Марина Шкиленок,

Для многих из нас поход в поликлинику сродни насилию над собой: тянем до последнего, лишь бы не сидеть часами в очереди. Однако до последнего времени практически единственной альтернативой государственным поликлиникам были частные медицинские центры, услуги которых стоят недешево. Для того чтобы решить проблему с очередями и уменьшить нагрузку врачей, комитет по здравоохранению Мингорисполкома внедряет в поликлиниках Минска услугу "Личный врач-терапевт участковый".



О том, как идет эксперимент, в студии TUT.BY-ТВ рассказали Людмила Луговец, начальник отдела первичной медико-санитарной помощи Комитета по здравоохранению Мингорисполкома, и Светлана Цобкало, главный врач 10-й поликлиники Минска, с которой этот эксперимент и начался.  

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (14.15 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео

Как давно стартовал проект "Личный врач-терапевт участковый"? Как возникла эта идея?

Людмила Луговец: Идея возникла у руководства Комитета по здравоохранению в связи с устными и письменными обращениями граждан. Мы понимаем, что надо улучшать доступность и качество оказываемой медицинской помощи. Есть категория людей, которые готовы платить за качество той или иной медицинской услуги. В связи с этим и была внедрена новая услуга "личный врач-терапевт участковый".

Реализация началась в июле, работала целая бригада специалистов, мы обсуждали нюансы организации работы. Результатом такой подготовки явился приказ Комитета по здравоохранению, и в августе Светлана Ивановна на базе своей поликлиники начала отрабатывать модель "личного врача-терапевта участкового".

Светлана Ивановна, почему вы решились на такой эксперимент? Сложно было?

Светлана Цобкало: Нашей поликлинике всего лишь 2 года, и там созданы комфортные условия для пребывания пациентов. Я думаю, что выбор на нас пал не случайно: новая поликлиника, типовой проект, прекрасные специалисты. К тому же нашелся человек, который пользуется авторитетом у населения. Это важно, потому что пациенты захотят идти не к каждому.

Вы говорите, нашелся один человек. То есть один человек, который решил попробовать себя в качестве личного врача.

Светлана Цобкало: Совершенно верно. В ходе совещания рабочая группа пришла к выводу, что этот проект будет отрабатываться на базе 10-й поликлиники. Я провела работу с персоналом, и одна из заведующих отделением, человек с опытом, первой квалификационной категорией, достаточно коммуникабельный, грамотный, изъявил желание уйти с поста заведующей и пойти работать "личным врачом-терапевтом". Ее заинтересовал этот проект, и это было ее решение.

Людмила Луговец: Но перед этим Светлана Ивановна изучала мнения пациентов: каждому выдавались анкеты, также мы вывесили предполагаемую услугу на сайте поликлиники. Было очень много отзывов, и 80% людей отозвалось положительно при условии, что будет хороший специалист.

Чем они мотивировали это? Почему люди готовы платить деньги, чтобы прийти к врачу?

Светлана Цобкало: Одним из пунктов этой анкеты было оказание медицинской помощи в комфортных и доверительных условиях за небольшую цену по сравнению с коммерческими центрами. К тому же важно время приема: врач может общаться с пациентом на протяжении получаса. За этот период можно войти в доверие, выяснить нюансы здоровья человека, личные проблемы, которые порой выливаются в проблемы со здоровьем.

Сколько пациентов было закреплено за этим врачом?

Светлана Цобкало: Поначалу мы выделили помещение и часы приема пациента, снабдили личного терапевта мобильным телефоном, медсестру - радиотелефоном. Пациенты звонили, заказывали часы приема, и объем медпомощи оговаривался непосредственно на приеме.
Человек мог получить не только консультацию терапевта, но и по его желанию дополнительные услуги, которые можно провести на базе поликлиники. На базе нашей поликлиники можно пройти эхокардиографию, ультразвуковые исследования, УЗИ сосудов…

Людмила Луговец: Предоставлен полный спектр обследований, кроме компьютерной томографии.

Светлана Цобкало: При этом пациент не идет за талончиком, а о времени приема договаривается врач.

То есть врач общается с пациентом, узнает о его проблемах, собирает анамнез и назначает лечение. Я так понимаю, если случай сложный, то врач может уделить не полчаса, а гораздо больше времени.

Людмила Луговец: Конечно.

Сколько пациентов каждый день проходит через врача?

Людмила Луговец: В 10-й поликлинике доктор работает на ставку. За день за получасовой прием он может принимать по 6-7 человек. Был случай, когда одного пациента врач принимал несколько часов. Они вместе обсуждали ту или иную схему лечения. Это платная услуга, и все зависит от желания пациента. У нас есть определенные социальные стандарты бесплатной медицинской помощи и гарантированное время посещения того или иного специалиста. Но с учетом платной медицинской услуги мы увеличили время приема в два, два с половиной раза.

Поначалу мы не ставили себе целью перевести всех на договоры. Пациент должен прийти к доктору, почувствовать, сможет ли он доверить ему свое здоровье. Сегодня получасовая консультация терапевта стоит 30 тысяч. Полчаса в доверительной обстановке врач собирает анамнез, осматривает, никто не дергает дверь и не просит подписать бумагу. Медсестра и врач полчаса работают с одним пациентом. Здесь важна роль врача, поэтому мы не делаем из этого кампании и не говорим, что завтра во всех поликлиниках будут "личные врачи". Эта работа идет только в половине поликлиник Минска.

Главное – подобрать врача, который мог бы заинтересовать пациента, предложить ему весь комплекс услуг. Специалист может быть грамотным, но если у него нет психологического контакта с пациентом, последнему не захочется раскрывать свои проблемы со здоровьем. Поэтому отбор шел жесткий, и мы решили проводить эксперимент на базе 10-й поликлиники: там были очень хорошие специалисты. Наш специалист – доктор с большой буквы, дарит тепло, доброту и внимание.

Для врачей это тоже очень важно, потому что стал повышаться престиж нашей профессии. Врачи тоже хотят, чтобы не было ограничено время приема пациентов, не было очередей. Во всем мире первичная медико-санитарная помощь - вид плановой помощи. Каждый пациент должен планировать свое посещение доктора. Для этого в поликлиниках города мы внедрили всевозможные записи: по интернету, телефону, самозапись. Мы ввели должность помощника врача, открыли почти 104 доврачебных кабинета, чтобы пациент не стоял в очередях ради выписки. Эти меры действуют, так как очередей стало меньше. Поэтому когда врач имеет возможность уделить пациенту полчаса в помещении с хорошим оборудованием, с грамотной медсестрой, это повышает его самооценку.

В таких условиях захочет работать каждый доктор. И все врачи могут отказаться работать на потоке, обслуживать по 40-50 человек в день и захотят пойти личными врачами.

Людмила Луговец: Наши врачи прекрасно понимают требования к этой профессии. В документах оговорено, что у "личного врача" должна быть первая или высшая квалификационная категория, которая подразумевает определенный объем профессиональных знаний. К врачу приходит пациент с жалобами, он должен дифференцировать патологию, найти причину заболевания. У нас работают квалифицированные специалисты, но не каждый может пойти работать "личным врачом".

Уровень консультации "личных врачей" достаточно высокий. Я думаю, что они составят конкуренцию коммерческим структурам, причем за гораздо меньшую цену. Мы даем возможность пациенту получить желаемую услугу, а врачу поднять свой престиж и заработать. Перед всеми главными врачами поликлиник, где внедряется данная услуга, поставлена задача, чтобы были хорошие кабинеты с набором необходимых инструментов, чтобы пациент чувствовал себя уютно.

Светлана Ивановна, не было ли среди ваших специалистов желания повысить свою квалификацию и перевестись в ранг "личного врача"?

Светлана Цобкало: Уже есть кандидаты. Как руководитель я приветствую желание врача повышать свою квалификацию.

Людмила Луговец: Сегодня акушеры-гинекологи выразили желание разработать услугу "личного врача акушера-гинеколога". Я думаю, это хорошо, потому что человек может получить высококвалифицированную помощь за больший период времени без всяких очередей. Я знаю, что отдельные педиатры тоже прорабатывают эти вопросы. Мы прекрасно знаем, что в коммерческих центрах эта услуга есть. У нас есть специалисты, способные составить им конкуренцию. Их не так много, как нам бы хотелось, но мы работаем над этим. Приятно, что эту услугу хотят оказывать врачи среднего возраста, закончившие университет, наработавшие определенный опыт. Они стремятся повышать категорию и знания, чтобы соответствовать этой оценке.

Плюсы для пациентов очевидны. А какие плюсы для врачей? Как устроен их рабочий день: они работают с пациентами или работают сначала с ними, а потом принимают оставшихся людей, которые стоят в очередях по старинке?

Людмила Луговец: Мы стремимся, чтобы врач был изолирован, чтобы он занимался только приемом платных пациентов. Поэтому услуга "личный врач" пока не стала массовой: мы подбираем врачей, которые на полставки, четверть ставки вне основного рабочего времени могли бы заниматься небюджетными пациентами. Но как только в учреждениях будет появляться больше пациентов, и эта процедура будет более востребована, я думаю, у нас будет больше врачей, которые занимаются только пациентами на платной основе, как это сделано в 10-й и 19-й поликлиниках.

Светлана Ивановна, как организован день у вашего врача?

Светлана Цобкало: Во-первых, этот врач работает в небюджетном штате на целую ставку. Он освобожден от основного приема и ведет прием не только тех пациентов, которые изъявляют желание получить у него консультацию, но и тех, кто уже заключил договор на медобслуживание. Пока договоров на медобслуживание немного, но я думаю, они будут популярны, потому что услуги, которые мы предлагаем в договоре, очень привлекательны: это консультация терапевта не менее чем 15 раз на протяжении года, консультации узких врачей специалистов (оториноларинголога, офтальмолога, эндокринолога, гинеколога, уролога). К тому же в рамках всеобщей диспансеризации мы предлагаем общий анализ крови, мочи, биохимический анализ, ультразвуковые обследования органов брюшной полости, щитовидной железы, эхокардиографию. Сумма всех услуг на год составляет 857 тысяч для женщин и 827 тысяч для мужчин, граждан Республики Беларусь.

Если я правильно понимаю, есть определенный перечень процедур, которые необходимо пройти, и врач вместе с пациентом составляет график. Насколько я знаю, на Западе если у человека есть личный врач, он звонит пациенту за неделю и предупреждает, что тому надо пройти какого-то врача, и спрашивает, в какое время ему удобно записаться. У нас тоже так?

Людмила Луговец: У нас точно такая же практика. Путем дополнительных соглашений пациент может увеличивать количество исследований. Например, ему показано УЗИ брюшной полости один раз в год по его заболеваниям, но он для своего спокойствия хочет пройти его еще раз. Это возможно, мы можем увеличивать или уменьшать количество тех или иных обследований по договору. Может быть, пациент захочет увеличить количество приемов у терапевта: не 15, а 25, а уменьшить количество других исследований. Это тоже возможно, стоимость договоров можно варьировать.

А если вдруг пациент пришел на прием, и врач выясняет, что ему необходима госпитализация? Насколько я знаю, попасть в больницу нелегко: если тебя забирают не по скорой, тебя ставят в очередь и кладут планово.

Людмила Луговец: Если у пациента имеются показания для госпитализации, а это не просто его желание, он будет госпитализирован в этот же день. Точно так же можно планировать госпитализацию для тех или иных пациентов.

Светлана Цобкало: Никто не отменял бюджетное обслуживание пациентов. Пациент может обслуживаться у определенного врача, но может и пойти к своему участковому терапевту. Небюджетный врач обозначен в структуре терапевтического отделения: его работу курирует заведующий отделением. Поэтому вопросы согласования госпитализации помогает решать заведующая отделением и начмед.

То есть принцип работы врача не меняется, только он работает с определенными людьми. Прежде чем заключить договор, пациент может проконсультироваться. Наверное, людям не совсем был ясен этот момент, потому что когда появилась информация об этой услуге, на форумах появились следующие высказывания: "Лучше бы платить за раз. Хочешь пойти без очереди, со всеми условиями – заплати 20 тыс., и вперед. А 850 тыс. платить в лом, тем более что не факт, что я буду ходить к терапевту 15 раз. Может, за год раза два и схожу. Очереди напрягают, поэтому не люблю эти заведения".

Людмила Луговец: Можно разово, звоните, приходите.

Светлана Цобкало: Как показала практика, с 5 сентября, именно по такому принципу люди заключают договора. Они пришли один раз к этому врачу, в этот же кабинет пригласили фельдшера-лаборанта и сделали анализ, сняли электрокардиограмму. В этих же условиях можно сделать массаж. Люди увидели, что это приемлемо для них и заключили договор. После первого раза человек не бросится сразу заключать договор, все-таки сумма немалая. Но есть две формы оплаты: можно оплатить сразу на целый год, а можно разделить оплату на два полугодия. Но при этом, если произошел рост цен, то во втором полугодии идет перерасчет договора. Если человек оплатил услуги на год вперед, то договор остается прежним, даже если сумма вырастет.

Людмила Луговец: Мы не ставим первоочередной задачей заключить как можно больше договоров. Мы прекрасно понимаем, что население должно само дать оценку тому или иному доктору. Поэтому пусть пациенты приходят на консультации, а потом в ходе постоянной работы каждый для себя примет решение.

Тот момент, когда человек должен прийти к доктору, пообщаться с ним и понять, что он достоин доверия, первичен. Мы проводили опрос на портале и спросили, пользуются ли люди платными услугами и почему? 679 человек (большинство) ответило, что пользуются, когда нужен хороший специалист. То есть априори считается, что в медицинских центрах, где ты платишь приличную сумму за обслуживание, тебя обслужит гораздо лучший специалист, чем в государственной поликлинике. Я не уверена, что в наших государственных поликлиниках нет специалистов, которые есть в платных клиниках.

Людмила Луговец: К сожалению, у нас отток хороших кадров из наших поликлиник в коммерческие структуры. Все из-за того, что в амбулаторно-поликлиническом звене на участкового терапевта высокая нагрузка. Поэтому мы создаем условия, когда они могут зарабатывать, нормально общаться с пациентом, получать удовольствие от своей профессии. Все-таки люди идут в медицину по призванию. Желание помочь людям лежит в основе. Это позволяет нам задержать кадры, которые могли бы уйти в коммерческие структуры.

Возможно, если мы создадим им такие условия, как у Светланы Ивановны, будет отток из коммерческих учреждений к нам в амбулаторные. Поэтому председатель комитета ставил условие, чтобы были хорошие условия для работы врача и приема пациентов. Светлана Ивановна нашла прекрасное помещение, туда приятно заходить. Мы даже проводили конкурс по подбору медсестер, которые будут работать с этим личным врачом.

С начала эксперимента прошло три месяца, но он еще не стал массовым, потому что идет осмысление своих профессиональных возможностей. У нас увеличилось количество документов, которые идут на квалификационные категории. Люди хотят получить эти категории, чтобы попробовать себя в этой стезе. Мы не можем допустить к этой работе терапевтов второй категории, потому что они должны доказать свои глубокие знания. И то, что сейчас растет количество документов для квалификационной комиссии, является толчком для повышения профессиональных знаний. В поликлиниках Минска созданы хорошие условия для работы терапевтической службы. Наша главная задача – оценить, что сейчас нужно пациентам и медикам.

Насколько я понимаю, этими услугами может воспользоваться только человек, который прикреплен к этой поликлинике.

Людмила Луговец: Есть случаи, когда к нам приезжали люди из Могилёвской области.

И договор можно заключить, независимо от того, к какой поликлинике ты прикреплен?

Светлана Цобкало: Любой гражданин Республики Беларусь может приехать к нам на прием. Был даже гражданин Италии, который пребывал здесь в гостях.

Странно, что он не пошел в платный медицинский центр… Сколько поликлиник сейчас работают по такому принципу?

Людмила Луговец: Из 37 - более 20 поликлиник.

Больше половины. А почему в остальных нет?

Людмила Луговец: Это связано с техническими моментами: получением квалификационной категории, где-то еще идет отпускная кампания. Но я думаю, что к концу этого года во всех поликлиниках будут подобраны высококвалифицированные кадры, и в каждом учреждении будет эта услуга.

Кроме цены, какие еще преимущества есть у этой услуги по сравнению с платными коммерческими центрами?

Людмила Луговец: В коммерческий центр надо ездить. А если пациент находится на своей территории, рядом с домом, он придет в свою поликлинику. Люди привыкли, чтобы те или иные услуги были недалеко от места их проживания.

Кроме того, когда человек ходил в одну и ту же поликлинику, он уже более-менее знаком с врачами.

Людмила Луговец: Он уже знает, кому можно доверять, кому нет, у кого высокая квалификация, а у кого ниже.

Буквально сегодня появилось сообщение, что коммерческие медицинские центры уже испытывают перегрузку, потому что очень много людей хотят заплатить немалую сумму за услуги и прийти к ним. Они понимают, что у них скоро тоже будут очереди. Поэтому это хороший выход из ситуации.

Людмила Луговец: По программе переоснащения материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений, разработанной Министерством здравоохранения и Мингорсиполкомом, улучшена материальная база поликлиник. Поэтому мы можем предоставить высококачественные ультразвуковые скрининговые, биохимические исследования.

Как говорит председатель комитета Виктор Иванович Сиренко, главное – не навредить. Всем руководителям надо определить врачей, которые могут работать с пациентами, и направления, в которых сегодня нуждаются люди.
-20%
-10%
-20%
-10%
-20%
-30%
-65%
-20%