Что можно констатировать по поводу изменений в экономическом положении предприятий? Неплатежи растут, долги «выскребать» все сложнее и сложнее, число ликвидируемых или банкротящихся контрагентов увеличивается. И даже не нужно быть экспертом, чтобы понять, что все это многократно возросшей ношей ложится на юридическую службу любого предприятия: надо писать больше исков, заявлений, претензий, качественно изменять подходы по взысканию денег. Деньги у должников зачастую есть, но не для всех, и должники просто не считают нужным с ними расставаться.

Работы стало больше, требуется больше людских ресурсов, но денег на это нет. Остается одно — работать не больше, а качественнее, то есть оптимизировать юридические бизнес-процессы.

Если раньше оптимизация, автоматизация работы юристов, анализ и поиск точек улучшения рассматривались как причуда не по-белорусски богатых компаний, то сейчас это просто мера выживания. И именно поэтому каждому руководителю предприятия, каждому юристу пора задуматься над вопросами, как правильно обеспечивать юридическую и экономическую безопасность, как не остаться без оборотных средств, как не брать кредиты под бешеные проценты, когда все деньги «заморожены» в дебиторской задолженности, как все это сделать с адекватными тратами на юрслужбу, не раздувая штат и не тратя денег, которых и так нет. То есть как оптимизировать и организовать работу так, чтобы получить нужный результат.

Оптимизация по требованию

Оптимизировать процессы требуют и органы власти. Для белорусских предприятий с долей государства определенные проблемы возникли с принятием 23.02.2016 Указа № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», который на законодательном уровне закрепил обязанность по экономии ресурсов организациями всех форм собственности и в то же время повышению качества производимой продукции (работ, услуг). Экономить нужно тоже с умом. Если все бизнесы вокруг оптимизируют и автоматизируют свои процессы, то в один прекрасный момент вполне могут быть предъявлены претензии в пассивности тем, кто решил заняться псевдоэкономией, а не улучшением работы.

Лидеры делятся опытом

Именно поэтому мы рады предложить вам уникальную возможность познакомиться с передовым опытом внедрения антикризисных мер в работе юридических служб белорусских и российских предприятий, построения современной, отвечающей нынешним реалиям и задачам юридической службы, повышения юридической безопасности бизнеса. 22 апреля 2016 года состоится Международный конгресс юридических служб LawSpring, организуемый редакцией старейшего правового журнала «Юрист» и Образовательным центром «Профессиональный интерес». Конгресс является уникальным мероприятием, поскольку только на нем можно познакомиться с практическим опытом ведущих юрслужб по организации работы.

Один из самых известных и ожидаемых спикеров конгресса — вице-президент по правовым и корпоративным вопросам ПАО «МТС» (Российская Федерация) Руслан Ибрагимов, который поделится своим опытом стандартизации юридических процессов. Правильная стандартизация — это создание неких шаблонов, по которым нужно работать другим службам, без необходимости привлекать каждый раз юридическую службу. Но просто сделать шаблон и сказать — делаем так, мало, поскольку очень скоро можно растерять всех клиентов, которые не будут вписываться в рамки узкого стандарта. Из доклада Р. Ибрагимова вы узнаете, как правильно стандартизировать процессы, какие могут быть проблемы и вопросы на пути стандартизации, как следует их решать, как сделать стандарт, который будет учитывать все варианты, как увидеть, что из обычной работы можно стандартизировать. Вы научитесь организовывать работу своей службы так, что сможете профессионально справляться со все более растущим объемом задач.

Стандартизация юридических процессов, по самым скромным оценкам, позволит освободить от механической работы до 20% времени юридической службы, которое может быть потрачено на действительно важную работу — более плотное общение с судебными исполнителями по розыску и изъятию имущества должников, разработку и внедрение правил и норм предупредительной работы, переговоры с проблемными должниками.

Говоря об оптимизации работы юридической службы, нельзя обойти вниманием и такое перспективное направление, как автоматизация. Своим опытом по автоматизации на базе 1С технической, но, тем не менее, крайне необходимой юридической работы поделится Снежана Михасюк, руководитель юридической службы ОАО «Брестский мясокомбинат». Это предприятие является одним из немногих белорусских производителей мясной продукции, устойчиво имевших прибыль в последние годы, и грамотное ведение юридических процессов играет в этом не последнюю роль. Вовремя отработанный должник — это вовремя полученные от него деньги, а вовремя полученные деньги — это своя «оборотка», отсутствие необходимости брать кредиты и платить за это проценты, а также списывать безнадежные долги, а это и есть в целом финансовый результат компании.

Если на одном предприятии внедрение автоматизации за 40 000 000 рублей позволило сэкономить только на зарплате специалистов в первый год 200 000 000 рублей и ускорить пополнение оборотных средств на 20%, то при определенном развитии событий отсутствие такой оптимизации под предлогом псевдоэкономии в 40 000 000 рублей вполне может быть признано ненадлежащим исполнением обязанностей. И готовы ли будут руководители предприятий с долей государства и руководители отдельных служб таких предприятий в свете Указа № 78 ответить на вопрос, почему на соседнем предприятии тот же товарный оборот, то же количество договоров и контрагентов обеспечивает в два раза меньшее количество юристов или бухгалтеров, когда такой вопрос резонно будет задан контролирующими органами? Думаем, что нет.

Ну, а юридических гурманов, руководителей высшего ранга и просто юридических мегапрофессионалов не может не заинтересовать выступление Аку Сорайнена — основателя юридической компании Sorainen (одна из крупнейших региональных юридических компаний), старшего вице-председателя Комитета по вопросам управления юридической фирмой Международной ассоциации адвокатов. Выступление А. Сорайнена будет касаться поиска и управления талантами в команде юристов. Ведь создание команды «звезд» является очень нелегкой задачей, особенно если дело касается таких индивидуалистов, как юристы. В практике работы юрслужб очень часто встречается ситуация, когда при невозможности участия руководителя в какой-то важной встрече или важном деле очень редко делегируются полномочия другим. Причин несколько, но самая частая — отсутствие сопоставимых по уровню с руководителем «звезд». Но без звездной команды не достичь звездных результатов. Таланты на рынке стоят дорого, остается только вырастить своих; но вырастить мало, надо еще потом и удержать. И своим 25-летним опытом по созданию и управлению командой талантов поделится Аку Сорайнен.

Что еще будет?

Всего более 20 спикеров, 20 полезных и практических тем — вот что такое Международный конгресс юридических служб LawSpring. Спикерами конгресса кроме уже указанных выступят представители таких крупнейших предприятий, юридических и аудиторских компаний Беларуси, как «ВМП Власова, Михель и партнеры», «Сорайнен и партнеры», «Бейкер Тилли Бел», «Пивзавод «Оливария», АСБ «Беларусбанк», «Алютех Инкорпорейтед», «Атлант-М», «Т.Э.Л.С.-БиУай», «Белагро Бел», а также эксперты из России, Латвии (в частности, начальник департамента правовой и корпоративной работы АО «Концерн «Созвездие»» (РФ) И. Косякин — победитель конкурса «Лучшие юридические департаменты России», С. Бутов — партнер юридической компании Sorainen (Латвия)). Будут представлены лучшие практики управления, организации, оптимизации, формирования диалога с другими подразделениями, поощрения и мотивации.

Узнать подробности о программе конгресса, месте его проведения, стоимости участия, применяемых скидках и ответы на иные вопросы можно на сайте www.jurist.by в разделе «Специальные проекты».

После Международного конгресса юридических служб LawSpring состоится Торжественная церемония награждения победителей конкурса «Лучшие юридические департаменты Беларуси».

Генеральные партнеры конкурса


Аудитор конкурса

Аналитическая правовая система

Партнер номинации «Промышленное производство»

-50%
-40%
-10%
-50%
-30%
-18%
-50%
-20%
-30%