Марина Воробей,

mignews.com.ua
mignews.com.ua
Никогда не задумывались, чем руководствуется врач при назначении того или иного лекарства? Несомненно, за основу он берет состояние пациента, его возраст, то, в какой форме препаратом больному пользоваться удобнее (инъекции, таблетки, суспензии). Ну и наверняка есть еще немало моментов, которые врачу нужно учесть. В итоге у врача в распоряжении зачастую множество лекарств-синонимов. И назначить он вправе тот или этот.

Что на данном этапе определяет, порекомендует ли врач больному из аналогичных препаратов медикамент этой или другой фирмы.

Недостоверные источники

Оказывается, при принятии решения о назначении лекарства и тактике лечения врач в большой степени руководствуется источниками информации, которые сложно назвать объективными.

В 2011 году научно исследовательская лаборатория "Общественное мнение" Государственного института управления и социальных технологий провела исследование под названием "Изучение особенностей потребления лекарственных средств населением Республики Беларусь". В ходе опроса медицинских работников выяснилось, что основной источник информации о новых лекарственных средствах для специалистов-медиков – медицинские представители. Целых 74,7% опрошенных специалистов определили для себя этот источник как лидирующий.

И это целая проблема. Согласитесь, убедительные речи сотрудников фармпроизводителя, которые продвигают продукты фирмы в поликлиниках и больницах, их красочные листовки вряд ли можно назвать объективными. Попросту говоря, при назначении тех или иных препаратов, врачи руководствуются рекламой. А вот еще один очень важный момент. Реклама, которая распространяется исключительно среди медицинских и фармацевтических работников в силу действующего законодательства не подлежит согласованию в Министерстве здравоохранения. Предполагается, что врачи обладают специальными знаниями и могут оценить достоверность информации, получаемой из рекламы. Об этом нам рассказала консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Инна Гаврильчик. То есть, врачи должны обладать достаточным объемом знаний, получаемых из объективных источников. А эта не проверенная на достоверность реклама и есть основной источник информации для белорусских медиков. Причем этот источник опережает другие со значительным отрывом.

Так, согласно исследованию, сильно отстают по распространению среди медицинских сотрудников источники, которые можно назвать более объективными. Это — курсы повышения квалификации (их в качестве основного назвало только 35,5% врачей), медицинские конференции, конгрессы, симпозиумы(28,5%), отраслевая пресса, профессиональные журналы и газеты — 26,1%, справочники лекарственных препаратов, профессиональные и специальные медицинские печатные издания — 23,1%.

Незваный и званый гость

Многие сталкивались с ситуацией, когда во время приема у врача в кабинет заходит представитель фирмы-производителя и при пациенте рассказывает о лекарственных средствах. Зачастую, даже у педиатра маме с крошечкой на руках приходится выслушивать слащавые речи незваного гостя.

Нас заинтересовало, насколько легально такое посещение медицинскими представителями поликлиник. И правильно ли, что и так загруженного врача отвлекают от выполнения служебных обязанностей.

"У нас достаточно жесткие требования к медицинским представителям фирм-производителей, — говорит начальник управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Людмила Реутская.— Есть соответствующее распоряжение министра здравоохранения, которое регламентирует порядок посещения медицинскими представителями учреждений здравоохранения".

Согласно этому распоряжению, не допускается "индивидуальное посещение уполномоченными представителями производителей лексредств или медицинских товаров и информирование о лексредствах или медицинских товарах медицинских и фармработников во время выполнения ими служебных обязанностей". (Кстати, полный текст письма министра здравоохранения можно прочитать здесь)

Но, как рассказывают сами медики, ходили и раньше, и теперь ходят даже во время приема. А уж если прием закончился в 13.00, то уже в 13.05 совершенно спокойно врач и медпредставитель ведут свои беседы. В одной из поликлиник корреспонденту TUT.BY рассказали, что у них посещение врачей медицинскими представителями, несмотря на письмо министра, разрешено даже в рабочее время. Но только с разрешения главного врача и в порядке очереди, чтобы не провоцировать конфликтные ситуации.
Кстати, если в рабочее время медицинские представители консультируют врачей так сказать нелегально, то в другое время, их присутствие и консультации в учреждениях здравоохранения считаются вполне приемлемыми. Так главврач одной из минских поликлиник поведал TUT.BY как у них происходит общение с производящей стороной: "Мы даем представителям компаний-производителей лекарственных средств время для презентации своей продукции на семинарах с врачами, которые у нас проводятся каждый четверг. Агенты рассказывают о препаратах, которые производят, 20-30 минут … да хоть час. А потом коллектив врачей задает им интересующие вопросы".

Сейчас персональная ответственность за соблюдение требований посещения медицинскими представителями учреждений здравоохранения возлагается на руководителей (главных врачей) этих организаций.

К сожалению, сегодня требования не всегда соблюдаются. Возможно, в скором времени ситуация изменится: на сайте Минздрава размещен проект постановления "Об информировании медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения о зарегистрированных в Республике Беларусь лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и медицинской техники". Если проект будет утвержден, регулирование посещения медпредставителями учреждений здравоохранения будет иметь законодательный характер

Кто решает за врача?

О том, что влияние фарминдустрии на принятие решения врачом по назначению лекарств — проблема весомая, говорили на недавней конференции "Лекарственные средства Беларуси" и чиновники от Минздрава, и даже представители ассоциаций фармпроизводителей. Фармацевтические компании сегодня настолько агрессивно продвигают свою продукцию, что врач волей-неволей оказывается под влиянием рекламы лекарственных средств. А страдает от этого пациент, которому то или иное средство прописывают, руководствуясь рекламой. На проблему в ходе научно- практической конференции обращал внимание и заместитель министра здравоохранения Валерий Шевчук.

Но кроме влияния на определение врачом тактики лечения, с легкой подачи медицинских представителей, оказывается, проводятся эксперименты над людьми. Причем без ведома "подопытных". Дело в том, что каждые пять лет производитель заново регистрирует лекарственное средство и предоставляет в регистрирующий орган новые данные о безопасности препарата. Откуда производитель берет эти сведения? Фармкомпания получает их от врачей, назначающих препарат. Как рассказала TUT.BY медсестра одной из столичных поликлиник, схема примерно следующая: представитель предлагает врачу "попробовать" определенный препарат фирмы. Медработник назначает его своим пациентам. Потом выясняется, что у лекарства есть побочный эффект, о котором врач сообщает представителю фирмы. И уже через какое-то время агент предлагает этому же врачу тот же медикамент, но уже усовершенствованный. "И вы бы знали, — сетует медсестра, — сколько этих представителей ходит по поликлиникам! От них нет спасенья!"

Но соль в том, что подверженность влиянию медпредставителей не только в их большом наплыве, но и в недостаточной информированности врачей о медицинских препаратах. "К сожалению, наше преподавание построено так, — рассказывал как-то в эфире TUT.by профессор кафедры клинической фармакологии Белорусского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук Михаил Кевра. — что на дисциплину "Базовая фармакология" отводится очень мало времени, и студенты практически не успевают хорошо изучить все препараты. А потом они же будут рекомендовать лекарства пациентам. Естественно, если нужную и полную информацию они не получат в университете, то брать ее будут в другом месте. Если цель вуза — научить, как лечить, то у производителей лекарств совершенно иная задача — сделать так, чтобы его препарат покупали, вся информация ориентируется именно на это".

-10%
-75%
-20%
-47%
-46%
-10%
-20%
-20%
-21%
-10%