В их силах полюбить своих детей. Их должно интересовать не то, есть ли там кружок по фото и изостудия, читают ли риторику со 2-го класса, а с 3-го — второй иностранный язык, а насколько школа готова к созданию для ребенка нормальных условий для роста и развития. Перегрузки на пользу однозначно не идут — половина из того, что он прошел в школе, ему никогда в жизни не понадобится, а гастрит и колит у него останутся на всю жизнь. И ипохондрия, депрессия и неуверенность в себе — на всю жизнь, и гипертонические реакции никуда не исчезнут. Поэтому родители должны быть озабочены атмосферой в школе. Узнать, есть ли там спортзал, достаточно ли детям разрешают побегать, попрыгать, а еще лучше в середине дня устроить двигательный час, чтобы ребенок мог сегодня поиграть в баскетбол, завтра поплавать, послезавтра потанцевать и т. д. Выяснить, как кормят, самим попробовать. Особенно все это важно для начальной и средней школы, потому что хронизация и вал болезней приходятся именно на этот период. Родительские амбиции — будет ребенок дипломатом или литератором — можно реализовать в возрасте постарше.

Анна Гараненко

-15%
-25%
-42%
-20%
-43%
-20%
-20%
-10%
-10%
-80%
-20%