От-кутюр

Термин «Haute Couture» (от-кутюр) в буквальном переводе с французского означает «высокое шитье». В наши дни под этим обычно понимают создание одежды самого высокого класса и обычно переводят как «высокая мода». Ее продукт невероятно дорог. Одно платье создается крайне тщательно и долго, при непосредственном участии самого кутюрье.

Центром от-кутюр является Париж, где находится Синдикат высокой моды. Он определяет статус модельеров (члены Палаты, члены-корреспонденты, а также приглашенные члены), занимается организацией показов коллекций Домов высокой моды (в январе и июле), поддерживает связи с прессой и магазинами по всему миру. Кстати, право называться кутюрье имеют только члены Синдиката высокой моды, а не все подряд дизайнеры одежды, как мы привыкли.

Чтобы быть причисленным к Домам от-кутюр, надо соответствовать целому ряду строгих требований. Во-первых, все производство (центральное ателье, мастерские, магазины) должно находиться в Париже и, таким образом, подпадать под юрисдикцию французского Департамента промышленности. Дом обязан иметь не менее 15 служащих и представлять коллекции два раза в год: в каждом дефиле по 35 платьев для дня и для вечера. Из русских дизайнеров чести состоять в Синдикате высокой моды удостоился только Валентин Юдашкин, но вскоре он из него выбыл из-за дороговизны содержания офиса и производства в Париже.

В 2004 году было подсчитано, что в мире настоящих клиентов от-кутюр осталось всего 200 человек.

Дитя конца ХХ века прет-а-порте практически вытеснило из жизни драгоценное искусство высокой моды…

Прет-а-порте

В течение ХХ века в моде поменялось очень и очень многое. Включая сам подход к ней. Мода из обычного ремесла переросла в искусство, целую индустрию. То, что было привилегией избранных, стало достоянием масс. В ХХ веке, особенно во второй его половине, фабричное и поточное изготовление одежды почти вытеснило портновское ремесло с его эксклюзивностью и неторопливостью. Появились пять модных центров: Париж, Нью-Йорк, Милан, Токио, Лондон. Благодаря газетам, журналам и телевидению все модные новинки сразу становятся широко доступными.

С момента появления индустрии готового платья (от французского prêt-à-porter) она прошла путь от производства низкосортной дешевой продукции или полуфабрикатов до чрезвычайно сложной и многообразной системы изготовления дорогой одежды. В рамках прет-а-порте сформировались свои художественные школы, центры моды, круг модельеров и клиентов, тонкая градация качества и цен. В прет-а-порте практически нет непосредственного контакта между модельером и клиентом. Клиенты большей частью анонимны и никогда не видят автора, его идеи доносят до покупателей реклама и средства массовой информации. То, что демонстрируется на подиуме, является только частью замысла и идеи коллекции, которая затем поступит в магазины и будет рассматриваться как модное направление. Целый штат специалистов готовит ее появление на прилавках.

Вначале определяется, какие именно модели войдут в ранг люкс (будут изготовлены в нескольких экземплярах), в ранг прет-а-порте высокого качества (100-200 экземпляров), а также в разряд вещей, не имеющих тиражных ограничений. В больших Домах (Версаче, Барберри, Кельвина Кляйна) к последней категории обычно относят спортивные линии и одежду для отдыха (джинсы, футболки, свитеры). Одежда двух последних рангов, как правило, поступает в мультибрендовые магазины, а ограниченные тиражи продаются либо в фирменных магазинах Домов моды, либо в бутиках, для которых ассортимент отбирают байеры (специальные закупщики).

Если на заре становления индустрии прет-а-порте (начало ХХ века) одежда производилась под маркой фабрики или сети универмагов, то по мере ее развития готовое платье делалось все более разнообразным, и у него появился автор — дизайнер. В последней четверти ХХ столетия, и особенно в 90-х годах, появилось огромное количество фирм, модных линий и дизайнеров, работающих в прет-а-порте. Благодаря этому осуществилась свобода выбора модного образа, и мода стала доступной для всех.

Полина Тризонова
{banner_819}{banner_825}
-20%
-50%
-21%
-10%
-21%
-10%
-20%
-10%
-30%