Первые пациенты кардиохирургов-трансплантологов - теперь чуть ли не команда. Они созваниваются, интересуются здоровьем друг друга, встречаются на обследованиях. Среди них - житель Молодечно Вячеслав Дерюга, он был у врачей восьмым по счету. А совсем недавно еще более сложную операцию провели Александру Довнару из Дзержинска: ему одновременно была трансплантирована и почка. Корреспонденты "СБ" поинтересовались, как же живется людям с новым сердцем в груди?
Заново рожденный

- Уже через три часа после разговора с Юрием Петровичем меня повезли на операцию... Ведь я был уверен: в таком плохом состоянии мне долго не протянуть. Спать мог только сидя и пару часов в сутки - лежа задыхался. Меня поймут другие сердечники. Есть невозможно, ходить тоже. Поэтому я доверился профессионалам - здесь работают хирурги от Бога. Как я понял, у меня был идеальный донор. Группа крови, размер - все подходило. А через три дня после операции уже бегал по коридорам, настолько сильным себя почувствовал. Не было ощущения, что сердце чужое, и кошмары по ночам не снились. Если человек внушит себе, что у него в груди бьется чужой орган, - добра не жди. Вот я воспринимаю сердце не как орган чувств, а как обыкновенный насос. Не думаю о лирике.
Слава до сих пор поддерживает отношения с теми, кто лежал с ним в одном отделении. Андрей Жилко - 7-й пациент с пересаженным сердцем, могилевчанин Дима Бабицкий - 6-й, Анатолий Сименченя из Любани - 5-й. Всего таких сейчас - 59 человек. Вячеслав говорит, что уже в первый год после операции у него были мысли создать общество людей с пересаженными сердцами. Ведь многие, выходя за ворота больницы, сталкиваются с ворохом проблем: работать сложно - врачи рекомендуют избегать стрессов. А они неизбежны! В общем, в привычное русло вернуться сложновато, но продолжать жить надо. Кормить детей, зарабатывать деньги - на одну пенсию по инвалидности точно не протянешь. Нужна поддержка! И ее, по мнению Вячеслава Дерюги, могло бы оказать такое общественное объединение. Когда-нибудь оно обязательно появится, дайте только срок.
"Я обязательно вернусь!"

11-часовую операцию проводили две бригады. Кардиологов возглавлял профессор Островский, нефрологов - руководитель отдела нефрологии, почечно-заместительной терапии и трансплантации почки РНПЦ трансплантации органов и тканей Олег Калачик. Александр безгранично благодарен всем. Шутит, что новые органы не жмут, работает все исправно. Медики, конечно, не говорят, от кого достались сердце и почка, неэтично это. Но сам Саша прекрасно понимает: чья-то жизнь продолжилась в нем, чтобы он мог поднимать детей, заниматься тем, к чему душа лежит. Просто жить.
- Родители мои, как только нашелся донор, зажгли свечи в храме в родном Дзержинске. Помолились. А я, перед тем как идти на операцию, спросил у жены: "Тань, а не боишься, что новое сердце тебя уже не будет любить?" Она только плечами пожала.
- И как, любит?

Первое время, правда, Саша не сможет повидаться с друзьями: врачи советуют ограничить всяческие контакты. Зато потом, уверен заядлый рыбак, все пойдет своим чередом. Главное, смотреть в будущее с оптимизмом.
Сегодня наши кардиологи говорят, что летальность после проведенных трансплантаций сердца достаточно низкая. 94 - 95 пациентов из ста могут быть уверены, что все пройдет успешно. По словам Ларисы Рачок, через полтора-два месяца они уже могут работать, вернуться к привычной жизни. Физические нагрузки даже показаны, но и важно не переборщить. Как бы ни было трудно, те, кому врачи дали второй шанс, всеми силами стараются как можно быстрее включиться в нормальный жизненный ритм. Видимо, что-то меняется в их сознании: под размеренный стук нового сердца им хочется успеть как можно больше.