Более 40% случаев инфицирования ВИЧ в Беларуси сегодня приходится на возраст 30-39 лет. "Причем не аморальные личности, а, наверняка, простые граждане, которые трудятся в рабочих коллективах, офисах вокруг нас", — комментирует статистику инфицирования в этом году главный государственный санитарный врач Беларуси Игорь Гаевский.
 
Проблема в том, что эта группа населения никак не ассоциирует себя с ВИЧ. "Думают, что раз не сталкиваются с наркоманами, проститутками, гомосексуалистами, им не стоит опасаться, - говорит Гаевский, - Это, в целом, ответственные люди, которые иногда ведут себя безответственно".
 
32% новых случаев ВИЧ-инфекции приходится сегодня на молодых людей до 19 лет.
 
В целом, ситуация в стране управляема, хотя и есть отголоски всплеска в Солигорске. Как отмечают специалисты, и сегодня в Гомельской области регистрируется больше всего случаев заражения: за 10 месяцев этого года - 409 случаев (в 2005 году в области случаев заражения ВИЧ зарегистрировано 6848, а в других областях - около тысячи. - TUT.BY).
 

 
  
Более 10 миллионов долларов выделено в этом году Беларуси из Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, рассказывает и.о. представителя Программы развития ООН в РБ Фарид Караханов. В основном деньги направлены на поддержку госпрограммы по ВИЧ. Также за эти средства лечение сегодня проходят более 4 тысяч ВИЧ-положительных белорусов.
 
"Антиретровирусные препараты в Беларуси всем предоставляются бесплатно, - говорит координатор Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу Элеонора Гвоздева. - Минимальная стоимость годового лечения первого ряда стоит 190 долларов".
 
Раньше лекарства закупались только за средства Фонда. Сегодня Беларусь начинает закупку препаратов за средства государства, говорит Элеонора Гвоздева. Средства уже выделены, подтверждает Гаевский: "Люди без лечения не останутся". 
  
"Каждый второй человек, живущий с ВИЧ, не знает о своем статусе"

Сегодня многие люди не знают, что они ВИЧ-инфицированы, отметила Гвоздева. "По оценочным данным, каждый второй человек, живущий с ВИЧ, не знает о своем статусе".
 
И только 25% людей с ВИЧ, которым нужно начинать лечение, получают его.
 
Если во всем мире число смертей от СПИДа снижается, то в нашем регионе этот показатель за последнее время увеличился на 21% (в основном за счет эпидемий в России и Украине), обращает внимание Элеонора Гвоздева. Проблема в том, что за лечением белорусы обращаются слишком поздно.
 
Многие люди, у которых обнаружили ВИЧ-инфекцию, скрываются и избегают говорить об этом, отмечают специалисты. Почему?
 
Сегодня в обществе сложился негативный образ человека с ВИЧ. Люди считают: СПИД – это приговор; нет разницы – СПИД или ВИЧ; ВИЧ=СПИД=смерть. Такое видение сеет панику и СПИДофобию, нежелание проходить тест на ВИЧ из боязни попасть в категорию "отверженных". Даже сегодня есть случаи, когда с ВИЧ-положительным ребенком общаются, надев резиновые перчатки.
 
При этом сегодня ВИЧ стал хроническим заболеванием. С ним, при соблюдении определенных правил, человек может жить и работать также долго, как любой другой, отмечают специалисты, напоминая, что ВИЧ не передается при прикосновениях, объятиях, поцелуях.
 
Чтобы сломать негативный стереотип, начиная со Всемирного дня борьбы со СПИДом (1 декабря) в Беларуси объявляется Ребрендинг темы ВИЧ/СПИДа. Об этом сегодня сообщили представители Министерства здравоохранения и программы развития ООН. А известные люди, причастные к созданию и продвижению бренда Беларуси в мире, заявили о своей социальной ответственности и причастности к этой теме.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео



ТЕКСТ ВИДЕООБРАЩЕНИЯ БЕЛАРУСЬ: РЕБРЕНДИНГ ТЕМЫ ВИЧ/СПИДа:

 


"Если человек научится ценить свое здоровье по-настоящему, относиться как к самой наивысшей ценности, а не только вспоминать про здоровье, когда за столом сидят и выпивают и желают друг другу здоровья, вообще начнет оценивать себя объективно и понимать, что от его состояния здоровья зависит он сам, его дети, его близкие, перспективы в жизни, – он по-прежнему будет продолжать долго жить на этой земле. Сегодня ВИЧ-инфицированный человек может жить столько же, сколько любой другой гражданин, при определенных обстоятельствах и соблюдении определенных условий. Весь смысл нашего разговора – это ребрендинг. Потому что если мы не изменим подходы в своей работе, то мы по-прежнему в следующем году будем опять говорить об одном и том же. Поэтому, если ребрендинг сработает, если мы сумеем изменить свои подходы к этой работе, мы однозначно ощутим в ближайшее время определенные результаты".
Игорь Гаевский,
заместитель министра здравоохранения –
Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь.


 


"Со своей стороны Организация Объединенных Наций, в частности Программа развития ООН, полностью поддерживает инициативу Министерства здравоохранения Республики Беларусь по ребрендингу темы ВИЧ/СПИДа. Для нас это очень важно, потому что в течение многих лет наша организация реализует программы по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции. И в этом контексте нам кажется необходимым усилить работу по противодействию стигме по отношению к людям, которые живут с ВИЧ. Это является большой проблемой не только для людей, которые живут с ВИЧ, но и для людей, которых не коснулось это заболевание. Люди испытывают определенный страх при необходимости сдачи анализа крови на ВИЧ-инфекцию. Я считаю, что ни одно общество не может считать себя самодостаточным и здоровым, если в нем существует дискриминация в отношении тех людей, которые живут с этим заболеванием. Мне кажется, что нельзя уже жить понятиями тридцатилетней давности".
Фарид Караханов,
и.о Представителя Программы развития ООН в Республике Беларусь


 
 


"Безусловно, пора менять наше отношение к СПИДу. Сейчас это больше не приговор. Люди живут десятилетиями. Понятно, что не надо от них "шарахаться", чуть ли не в резервации их ссылать. Все это чушь и предрассудки, с которыми нужно бороться. И очень важно, чтобы чиновники, журналисты особенно не запугивали людей. Не надо этих страшных заголовков про чуму или про что-то другое, все, хватит. Должна быть более конструктивная взвешенная позиция, в конце концов, это социальная ответственность СМИ".
Юрий Зиссер,
основатель крупнейшего интернет-ресурса Беларуси TUT.BY


 
 


"Я занимаю активную социальную позицию в этой жизни. Вопросами, которые касаются ВИЧ, я занимаюсь уже много лет. Единственное, о чем я очень сожалею, это о том, что до сегодняшнего дня я всегда сталкивалась с тем, что эту тему считают сложной, считают темой, о которой трудно говорить вслух. Люди реально боятся об этом говорить! И это проблема, потому что бояться говорить об этом не нужно".
Люция Лущик,
телеведущая, журналист, актриса


 


"Мне эта инициатива нравится. Я считаю, что социальная ответственность – это прежде всего ответственность перед собой, своей семьей и перед окружающими тебя людьми. Один из способов заботы, конечно же, – это сдача анализов на ВИЧ. Я хочу обратиться к молодежи, которая за нас болеет, которая переживает, – будьте здоровы, это главное в жизни! Не "распыляйтесь" на какие-то посторонние вещи".
Виталий Родионов,
форвард ФК БАТЭ


 
 

"Я, как представитель молодежи Минского тракторного завода, поддерживаю инициативу Министерства здравоохранения. Прежняя информация о проблеме ВИЧ/СПИДа на темных черных плакатах, где изображена смерть с косой, кресты, – не доходит до потребителя. Когда вижу такие плакаты, я просто прохожу мимо. Людей не надо запугивать. Информация должна быть краткой, лаконичной и доноситься до человека в более позитивном русле".
Сергей Сидорович,
специалист по работе с молодежью
Минского тракторного завода (МТЗ)


 
 
 
"Тот момент, что Министерство здравоохранения выступило с инициативой об изменении имиджа этой проблемы, – это правильно, я считаю. Я поддерживаю инициативу Минздрава по вопросу ВИЧ/СПИДа в нашей стране. Этой проблемой необходимо заниматься всем на предприятиях, в коллективах, в организациях, каждому – ежедневно, ежечасно, постоянно".
Василий Тыманович,
заместитель генерального директора
Минского тракторного завода (МТЗ)


 
 

"Когда со студентами говоришь искренне и серьезно, они очень внимательно слушают. Разговаривать надо искренне – это все, что я могу сказать".
Владимир Суворов,
проректор БГУ по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам


 
 
 



"Я в этом году был членом жюри социальной рекламы нашего белорусского фестиваля "Белый квадрат", и, к сожалению, просто считанные работы можно было смотреть и оценивать хоть как-то профессионально. К сожалению, среди них было очень мало наших отечественных работ. Ребрендинг, о котором мы сейчас говорим, даст новый толчок – я очень хочу в это верить – для развития всей сферы социальной рекламы. То, что это очень важно, – разговора просто нет!"
Андрей Эзерин,
член Экспертного совета Информационной стратегии по ВИЧ/СПИДу,
Директор коммуникационного агентства “EZERINCOM”




"Чума 20 века", конечно, уже как бренд имеет длительную историю, практически 30 лет, он уже, естественно, "перекочевал" из ХХ в ХХI век. Но как мы реагируем на то, что пугает человека? Мы стараемся туда не смотреть. А страх, конечно, очень сильная эмоция, но она порождает желание вытеснить его, а не предпринять какие-то конкретные действия. Также опасна, неэффективна, скажем так, "радостная картинка", такой сироп: "Ай, никакой проблемы нет". Увы, это не так. Ребрендинг темы ВИЧ/СПИДа в нашей стране – это только первый шаг на долгом и трудном пути, который требует ежеминутной, ежечасной работы и сосредоточения всех сил для одной конкретной цели".
Сергей Кручинин,
председатель Экспертного совета
Информационной стратегии по ВИЧ/СПИДу в Республике Беларусь

 
-50%
-10%
-20%
-10%
-30%
-20%
-20%
-10%
-50%