8 февраля ЦИК рассмотрит проект постановления об использовании госСМИ при подготовке и проведении выборов президента РБ. Об этом сообщил секретарь ЦИКа Николай Лозовик. Ожидается, что кандидатам дадут по два 30-минутных выступления на радио и телевидении. Кроме того, предусмотрена возможность публикации предвыборной платформы в госгазетах. Впрочем, как показывает опыт 2001 г., раскрутиться с помощью законодательно гарантированной каждому кандидату эфирной порции не так-то просто.
Дело не в том, что выступления кандидатов "режут" перед эфиром. Фактов исчезновения кусков теле - и радиообращений во время вторых президентских выборов зафиксировано не было. Причина - в жестких тематических рамках, поставленных перед претендентами, из-за которых пришлось прибегать к самоцензуре.
Как рассказал Сергей Ложкин, замруководителя избирательного штаба Владимира Гончарика в 2001 г., тогдашнему единому кандидату от оппозиций "сразу же поставили ограничения: это нельзя, это нельзя, скажете это - вырежем. Мы изначально ориентировались на эти ограничения, чтобы не было проблем. В итоге все прошло нормально".
Дмитрий Верещагин (в 2001 г. - пресс-секретарь Гончарика) полагает, что выступления кандидатов в эфире мало на что влияют: "Сам факт обращения малозначителен. Формат "говорящей головы" в достаточно сжатое время, имеющееся у претендента? Если рассказывать о программе, это трудно усваивается избирателями. А сама программа в развернутом виде интересует малое число зрителей. Достучаться до них посредством "говорящей головы" практические невозможно". Работавший в 2001 г. в штабе "единого" Александр Добровольский считает, что проблема не в формате телеобращения, а в том, как эта затея трансформировалась в белорусских условиях: "Кандидату давали выступить только сидя перед камерой. Ни разбить время на куски, ни врезать клипы, ни дать возможность выступить еще кому-то в поддержку - такой возможности не было. Вся затея изначально была ориентирована на то, чтобы выступление было неинтересно зрителю".
Маловероятно, что в 2006 г. у оппозиционных конкурентов появится больше прав в эфире, а потому играть придется по правилам власти, пытаясь найти в предложенном формате выхода в эфир некие перспективные для альтернативных претендентов повороты.
По мнению Добровольского, отвечающего в штабе Александра Милинкевича за идеологию, перспектива получить для разъяснения позиций "единого" всего один час на радио и один час на ТВ за всю кампанию - "это издевательство не над кандидатом, а над избирателем, которого просто лишают информации. Было бы правильно и честно организовать дебаты по проблемам, которые волнуют простых людей. Пусть бы избиратели посмотрели, в чем разница между кандидатами, но я боюсь, что Лукашенко просто не пойдет на открытую дискуссию".
Теледебатов с участием кандидатов на пост президента в РБ не было с 1994 г., когда Лукашенко по итогам опрометчиво организованной Вячеславом Кебичем встречи в эфире выиграл выборы. А потому штабам претендентов надо готовить свои телеобращения и заниматься тем, чем, по крайней мере, двое из них - Александр Милинкевич и Александр Козулин - уже занялись - общением с избирателями на местах, как если бы никакого ТВ и радио в Беларуси просто не было.
Родион РАСКОЛЬНИКОВ
Разделы
- TAM.BY — поиск компаний и услуг
- hoster.by — хостинг и регистрация доменов
- Rebenok.by — энциклопедия для родителей
- Ты можешь им помочь — благотворительность
- tutby.com — реклама на TUT.BY