Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


Группа компаний "Унибокс" - изготовитель оборудования для молочно-товарных ферм, промышленных товаров и сельхозтехники - объединяет 13 предприятий с годовым оборотом около 1 трлн. Br и реализует стратегию, направленную на изучение передового мирового опыта, приобретение эффективных технологий, их адаптацию к рынку Беларуси и стран СНГ. Так представил свой бизнес генеральный директор группы Сергей Русак, выступая в ходе семинара "Эффективное построение бизнес-процессов в сельском хозяйстве как основа возможного партнерства в бизнесе", организованном МТБанком 18 октября в рамках проекта "Бизнес в стиле FLEX".





По словам топ-менеджера, головная компания обеспечивает до 40% всех доходов группы. На втором месте - изготовитель отопительного оборудования СООО "Альфа Колор", на третьем – завод ЖБИ СООО "БетонБокс". Алгоритм создания новых бизнесов в группе следующий: белорусская компания, добившись успеха в определенном секторе, находит партнера в Европе и создает с ним совместное предприятие на паритетных началах. Опыт партнера в сочетании с собственной целеустремленностью обычно позволяют за 2 года выйти на прибыльную работу.
 
Сейчас среди акционеров головной компании 82 физических лица, остальные – юридические. "Дочерние" компании активно покупают акции друг у друга. "Мы каждый год платим примерно 12 млн. Br дивидендов на одну акцию, - рассказал Сергей Русак. - Уставы всех предприятий группы содержат условия, позволяющие мне руководить всеми компаниями. Мой стиль – "личное управление": задумал, решил, сделал. Формируется своеобразная "кристаллическая решетка": езжу, смотрю, говорю, пишу… Вся информация раскладывается по углам "решетки", и когда появляются ключевые понятия, я моментально их извлекаю. Конечно, случаются ошибки, поэтому пытаюсь выработать другую систему управления – коллективную".
 
Молоко перетекает в прибыль

Прошлый год выдался успешным – агрофилиалы принесли по 200 тыс. евро прибыли. Хорошая цена на кукурузу позволила получить рентабельность до 40%. Засеяв эту культуру под пленку, собрали 90 – 110 ц/га – больше, чем раньше. Столь же рачительный подход к животноводству. В компании считают, что выручка от продажи молока – лишь 49% дохода, который приносит корова. Средняя продолжительность жизни коровы в нашей стране – 1,5 периода лактации, а надо – 3 -5. Всего у государства 1,4 млн. голов и в идеале каждая ежегодно могла бы принести по теленку. Из них примерно половина телок, 30% идет на восстановление (420 тыс.). Значит примерно 280 тыс. телок должно быть в потенциале. При цене в 2 тыс. евро можно было бы, например, в Россию продавать скота на 500 млн. евро в год. Но при нынешней продолжительности жизни коров, к сожалению, хозяйства страны не успевают закрывать собственную потребность в воспроизводстве стада. Переломить эту тенденцию можно только за счет знаний. Поэтому "Агро-бокс " и открыл свою лабораторию по определению качества кормов. Через год появится еще одна - по изучению репродуктивной функции коров. Компания уже 6 лет сотрудничает с университетами Пенсильвании, Торонто, Милана и Падуи, обменивается информацией, печатает там свои статьи, собирает и делится информацией.
 
Организация производства основана на неукоснительном соблюдении технологии, которая описана, формализована, распределена в служебных инструкциях. Контрольные точки проверяют в аттестованных лабораториях. Это позволяет четко знать, чего следует достичь и что получается на самом деле.
 



 
Когда группа компаний "Унибокс" в 2004 г. пришла в колхоз, главной проблемой оказалось внедрение культуры труда. В штат даже взяли отставного полковника морской пехоты, чтобы установить дисциплину. Строгостью он добился порядка, кругом все было подметено и вычищено, но оказалось, что надои молока сократились в 1,5 раза. Зато когда начали вводить элементы системы качества ИСО-9001, то и удои повысились, и люди стали больше ценить свою профессию. Потом уже смогли повысить зарплату, выдавать кредиты.
 



 
Система управления качеством, обучение людей - вот рецепты, позволяющие навести порядок в сельхозпредприятии. А одной строгостью и наведением внешней дисциплины военного образца наших людей технологии соблюдать не заставишь, считает С.Русак. Гораздо больше пользы принесет человек с фантазией, интересом, стимулами и знаниями.
 
Территория развития

"После приобретения колхоза, я понял, что развивать бизнес можно, только развивая территорию", - говорит С.Русак. Поэтому теперь свои цели в группе рассматривают не только как получение молока, овощей, зерна, но как благоустройство окрестностей, создание качественной инфраструктуры. На этом тоже можно дополнительно заработать, если построить дороги, оказывать своим же работникам дополнительные услуги – от транспортных до финансовых.
 
Концепция полного производственного цикла предусматривает запуск собственного молочного завода в Смиловичах. У "Унибокса" есть иностранный партнер, который перерабатывает по 200 т молока в день в Италии и Бразилии. В "Агро-бокс Зоотех" производят сейчас примерно 20 т, но намерены увеличить до конца следующего года объемы в 1,5 раза, что позволит выйти на промышленный масштаб. Сейчас разрабатывается договор с партнером, потом начнется строительство завода, который будет специализироваться на изготовлении 30-дневных сыров. В мире на такие сыры приходится 70% всех продаж.
 
Твердый сегмент

СООО "БетонБокс" производит помимо домостроительных конструкций, изделия для строительства ферм, свинарников, складов, навесов для хранения сельхозпродукции. Предприятие может выпускать уникальные колонны, балки и панели различных размеров. А ЧПСУП "Техбокс" предлагает проектирование и строительство "под ключ", например, компания строит ферму за 40 млрд. Br – в 1,5 раза дешевле, чем в среднем по рынку. Один бизнес рождает другой, любит повторять С.Русак, и примеры такой кооперации все объясняют.
 
Работая с железобетоном второй год, "БетонБокс" столкнулся с проблемой неплатежей - у колхозов нет денег. Приходится искать другие способы взыскания задолженности, например, предоставлять своим партнерам займы, принимать в счет оплаты сельхозпродукцию и скот. Выручает диверсификация заказов, что, в свою очередь, требует дополнительных времени и денег.
 
Производство сельхозтехники в СООО "Ферабокс" - не самоцель. Компания делает только то, что нельзя купить на рынке гарантированно, по разумным ценам и с недорогим сервисом. Получается около 3 тысяч небольших машин в год. Например, погрузчиков, подъемников - по 200 штук, дробилок – 150, навозоразбрасывателей – 300, примерно по 200 сеялок и прессов. "Ферабокс" покупает технологию и уплачивает роялти иностранному партнеру, за каждую производимую единицу техники. Здесь приходится строго соблюдать законодательство о защите интеллектуальной собственности и соизмерять свои действия с условиями лицензионных договоров.
 
Горизонты предприимчивости

Места на рынке много, особенно в сельскохозяйственном производстве. Сейчас есть уникальная возможность взять сколько угодно земли, но возможности управления сдерживают применение физической мощи группы "Унибокс". Не хватает не управленцев вообще, а тех, кто может стать партнерами, способными организовать бизнес, многих хороших менеджеров в колхоз просто "не загнать".
 
Какой смысл купить, например, 2% в сельскохозяйственном бизнесе? Во-первых, это новый опыт, есть рынок, территория, люди с историей управления. Есть поддержка банка - не сложно начинать или продолжать. Нужны только фантазия и больше смелости. Не надо бояться бизнеса в сельском хозяйстве, – призывает С.Русак, хотя непростые времена в стране и всем нелегко.
 
Проект "Бизнес в стиле FLEX" (флекс) запущен на постоянной основе. В рамках первого сезона проекта, до конца года будут проведены еще два тренинга, на которых в качестве спикеров выступят Дмитрий Дичковский, генеральный директор СП ЗАО "Милавица", Сергей Левин, председатель наблюдательного совета ИП "Парфюмерно-косметическая фабрика "Сонца".

Мы приглашаем стать клиентами МТБанка по депозитам, зарплатному проекту, обслуживанию текущего счета, кредитованию и лизингу и получить возможность участия в бизнес-тренингах программы "Бизнес в стиле FLEX", проводимых выдающимися бизнесменами страны.
 
Подробнее по телефонам: +375 17 22 999 77, +375 29 181 00 00 
 
Оксана КУЗНЕЦОВА
 
-20%
-33%
-50%
-10%
-10%
-10%
-55%
-10%
-33%
-20%
-23%