/

Оулу — пятый по величине город Финляндии, где живет около 200 тысяч человек. А еще это одно из лучших мест для того, чтобы ездить на велосипеде зимой. GO.TUT.BY узнал у Пекки Тахкалы, консультанта администрации Оулу по вопросам развития велоинфраструктуры, как Минску стать дружелюбнее к велосипедному движению.

О разнице между велосипедным Минском и Оулу

Фото: из личного архива Pekka Tahkola
Фото из личного архива Пекки Тахкалы

— Какие у меня впечатления от езды на велосипеде по Минску? Здесь лучше, чем я ожидал! — смеется Пекка. — У вас есть отличная велодорожка вдоль реки — но в определенный момент она просто заканчивается. В целом же, ехать на велосипеде в Минске — это означает проходить полосу препятствий. Всегда тебе что-то попадается на пути.

Велосипедное и пешеходное движение должны быть самыми важными для города. Надо, чтобы передвигаться так можно было быстро, просто и удобно — чего сейчас о Минске не скажешь.

Фото: из личного архива Pekka Tahkola
Минск, фото из личного архива Pekka Tahkola

Вы отдаете много места машинам. Ограничения скорости в городе для меня просто нелепы: 60 км/ч — а до того, как оштрафуют, допустимы 69 км/ч. У нас в центре Оулу ограничение скорости 40 км/ч, но довольно скоро будет около 30 км/ч.

Я не говорю, что от машин следует избавиться. Они тоже нужны. Но город должен быть в первую очередь удобным для передвижения пешком и на велосипеде.

Фото: из личного архива Pekka Tahkola
Минск, фото из личного архива Pekka Tahkola

То, что велосипедисты делят тротуар с пешеходами, — не лучшее решение. Но допустимое там, где движение на дороге очень интенсивное.

А еще, почему в Минске так много плитки? Я понимаю, где-то в центре ее кладут, чтобы создать имидж. Но в целом, это просто трата денег. На велосипеде ехать по плитке неудобно — особенно когда даже в новом покрытии отдельные элементы качаются.

Как ездят на велосипеде в Оулу

— В Оулу около 200 тысяч человек. 77% из них используют велосипед в течение года, 42% ездят зимой хотя бы иногда.

Это — то, как выглядит зима в Оулу. Много снега, холодно. Но практически половина населения города все равно ездит на велосипеде в это время года.

Фото: из личного архива Pekka Tahkola
Оулу, фото из личного архива Pekka Tahkola

В Оулу 865 км велодорожек — даже многовато для нас, слишком дорого их содержать (например, все освещены фонарями). 98% из них продолжают функционировать зимой.

У большинства велодорожек — приоритет перед автомобильными дорогами. То есть когда идет снег, мы чистим сперва путь для велосипедов, а уже потом для автомобилей. Потому что для велосипеда снежный покров куда более критичен.

Фото: из личного архива Pekka Tahkola
Оулу, фото из личного архива Pekka Tahkola

Велодорожки не следуют автомобильным трассам. Они построены так, чтобы с их помощью можно было передвигаться быстрее. Например, машина обязана стоять на светофоре, а велосипед нет.

В 2017 году у нас появились велодорожки суперкласса, за которыми зимой следят круглосуточно. Обслуживает их подрядчик — частная компания, которая выиграла тендер. Условия довольно строгие: на велодорожке не может быть больше 2 см снега в любое время суток. Если это не соблюдено, подрядчик платит штраф государству. А если работает качественно, то получает бонусы: 12 тысяч евро — за хорошее обслуживание, 8 тысяч евро — за удовлетворенность пользователей. У нас есть несколько десятков «тайных агентов», которые часто ездят на велосипеде и оценивают состояние дорожки. Кажется, что суммы премий небольшие — но ориентировочная стоимость всего проекта 200 тысяч евро в год (что совсем мало для городского бюджета). Хорошо, если в будущем бонусы станут более существенными, но пока город обозначил такие условия.

Фото: из личного архива Pekka Tahkola
Оулу, фото из личного архива Pekka Tahkola

Кроме этих велодорожек, есть маршруты первого класса: они должны быть очищены от снега дважды в день — до 7 утра и до 4 дня. И велодорожки второго класса, которые чистят реже.

И да, на дорогах мы не используем соль. Это запрещено. Из-за соли снег превращается в кашу даже при минус 12. Соль вредна для окружающей среды, деревьев, собак на прогулке, даже для обуви. 

Мы просто убираем снег. Когда механически избавляешься от него, тонкий слой всегда остается. Обычно получается нескользко — что подтверждается тем фактом, что только 33% велосипедистов у нас используют шипованную резину. А все остальные — одну и ту же в течение года. Если снега нет несколько недель, то мы добавляем немножко гранитной крошки сверху. Раньше использовали песок, но от этого много проблем с пылью.

Фото: из личного архива Pekka Tahkola
Оулу, фото: из личного архива Pekka Tahkola

В городе установлены специальные счетчики, которые показывают, сколько велосипедистов проехало в этом месте. И уже есть один такой, который оценивает состояние велодорожек и сообщает о нем онлайн. Мы еще тестируем, насколько он хорош, — но в течение года таких счетчиков будет больше.

Я помню, как пару лет назад зашел в местный веломагазин. Был январь, минус 20. Дверь открылась, и появился новый клиент — пожилой мужчина. Между делом он рассказал консультанту, что ему 91 год. И знаете, зачем он пришел в магазин? Купить что-то к новому велосипеду его подружки — она моложе, всего 82 года. Я хотел его сфотографировать, но этот джентльмен был таким скромным, что отказался.

Как улучшить жизнь для велосипедистов в Минске

— Я не ожидаю, что в Минске такую инфраструктуру создадут за год. Я просто хочу показать, что так можно. В конце концов, вы в лучшей позиции по сравнению с Оулу: меньше снега, больше людей. Минск довольно компактный: даже с учетом того, что я спешивался и ждал на светофорах, от отеля «Беларусь» до домика Минского велосипедного общества в районе площади Победы доехал за 30 минут.

Фото: из личного архива Pekka Tahkola
Минск, фото из личного архива Pekka Tahkola

Первые шаги к развитию велосипедного движения у вас уже сделаны. В Минске есть отличная велодорожка. Это срабатывает во многих городах: когда вы даете людям попробовать что-то хорошее, они начинают требовать большего. Я думаю, это уже происходит в Минске. То же случилось в Хельсинки, который когда-то был совсем не дружелюбным к велосипедам городом.

Нужны те, кто будет продвигать велосипедное движение, — как Минское велосипедное общество. Хорошо, если в политических кругах понимают, как важен велосипед для города. В Лондоне, Париже, Нью-Йорке это помогло добиться удивительных перемен.

Велосипед — это польза для всех. Даже для тех, кто на нем не ездит. Я всегда объясняю это людям, которые негативно относятся к развитию велодвижения. Кататься они не обязаны — но если в целом больше людей вместо машины выберет велосипед, для всех станет меньше пробок. Меньше аварий. А еще есть преимущества, которые сложно выразить в цифрах — улучшение качества жизни.

Фото: из личного архива Pekka Tahkola
Минск, фото из личного архива Pekka Tahkola

Активисты подсчитали, что если в Хельсинки вложить миллион евро в велосипедную инфраструктуру, это приведет к экономии 7,8 миллиона евро. В основном, за счет того, что люди станут здоровее, продуктивнее, будут жить дольше. Мы должны быть физически активны хотя бы полчаса в день: ходьба или прогулка на велосипеде, не обязательно даже потеть. Но многие не выполняют даже этого. А с велосипедом ситуация меняется. Так что развитие велоинфраструктуры в городе — это не расходы, а инвестиция.

-10%
-10%
-20%
-15%
-70%
-30%
-10%
-30%
-20%
-30%