Чем ближе 19 марта, тем больше в белорусской политике становится того, что можно назвать с натяжкой или чистой воды черным пиаром. Хотя по сравнению с тем, как обычно проходят избирательные кампании в Украине или России, белорусские выборы - и эти, и предыдущие - не очень "грязные".

Элементы черного пиара присутствовали в публичных выступлениях некоторых кандидатов в президенты. Так, Александр Козулин рубил свою правду-матку о личной жизни президента, а тот в свою очередь назвал одного оппозиционного кандидата фашиствующим нацменом, а другого - представителем преступного мира.

"Я не могу назвать данную избирательную капанию грязной или чистой. Выборы не могут быть стерильными. Естественно, всегда присутствуют конфликты", - заявила 9 марта на пресс-конференции председатель Центризбиркома Лидия Ермошина.

В числе положительных моментов она назвала "отсутствие неприличных, грязных листовок, которые распространялись против действующего президента во время предыдущих выборов". По мнению Ермошиной, печатная продукция избирательной кампании этого года является "корректной".

Но, думается, после истории с поддельным номером "Советской Белоруссии" она изменит свое мнение.

Напомним, 14 марта в Мстиславском районе правоохранительными органами был задержан автомобиль, перевозивший из Смоленска 65 тысяч экземпляров псевдо-"Совбелии". Сопровождал тираж заместитель Партии БНФ Алесь Михалевич.

На первой странице газеты - красочное фото главы государства с заголовком "19 марта - выборы президента Беларуси А. Г. Лукашенко". Старая, но актуальная политическая шутка, в которой само собой есть доля реальности-правды.



Остальные материалы номера также посвящены Лукашенко: "Президент Беларуси - потомок русских царей", "Народная монархия", "Аргументы за и против царизма в Беларуси", "Самый человечный человек".

"Налицо достаточно распространенный прием, который частенько применялся в России, - сказал в интервью БелаПАН главный редактор настоящей "Советской Белоруссии" Павел Якубович. - Меня лично потрясло то, что этим занимался Алесь Михалевич, и за этим стоит БНФ. В моем представлении БНФ всегда был организацией, партией, которая преследовала какие-то культурологические, в общем, серьезные цели, и имидж у БНФ политически спорный, но, тем не менее, он всегда был далек от подобного рода трюков и низкопробных приемов".



Якубович считает, что "это политическое жульничество" и "очень серьезный имиджевый удар по политическим партиям и всему оппозиционному спектру".

"Замысел ясен: газета, известная, раскрученная, и очень многие люди, которые ее никогда не читали, но знают о ее существовании, могли "клюнуть" на содержание материалов", - сказал главный редактор "Советской Белоруссии".

Алесь Михалевич в интервью "Белорусским новостям" заявил, что если бы поддельная "Советская Белоруссия" доехала до Беларуси, то пиар-эффект был бы мощный. Что касается, морально-политического аспекта, то, по его мнению, "по сравнению с тем, что делает "Советская Белоруссия", это суперморально".

Михалевич рассказал, что выпуском поддельной газеты занималась инициатива "Хватит!", а он лишь исполнял техническую функцию сопровождения. Партия БНФ к ее выпуску абсолютно никакого отношения не имеет. В руководстве партии, по его словам, отнеслись к изданию поддельной "Советской Белоруссии" по-разному.

На вопрос, весь ли тираж поддельной "Совбелии" задержан, есть ли еще, Алесь Михалевич отвечать не стал. Но, думается, если ее было отпечатано более 65 тысяч экземпляров, ввезти остальные в Беларусь будет сложно. Правоохранительные органы будут бдеть. Да и пиар-эффект после разоблачения подделки будет уже не тот.

"Такие приемы - обычная составляющая любой избирательной кампании. Серый пиар, черный пиар есть всегда. Но его возможный пиар-эффект нужно хорошо просчитывать. Черный пиар может сработать против тех, кто им занимается, и в пользу того, против кого он направлен. Так что неизвестно еще, каким бы был эффект от этой поддельной "Советской Белоруссии", - сказал в интервью "Белорусским новостям" политолог Валерий Карбалевич.

Что касается содержания неправильной "Совбелии", то, по его мнению, "когда Лукашенко называют "батькой", в том числе и с подачи государственных СМИ, определенным ходом логики это можно довести до абсурда".

Может ли разоблачение этого черного пиара оппозиции сработать против нее? Валерий Карбалевич считает, что официальная пропаганда просто добавила еще один штришок в создаваемый ею негативный имидж демократических сил. Но на результаты выборов это вряд ли повлияет, так как большинство избирателей уже определились, как будут голосовать.

Между тем власти на страницах той же настоящей "Советской Белоруссии" продолжают воздействовать на общественное мнение.

Номер газеты Администрации президента за 15 марта вышел тиражом более 800 тысяч экземпляров вместо обычных 502 тысяч. Он посвящен Дню Конституции. Никаких прямых призывов голосовать за Лукашенко или против оппозиционных кандидатов нет.

Но, например, в газете есть материал "Цветная напасть", в котором утверждается, что "в сегодняшней Беларуси создаются и совершенствуются условия для хорошей и чистой жизни", "помалу, без политической трескотни и социальной демагогии, власть строит крепкий и уютный дом".

"И вот все это - спокойную жизнь сегодня и ясную перспективу на завтра - у нас хотят отнять. Нет, не войной, как это было в 1941 году, а через избирательную урну, с помощью "политических технологий", которые продвигаются теми, кто получил за рубежом чек и заказ на изменение нашей жизни. Они, впрочем, изо всех сил стараются убедить, что их помыслы чисты, что движет ими всего лишь приверженность к демократии, что они способны изменить жизнь к лучшему. Но кто может в это поверить? Либо невежественный человек, либо такой же авантюрист, либо несмышленый подросток", - пишет "Советская Белоруссия".

Те, кто будет голосовать за Козулина или Милинкевича, могут и обидеться.

А вот тираж последнего номера "Народной воли", с большими проблемами отпечатанный в Смоленске, до читателей дойти не может. Он задержан.

Оппозиции ничего не остается, как использовать в качестве трибуны интернет да заборы.

Павел КИРИЛЛОВ
{banner_819}{banner_825}
-20%
-50%
-90%
-20%
-20%
-45%
-20%
-20%
-55%