1. Руководителей МЗКТ, МТЗ, БЕЛАЗа и других предприятий обвиняют в получении взяток от россиян
  2. Тест по роману «Черный замок Ольшанский». Его должен пройти на 10 из 10 каждый белорус
  3. Представитель власти — это кто? Разобрались с юристом, кого нельзя будет оскорблять по новому УК
  4. В Tinder появились профили студентов, которые сейчас в СИЗО. Как так получилось
  5. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  6. «Любимая пациентка» доктора Менгеле. Как белоруска выжила после опытов палача из Освенцима и написала письмо его сыну
  7. Конфликт в столичной маршрутке. Водитель хотел высадить пассажира, потому что ему не понравилось, как тот пахнет
  8. Источники: в Витебске задержали прокурора города
  9. «Нет, алкоголем не пахнет вообще». BYPOL опубликовал свое расследование по факту смерти Романа Бондаренко
  10. Видеофакт. В Минске замечена бронемашина — ранее ее не удавалось опознать
  11. На пациента, ударившего в «политическом конфликте» врача скорой в Бресте, завели уголовное дело
  12. В Беларуси планируется внедрение еще двух программ скрининга рака — рака желудка и легкого
  13. Четыре спальни, гостиная и терраса. Проект каркасного дома на 108 «квадратов» со сметой
  14. Сугробы, метель и монохром. Смотрите, как Брест и Гродно накрыло сильным снегопадом
  15. Врач Никита Соловей больше не главный инфекционист Минска
  16. Правозащитники опубликовали доклад о пытках в Беларуси
  17. Топ-баскетболистка Беларуси не верит, что в стране все останется как есть. И вот почему
  18. Англия глазами белоруса: чем плоха и хороша британская жизнь
  19. «С мешком на голове привезли на границу, а милиционеры: «Добро пожаловать домой». Юрист ФБК о протестах
  20. У кого было больше шансов найти работу в кризисный 2020 год? Вы удивитесь, но это не «айтишники»
  21. «Я одна здесь уже 10 лет». История Галины, которая живет в мертвой деревне. Почти
  22. BYPOL указал на участие в событиях 11 ноября во «дворе перемен» бойца ММА. Что о нем известно?
  23. Песков — о дворце в Геленджике: Кремль не имеет права разглашать
  24. Вынесли приговор минчанину, которого обвиняли в нападении на сотрудника ОМОНа, — 5 лет колонии
  25. Что происходит в Беларуси 27 января
  26. Последствия «Ларса»: более 2200 обесточенных пунктов, упавшие деревья, подтопленные дома и застрявшие машины
  27. Горный инженер из Могилева предлагает пешеходный туннель под Днепром — и это звучит круто. Он все рассчитал
  28. Бегуна из Новополоцка ждет суд за фото с забега Zombie Run. Соседи считают их «исключительно циничными»
  29. В мире уже больше 100 млн человек с коронавирусом. Какие страны лидируют по числу зараженных?
  30. 1000-летие Бреста и аккумуляторная эпопея. Чем запомнился теперь уже экс-губернатор Анатолий Лис


Екатерина КОВАЛЕВА,

Около 30 000 абонентов столицы ежегодно общаются по "телефонам доверия" службы экстренной психологической помощи. Примечательно, что 20 000 звонков приходится на взрослых, 10 000 — на детей и подростков. Цифра внушительная, особенно если учесть количество жителей в столице. Кто и зачем звонит психологам?

Звуковая терапия

Набирая "телефон доверия" для взрослых, я не могла предположить, что на том конце провода со мной поздоровается… мужчина. Мягкий, бархатный голос очаровал, но ненадолго. Не успела я задать свой первый вопрос: "На базе какой организации работает ваш телефон?", как получила категоричный ответ: "У нас действует правило конфиденциальности". Позже я все-таки выяснила, по какому адресу "скрывался" невидимый собеседник.

Нужная улица, а вот и дом, за железной дверью которого проводятся душевные разговоры. Вхожу. Комнаты, где работают психологи-консультанты "телефонов доверия", просторные и светлые, интерьер (цветы, ковер, мягкие кресла) создает домашнюю атмосферу. На рабочих столах психологов, естественно, телефон, нашлось место ручке и множеству бумаг. Из окна открывается вид на внутренний двор: "картинка" успокаивает.

Психологи-консультанты трудятся посменно: с 8.00 до 20.00 и с 20.00 до 8.00. Количество рабочих часов, следовательно, 12. У них нет перерыва на обед и права на сон.

"Мужчин тревожат те же проблемы, что и женщин"

Специалисты "телефона доверия" для взрослых не делят звонки на сложные и простые, людей — на трудных и не очень, ситуации — на важные и пустяковые.

— Каждый человек считает, что его вопрос индивидуален и значим. Даже если со стороны кажется, что проблема незначительна, надо учитывать, что для абонента она актуальна в данный момент, поэтому проигнорировать ее нельзя, — рассказывает Ольга Шабалинская, психолог-консультант.

Звонки абонентов, их истории, тревоги и надежды — запретная тема для разглашения. Все попытки хотя бы немного приоткрыть завесу тайны пресекаются жестким "нет". Специалисты служб экстренной психологической помощи дорожат "исповедями" своих собеседников и не предают их огласке.

Чаще всего за бесплатной психологической телефонной помощью для взрослых обращаются женщины. Мужчинам не дают покоя семейные, рабочие проблемы, взаимоотношения с детьми…

Определить средний возраст звонящих невозможно, так как один из действующих принципов работы психологов-консультантов — анонимность. К их числу также относятся конфиденциальность и доступность. Не постоянно и число звонков в день, однако приблизительно 10—12, их количество не зависит от времени суток. Но такого, чтобы за всю рабочую смену не раздалось ни одного, не бывает.

— Если человек позвонил на "телефон доверия", его зачастую действительно что-то беспокоит. Хотя, конечно, встречаются и звонки не по адресу: вроде "Как мне испечь пирог?" или "Как произвести раздел квартиры?", — говорит Ольга Шабалинская.

Ответственные решения

Специалисты "телефона доверия" стараются уклоняться от дачи советов и рекомендаций. Но есть моменты, при которых консультант занимает директивную позицию. Это происходит в тех случаях, когда человек звонит с суицидальными намерениями, в наиболее тяжелых кризисных ситуациях, например, при изнасиловании или тяжелой депрессии.

— Набрать "телефон доверия" — это не проявление слабости, — рассуждает Светлана Крищанович. — На самом деле рассказать о своей проблеме — значит проявить силу.

Консультанты рекомендуют людям, которые не могут найти самостоятельного выхода из ситуации, не совершать импульсивных и опрометчивых поступков, а обратиться за профессиональной психологической помощью.

— Большое преимущество "телефонов доверия" в том, что контакт с абонентом аудиальный, глаз собеседника не видно, это расслабляет человека, снижает уровень его тревоги, — говорит Ольга Шабалинская.

Узнавать подробную информацию о собеседнике психологи не стремятся. Единственное исключение — ситуации суицида.

— В данном случае порой необходимо узнать адрес абонента, чтобы вызвать "скорую помощь", — говорит Светлана Крищанович. По должностным обязанностям, если человек признается в совершении преступления, психологи-консультанты сообщают об этом в органы милиции.

Нагрузка на ухо


— Самое сложное в работе психолога-консультанта — это непредсказуемость, — говорит Ольга Шабалинская.

На "телефон доверия" звонят разные категории людей. Психологи-консультанты привыкли к этому и выработали умение работать с любыми абонентами. Приходится сталкиваться и с агрессивно настроенными, недовольными людьми, и с неадекватными — пьяными. Хотя последнюю категорию можно частично оправдать: некоторые из них используют алкоголь, чтобы снять напряжение.

— Для психолога очень важно обладать эмпатией — способностью понимать другого человека, — рассказывает Ольга Шабалинская. — Важную роль играет и интеллект консультанта.

— Так как нагрузка идет на ухо, я считаю, что главное для нас — умение выслушивать, умение задавать вопросы, — рассуждает Светлана Крищанович.

— Я могу считать свою работу хорошо выполненной, если человек говорит, что ему помогли. Я ориентируюсь на собственный внутренний анализ, свои ощущения, интуицию, — резюмирует Ольга Шабалинская.

Время в компании двух психологов-консультантов пролетело незаметно. Факт: они умеют расположить к себе, с ними приятно говорить, их хочется слушать. Видимо, эти качества и помогают специалистам "службы доверия" в непростой профессии. Ведь они не только лечат души абонентов, но и зачастую спасают их жизни. Причем психологи используют своеобразные методы исцеления: живую речь, вариации интонаций, тембра и темпа голоса. И, конечно же, веру в то, что помощь окажется полезной для человека.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Леонид Пергаменщик, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка:

— Существование "телефонов доверия" в Беларуси начинается с середины 1980-х годов. Первая служба экстренной психологической помощи действовала при журнале "Рабочая смена" и называлась "Трубка мира". В то время психологов было мало, а проблем достаточно много. Сегодня "телефоны доверия", несомненно, популярны среди населения, к их услугам прибегают различные категории людей. Мое отношение к службам подобного рода положительное. Однако эффективность "телефонов доверия" во многом зависит от того, какой психолог-консультант находится на другом конце провода. Если специалист малоквалифицированный, то минусы "телефона доверия" возрастают. Поэтому особое искусство психологов состоит в том, чтобы ответить абоненту, не навредив. Факультетом предусмотрено обучение психологов-консультантов работе на "телефонах доверия", прохождение практики студентов в данных службах не предполагается. 
-35%
-50%
-5%
-15%
-20%
-20%
-23%
-20%
-25%
-50%
0071910