Первого июня мы будем отмечать Международный день защиты детей и накануне праздника узнаем, как защитить подрастающее поколение от болезней, которые атакуют неокрепший организм ребенка с самых первых дней его жизни и до подросткового возраста.

В программе "Семейный доктор" в эфире TUT.BY-ТВ о детских заболеваниях и методах их профилактики расскажут врачи-педиатры медицинского центра "ЛОДЭ".
 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Скачать видео

Здоровье ребенка закладывается еще во время беременности. Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы родить здорового малыша?

Татьяна Гришанович (Т.Г.): Чтобы родить здорового малыша, надо его планировать заранее. Надо вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься физкультурой, ходить в бассейн, побольше бывать на свежем воздухе. Необходимо обследоваться до беременности, во время беременности регулярно наблюдаться врачом, избегать стрессов и нервного перенапряжения.
 
Развитие каких болезней проще предупредить в раннем возрасте, чем потом лечить всю жизнь?

Т.Г.: Это нервно-психические заболевания, связанные с нарушением правил воспитания ребенка. На 90% основы воспитания закладываются до пяти лет, потом очень сложно перевоспитывать и устранять какие-то дефекты характера ребенка. У всех членов семьи должна быть единая линия воспитания. Ребенок должен знать, что ему можно, а что нельзя.
 
В раннем возрасте закладывается не только восприимчивость человека к заболеваниям, но и его отношение к болезням. Как не воспитать ипохондрика или не вызвать у ребенка ощущения, что болеть иногда может быть выгодно?

Т.Г.: Если ребенок заболел, нельзя создавать ему тепличные условия, жалеть его, покупать игрушки. Отношение к малышу должно быть одинаковым и во время болезни, и когда он здоров, иначе ребенок быстро поймет, что можно пользоваться этим, и будет потом симулировать болезни. Не надо ребенка по любому поводу водить в поликлинику и проводить обследования по пустякам. Но если поход в медицинское учреждение важен, то необходимо объяснить ребенку, что все так делают, что это профилактика болезней. Ребенка надо подготовить к походу к врачу, рассказать ему, что будет делать доктор – что он посмотрит ротик, пощупает живот, послушает трубочкой, и что это совсем не страшно и не больно.
 
В первые годы жизни ребенка принято проводить вакцинацию от различных болезней. В то же время не утихают споры о пользе и вреде прививок. Некоторые родители от них наотрез отказываются. Каково мнение специалистов – нужно ли прививать малышей?

Оксана Демина (О.Д.): Многим родителям сложно сделать свой выбор по вопросам вакцинации детей. С одной стороны, всегда думается, что моего ребенка эти инфекции не коснутся, а с другой – думают о прививочных реакциях. То, что прививки детям нужно делать – это уже давно решенный вопрос: прививки делают детям, потому что они защищают от очень сложных инфекций. Но перед прививкой, естественно, должны быть очень тщательно учтены все показания и противопоказания для вакцинации. Ребенок должен пройти комплексный осмотр с учетом мнений специалистов, обязательно должен быть учтен анамнез ребенка, был ли диатез, какая-то температурная реакция, были ли вообще какие-то реакции. Должен быть очень четкий сбор анамнеза и учет всех клинических данных ребенка – только тогда проводится вакцинация.

Естественно, медицина все больше развивается, и вакцины становятся все более безопасными. В данный момент мы можем их комбинировать: есть поликомпонентные вакцины, монокомпонентные вакцины, и к выбору вакцины для детей мы подходим индивидуально.
 
В каких ситуациях действительно стоит отказаться от вакцинации?

О.Д.: Вакцинацию переносят в ситуации, если у ребенка поднимается температура, есть сыпь, обостряется хроническое заболевание, если ребенок болел, и не прошел период выздоровления – хотя бы месяц. Если что-то не так, есть какое-то сомнение, нужно сдать анализы и посмотреть: если все хорошо, значит, ребенка нужно вакцинировать. Но если есть какое-то сомнение, то лучше вакцинацию отложить.
 
Три дня в детском саду, три недели на больничном – обычное дело для малышей, которые только что начали посещать дошкольные учреждения. У ребенка расширяется круг общения, а следовательно, увеличивается риск подхватить инфекцию. Какие болезни атакуют ребенка в детском саду?

Надежда Ерофеева (Н.Е.): Наиболее часто в детском саду дети болеют острыми респираторными инфекциями, и в первые годы чаще всего это проявляется насморком или насморком и кашлем. Помимо этого, им приходится встречаться с инфекционными заболеваниями, такими как ветряная оспа, корь, краснуха. В период с августа по сентябрь дети наиболее часто болеют кишечными инфекциями.
 
Лучшее лечение, как известно, профилактика. Как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы избежать проблем в будущем?

Н.Е.: Желательно, чтобы у ребенка с первых дней жизни был режим дня. Также важно закаливание, которое нужно проводить уже с роддома. Как рекомендует педиатр Комаровский, даже необязательно ребенка закаливать, главное – не одевать его очень тепло. В квартире нужно поддерживать оптимальную температуру в 20 градусов, для сна – 18 градусов. Также важны прогулки: они должны проводиться в любое время года, при любой погоде, но в зависимости от времени года и погоды различается их продолжительность и кратность. При подготовке к детскому саду важно сделать ребенку все прививки.
 
Ребенок заболевает в детском саду вовсе не потому, что за ним там плохо смотрят. Это нормальная реакция ослабленного нервными переживаниями организма. Как минимизировать стресс малыша от таких глобальных изменений в его жизни?

Н.Е.: С трех-четырех месяцев ребенок должен общаться с другими детьми и взрослыми. Нередко ребенок общается только с мамой, в лучшем случае – с мамой и папой. По моему мнению, также имеет значение грудное вскармливание. Сейчас многие мамы кормят детей длительно, до полутора-двух лет. Эти дети более эмоциональны, они привязаны к маме и, чаще всего, тяжело привыкают к детскому саду. Рекомендуется начинать посещать детский сад в летний период или с мая: в это время лучше погодные условия, дети меньше болеют, больше времени проводят на улице, ребенок лучше адаптируется.
 
Многие недуги ребенок приобретает за школьной партой. По статистике, среди первоклашек здоровых детей – примерно половина. Когда они подрастают и переходят в старшую школу, этот показатель снижается до 25%. И только каждый десятый выпускник может похвастаться отменным здоровьем. Почему во время учебы в школе здоровье ребенка стремительно ухудшается?

Елена Новикова (Е.Н.): Состояние здоровья школьников ухудшается по ряду причин. Одна из них – это гиподинамия, то есть недостаточная физическая активность. Это обусловлено и тем, что у детей большая школьная нагрузка, посещение различных кружков, кроме того, большое увлечение телевизором, компьютером, просиживание возле них часами, увлечение телефонными играми и приставками. Отсюда вытекает переутомление, которое приводит к срыву со стороны нервной системы: это и раздражительность, и нарушение сна, ухудшение аппетита. Кроме этих причин, влияет и неправильное питание. Ребенок идет школу, нередко питается там нерационально по набору продуктов, с нарушением режима питания – более длительными перерывами, перееданием в вечернее время.
 
Какие болезни ребенок зарабатывает вместе с аттестатом зрелости и как их избежать?

Е.Н.: К выпускному классу 60-70% детей имеют нарушения зрения, около 60% имеют нарушения осанки, 30% имеют хронические заболевания. Для того чтобы избежать этих заболеваний, во-первых, нужно учитывать причины, которые их вызывают. Кроме того, немалую роль играет семья: нужно стараться избегать стрессовых ситуаций, следить за питанием детей – это будет профилактикой этих заболеваний.
 
Сколько часов в день школьник может читать, писать, решать, запоминать без вреда для здоровья?

Е.Н.: В первом классе вообще исключаются домашние задания. Во втором-третьем классе ребенок может заниматься полтора часа, в четвертом-пятом – два часа, в шестом-восьмом – два с половиной, и только в девятом-одиннадцатом – три с половиной часа. Естественно, два-три часа ребенок должен гулять, заниматься спортом или физкультурой. И любимому делу тоже должен уделять внимание.
 
Подростковый период отмечается своими специфическими болезнями. В основном они связаны с перестройкой организма в момент полового созревания. Какие заболевания дают о себе знать в переходном возрасте?

Татьяна Рябцева (Т.Р.): Когда мы говорим о переходном возрасте, то имеем в виду заболевания, которые заработаны еще в младшей школе. Это болезни желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы. В возрасте активного роста, в 12-14 лет, нередко формируется или усугубляется приобретенный ранее сколиоз. У многих подростков выявляются нарушения зрения… Но дают знать о себе и другие заболевания, например, сердечно-сосудистой системы, в том числе артериальная гипертензия. В результате так называемого аллергического марша развивается бронхиальная астма, поллинозы. Появляются заболевания, характерные для периода полового созревания: болезни щитовидной железы, болезни половой сферы. Это касается и девушек, и юношей.
 
К сожалению, число тучных подростков с каждым годом увеличивается. Причины этому разные: и наследственный фактор, и характер питания в семье, и увлечение фаст-фудом, и малоподвижный образ жизни, и стрессы, которые дети заедают булочками, чипсами. С другой стороны, особенно для девушек, которые очень следят за своей фигурой, характерно прямо противоположное явление: стремление к модельной внешности порой приводит к очень серьезным последствиям. Мне приходилось встречаться с девушками, которые заканчивали лечение этого состояния в психиатрических больницах.
 
Нельзя не отметить и высокий уровень травматизма в этом возрасте. Есть данные, что в возрасте 15-19 лет примерно 80% смертей подростков происходят по причине травмы. Главные факторы – это сочетание употребления алкоголя с физической активностью, вождением авто-, мототранспорта. Кроме того, имеют место спортивные травмы: известно, что увлечение экстремальными видами спорта, когда подростки прыгают по крышам, прыгают с парашютом с высотных домов, может заканчиваться плачевно.
 
В переходном возрасте ребенок пытается самоутвердиться, показать сверстникам, что он уже взрослый и самостоятельный. Нередко это происходит за счет вредных привычек…

Т.Р.: Кого сегодня напугаешь фразой "Курить вредно"? Все привыкли, на пачках сигарет это написано, а если еще и папа с мамой не выпускают сигарету из рук… Но, может быть, стоит родителям хотя бы ознакомиться с составом табачного дыма. Мы привыкли говорить только о никотине, который там содержится. Но кроме него в дыме есть и кадмий, который "выдавливает" кальций и железо из нашего организма; анилин, который разрушает эритроциты и ведет к развитию токсического гепатита; синильная кислота, которую мы знаем как отравляющее вещество, вызывающее сердечную недостаточность, истощение тканей мозга; формальдегид, который способствует развитию бесплодия. Развитие науки и техники ведет к новым вредным привычкам. Сегодня мы не представляем наших детей без мобильного телефона. Но обратите внимание, как дети пользуются мобильным телефоном – не отрывая от уха. А мобильный телефон - это источник электромагнитного излучения. В некоторых странах, в частности во Франции, Германии, США, рекомендуют ввести возрастное ограничение на пользование мобильным телефоном.
 
Все чаще сегодня приходится говорить и о компьютерной зависимости. Конечно, без компьютера мы себе не представляем жизнь, но нужно говорить о степени вовлеченности и времени, которое ребенок проводит за компьютером. Порой ребенок и говорить еще толком не умеет, но уже знает, какую кнопку нужно нажимать. В Беларуси нет статистики по детской компьютерной зависимости, но международные исследователи говорят о том, что от 5 до 15% пользователей интернета имеют зависимость, и среди них 85% - это дети до 21 года.
 
Как помочь ребенку пережить переходный возраст без потерь?

Т.Р.: Совместной работой с родителями, но без полного контроля над ребенком с их стороны: дети должны учиться самостоятельности. Нужно учиться избегать конфронтации, умению вести диалог. Родители должны любить и уважать своих детей, жить их интересами. Тогда не будет трудных подростков, а будет переходный период, во время которого они легко перейдут во взрослую жизнь. Известный педагог Сухомлинский сказал, что детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в это время, что вошло в его разум и сердце, будет зависеть то, каким вырастет наш сегодняшний малыш – от рождения и до 18 лет.
 
Обращение заведующей педиатрическим отделением медицинского центра "ЛОДЭ" к родителям:

Надежда Гайдук (Н.Г.): Рождение ребенка – это самое важное событие в жизни каждого человека. И мы, взрослые, очень хотим, чтобы наши дети были здоровыми и счастливыми. Поэтому каждый ребенок с первых минут своей жизни, с первым глотком маминого молока должен ощущать любовь и заботу. Из нашего многолетнего педиатрического опыта я уверенно могу сказать, что только в семье, в которой царит мир, покой, любовь и взаимоуважение, вырастают здоровые и гармонично развитые личности. Нам, педиатрам, хотелось бы, чтобы в каждой семье детский врач был надежным наставником, другом, соратником, ведь мы подчинены одной цели, и мы все хотим ее достичь – чтобы наши дети были здоровыми.
 
В канун Дня защиты детей я хочу пожелать нашим юным гражданам страны, их папам, мамам, дедушкам и бабушкам крепкого здоровья, счастья и благополучия!
Хотите быть здоровым? Раз в неделю наш редактор будет присылать лучшие советы врачей и новости медицины
Пожалуйста, укажите правильный e-mail
-10%
-10%
-30%
-50%
-45%
-10%
-10%
-50%
-21%
-20%