Поддержать TUT.BY
143 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  2. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  3. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  4. Владимир Макей: «Сегодня никто не спорит, что Александр Лукашенко выиграл выборы»
  5. В Минске прошел необычный концерт. На такой же можно будет попасть на следующей неделе
  6. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  7. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  8. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  9. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  10. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  11. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  12. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  13. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  14. За сутки в Беларуси зарегистрировано 1175 новых случаев COVID-19
  15. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  16. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  17. Референдум в Кыргызстане: страна становится президентской республикой
  18. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  19. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  20. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  21. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  22. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  23. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  24. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  25. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  26. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  27. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  28. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  29. БАТЭ в скандальном матче сумел уйти от поражения, «Шахтер» на 4 очка оторвался от преследователей
  30. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон


Андрей Коровайко,

О сексуальных традициях белорусов не принято говорить вообще. А если уже и обсуждать эту пикантную страницу нашей истории, то тихим шепотом. А между тем мы можем смело гордиться сексуальными успехами наших предков. Пользовались ли они сексуальными игрушками, и был ли все-таки секс в Советском Союзе? Об успехах белорусов на сексуальном поприще в эфире Радио TUT.BY рассказала выпускающий редактор интернет-газеты "Салідарнасць”, филолог и культуролог Анастасия Зеленкова.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


- Какая роль отводилась сексу в жизни наших предков?


- Секс всегда играл огромную роль. Конечно, белорусы не создали Камасутру. Но в плане поз, техники и видов секса они знали не меньше современников. Об этом свидетельствует обилие тематических фольклорных и литературных произведений. Кстати, мы более стеснительны в сексе, чем наши предки.

- Почему до широкой аудитории не дошли все эти источники?

- На самом деле, они есть. Например, произведения фольклора собирались известными белорусскими фольклористами. К сожалению, в более поздние времена они активно вырезались из фольклорных сборников. Так сложилось, что тема секса была табуирована. В итоге образ белоруса стал олицетворять собой трудолюбивого мужика с жалостливой песней. А ведь белорус пахал не только в поле, но и на сексуальной ниве.

- Где можно найти и почитать белорусский эротический фольклор?

- В 2006 году вышла книга "Белорусский эротический фольклор". Это издание выпустили в России. Оно продавалось и в Беларуси, однако в ограниченном количестве. С этой книгой можно ознакомиться в библиотеках.

- Интересно, что собрано в этом издании?

- В этой книге собран белорусский эротический фольклор. Представлены также исследования фольклористов. У нас никак не могут поставить точку в истории, а вы хотите, чтобы они сразу к сексу перебрались! Если бы исследователи начали активно изучать эту тему, то многие вопросы истории были бы попросту закрыты.

- А в белорусской художественной литературе также представлена эта тема?

- В царские и более поздние времена тема секса в литературных произведениях жестко вырезалась цензурой. Тоталитарный режим не любит неконтролируемых сфер жизни. А секс, как известно, вещь достаточно неконтролируемая.

Безусловно, в литературные сборники XVI- XVII века входили произведения, в которых прослеживалась тема секса. Кроме того, было много не напечатанных произведений, которые люди носили за пазухами и передавали друг другу. В нецензурированной прозе описывались вполне конкретные вещи.

- Проще говоря, в таких произведениях имела место порнография?

- Я бы не стала называть это порнографией, потому что наши предки на вопросы секса смотрели абсолютно спокойно. Никому не приходило в голову, что в этом есть нечто ужасное или непристойное. К XVIII веку ситуация несколько изменилась. В это время начинается романтическая проза. На секс стали смотреть немного по-иному, но при этом эпоха XVIII века была более распущенной.

- Какими были белорусские сексуальные традиции в разные времена и для разных сословий?

В белорусском фольклоре секс был практически везде. Даже в безобидной песне “Ясік коніка паіў, Кася воду чэрпала”. На самом деле, в этой песне идет вполне конкретное описание полового акта. Необходимо знать, через какие символы-образы зашифровывались наши предки. Весь мир вокруг людей делился на составляющие "он" - "она". Различные предметы, животные, явления природы и домашняя утварь делились на мужское и женское начало. Можно приводить массу примеров, и вы увидите, что в абсолютно безобидных песнях есть вполне понятный эротический смысл. В известной белорусам народной песне "Купалінка" мы можем найти много эротических образов. В ней есть такие слова: “Ружу, ружу поле...” А роза олицетворяет собой девичью невинность. Слова “колоть” и “втыкать” вполне конкретно отождествляются с половым актом. Белорусский народ спокойно говорил о теме секса даже в песнях.

- Все это кажется надуманным. Как вы пришли к скрытому значению символов?

- Я не являюсь первооткрывателем в этой тематике. Этот вопрос поднимался на рубеже столетий, когда наши фольклористы начали активно изучать фольклор. Нам известны труды Довнара-Запольского, посвященные эротической тематике в белорусском фольклоре. Я вам привела пример безобидных песенок. А ведь есть и те, которые даже не издавались в фольклорных сборниках.

Также у белорусов существовали определенные традиции, связанные с рождением. Например, родившемуся ребенку было принято обрезать пуповину на два пальца. Если обрезать короче, то в будущем у мальчика это скажется на размере его полового органа, а девочка будет слишком распущенной. В былые времена практиковали совместные роды, то есть муж помогал жене рожать. Супруг имитировал родовые схватки, а если стоны мужа были неубедительны, то бабка-повитуха привязывала к его детородному органу суровую нитку и периодически дергала. В фольклорных песнях о родах, которые исполнялись на крестинах, даже не нужно было читать образы. Когда происходили крестины, кума и кум садились за стол и совершали определенные обряды. Например, таскали бабку-повитуху на бороне, а ведь это приспособление тоже имеет активный фаллический образ.

На эти праздники не пускали детей - поэтому взрослые могли отрываться на полную катушку. Многие не слышали этих песен, потому что их не исполняли в повседневной жизни.
Молодежный фольклор не был таким открытым и откровенным. В нем встречались зашифрованные образы, которые также можно было при желании увидеть.

Я думаю, что не многим известен обычай подночевок, когда молодой человек оставался на ночь у девушки. У молодых людей шел активный процесс созревания. В это время девушек часто отправляли спать на какие-нибудь хозяйственные постройки. К барышням достаточно часто приходили юноши, с которыми они проводили ночь. Причем молодых людей могло быть одновременно два или три. Эту традицию описывали наши фольклористы на рубеже XIX-XX века. Родители не препятствовали этой традиции, потому что она передавалась из поколения в поколение. Матери некоторых девушек очень сильно переживали, что к их дочерям не ходят ночевать кавалеры. Иногда молодые люди приходили в дом и тихонько уходили утром. Зачастую после таких подночевок родителям приходилось играть свадьбу.

На самом деле, я не могу говорить о том, что идеал целомудрия не существовал. Желательно, чтобы невеста выходила замуж девственной. Безусловно, так было далеко не всегда. Если бы такие случаи не существовали на практике, то белорусский фольклор не знал бы распространенного наказания на свадьбе за подобные провинности. Например, во время торжества родственникам невесты давали дырявые блины, намекая на легкую подпорченность девушки.

- Пользовались ли молодые люди какими-то контрацептивами, чтобы не приходилось играть свадьбу?

- Один римский философ говорил, что для предотвращения беременности женщина должна после полового акта присесть и чихнуть. Большой вопрос, можно ли это действо назвать контрацепцией. В Беларуси существовали магические средства, которые якобы позволяли не забеременеть. Например, невеста могла положить себе за пазуху замок, когда собиралась выходить замуж. Существовала трава загартушка (Orhis latifolia). Она помогала избежать нежелательной беременности. История умалчивает, пользовались ли наши предки контрацептивами современного типа. Я уверена, что прабабушки и прадедушки их использовали, потому что наши знатные предки активно перенимали европейские новинки. В начале XX века в периодических изданиях встречалась реклама магазинов, в которых продавались средства контрацепции.

- Интересно, продавались ли в этих магазинах какие-нибудь сексуальные игрушки?

- В Беларуси до сих пор находят вдоль водоемов сделанные гораздо раньше фаллосы из песковика. Причем длина самой большой находки - 80 сантиметров!

- Вам известны обряды, в которых мог бы потребоваться восьмидесятисантиметровый фаллос?

- Исследователи пишут, что эта находка могла участвовать в свадебных обрядах. В трактате XII века говорится, что фаллосы во время свадебного обряда клали в чаши, а потом из этих чаш пили. Утверждалось, что это способствовало продолжению рода. Очень многие в Шкловском идоле до сих пор видят фаллический символ. В языческой культуре Бог отождествлялся с фаллосом. В начале XX века стоял знаменитый камень "Дед", на который женщины садились голым местом и таким образом лечились от бесплодия.

- Оказывается, наши предки отмечали праздники совсем не так, как мы?

- Они в этом плане были более свободными, чем мы. Календарные торжества не обходились без эротики. Безусловно, самым эротичным праздником было Купалле. В церковных книгах повсеместно осуждались купальские игрища, где происходило "отрокам осквернение, а девам растление". В начале XX века фольклорист Сержпутовский приводил свидетельство, что девушки и женщины на Купалле не считают грехом связь с чужими мужчинами или парнями.

- Как относилось к сексу более высокое сословие?

- У нас почему-то считается, что сарматские портреты и высокодуховные тексты - это все, что нам оставили предки. В то время на эротику и секс было два взгляда. Официальный идеал мы видим в литературе и на портретах. Вторым идеалом пользовались практически все, но почему-то мы об этом забываем. Эти два варианта уживались между собой, и секс считался нормальным явлением.

Мода на открытые платья пришла к нам из Европы. Белорусские шляхтянки активно подхватили эту моду, и декольте наших женщин были очень откровенными. Говорили, что наши женщины ходили в более откровенных нарядах, чем в Европе. К сожалению, европейская мода достаточно плохо приживалась у белорусских мужчин.

Кстати говоря, литвинки, они же белоруски, были более раскрепощены сексуально, чем наши соседки польки. Сигизмунда отговаривали жениться на Барбаре Радзивилл и предупреждали его, что она очень распущенная женщина. Ее называли польской Мессалиной, потому что она имела связь с мужчинами разных сословий. Возможно, Сигизмунда это и привлекало в Барбаре Радзивилл.

В XVIII веке в Европе мужчина и женщина, встретившись на балу в масках, могли не узнать друг друга и уединиться в отдельной комнате.

Сейчас мы употребляем много слов, связанных с эротикой, но мы совершенно не знаем об этом. Например, "кузем" в XVI веке назывался мужской половой орган. Наверное, когда Никита Сергеевич собирался всем "показать кузькину мать", то не знал об этом. Интересная трактовка и белорусского слова "кепскі". Некоторые исследователи считают, что слово "кеп" отождествляется с женским половым органом.

- Был ли секс в Советском Союзе?

- В Советском Союзе секс был, а особенно ярко это проявлялось в начале века. Писали трактаты, в которых говорилось, что женщина не должна отказывать пролетарию, а иначе ее идеология признавалась мещанской. То есть была объявлена эра свободной любви. Публичные дома с ростом заболеваемости и количеством абортов привели к тому, что нация оказалась под угрозой исчезновения. Большевикам пришлось объявить секс антинародным явлением, и требовалось половое воздержание. Более того, появились двенадцать половых заповедей революционного пролетария. Там говорилось о том, что не следует достаточно часто заниматься сексом. В девятой заповеди говорилось: "Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности". А в двенадцатой заповеди и вовсе подчеркивалось: "Половое во всем должно подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая".

- Насколько мне известно, вы сейчас работаете над собственной книгой о белорусских народных сексуальных традициях. Когда она будет опубликована?

- Мне очень хочется, чтобы эта книга вышла поскорее. Сейчас я собираю материал по данной тематике, изучаю ранее написанные трактаты и книги. У нас не много литературы, из которой можно узнать о сексуальных нравах белорусов. Я не ставлю перед собой задачу повеселить кого-то клубничкой. Мне хочется пробудить у белорусов гордость за свою нацию. На самом деле, мы можем гордиться сексуальными успехами наших предков. Я призываю чтить сексуальные народные традиции и не отставать от наших предков!
-20%
-20%
-20%
-10%
-10%
-20%
-10%
-35%
-20%
-5%
-50%