Наблюдателям будет дана возможность реально обозревать процесс подсчета голосов. Об этом заявила сегодня председатель ЦИК Беларуси Лидия Ермошина на заседании Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, передает корреспондент БЕЛТА.

На заседании Центризбирком рассматривал 6 проектов постановлений, которые разработаны и предложены для принятия группой граждан, в числе которых потенциальные кандидаты в президенты.

Одно из предложений касалось прав наблюдателей видеть и участвовать в процессе подсчета голосов. Лидия Ермошина пояснила, что некоторые предложения Центризбирком не может принять, так как не уполномочен расширять либо иным образом регламентировать круг прав и обязанностей наблюдателей. Все это прописано в избирательном законодательстве, и для внесения изменений в него требуется решение законодательной власти. Центризбирком вправе только разъяснять процедурные вопросы деятельности наблюдателей. Руководитель ЦИК также отметила, что основные аспекты работы наблюдателей уже прописаны в методических разъяснениях о работе избирательных комиссий. Там зафиксировано, что наблюдателям нужно давать реальную возможность осуществлять наблюдение. Однако если отдельные граждане считают такую формулировку недостаточной, то Центризбирком готов согласиться с их предложением и внести поправки в методические разъяснения. Так, члены ЦИК проголосовали за то, чтобы в методических разъяснениях было зафиксировано, что "при подсчете голосов избирателей в комиссиях наблюдателям должны быть предоставлены реальные возможности осуществлять наблюдение в условиях, обеспечивающих обозримость процедуры подсчета бюллетеней". По предложению группы граждан эта норма взята из Конвенции о стандартах свободных и справедливых выборов государств - участников СНГ.

Члены Центризбиркома посчитали также целесообразным предложение упростить порядок направления наблюдателей от партий и объединений на участки для голосования и в комиссии. Теперь партии и организации, даже не имеющие низовых структур на местах, могут направлять наблюдателей в избирательные комиссии любых уровней, а также на участки для голосования.

Остальные предложения члены Центризбиркома сочли нецелесообразными либо превышающими полномочия Центризбиркома. Например, это касается предоставления политическим партиям приоритета при формировании состава избирательных комиссий. Отдельные политические лидеры пытались убедить членов ЦИК, что партии якобы являются главным субъектом избирательного процесса. Однако секретарь ЦИК Николай Лозовик на это утверждение заметил, что главным субъектом избирательного процесса являются не партии, а избиратели, а главная цель партий - отстаивать интересы определенных слоев общества и бороться за власть. К тому же, по оценкам БДИПЧ ОБСЕ, структура политических партий в Беларуси является слаборазвитой, а сами партии "являются инструментом продвижения интересов" отдельных политических лидеров. Предложение предоставить приоритет партийцам, по мнению ЦИК, выходит за рамки Избирательного кодекса и по сути требует корректировки недавно принятой нормы о том, что не менее одной трети состава избиркомов должно формироваться из представителей партий и общественных объединений.

Николай Лозовик также подчеркнул, что во время нынешней избирательной кампании число партийцев в составе избиркомов значительно увеличилось по сравнению с выборами 2006 года. Если в 2006-м их было только 122, то в 2010-м - 1769, или в 14,5 раза больше. Представителей оппозиционных партий в составе участковых комиссий на прошлых президентских выборах почти не было, а сейчас их 183. Обращаясь к политическим лидерам, секретарь ЦИК сказал: "Возможно, вы хотели бы больше. Но прогресс очевиден. Давайте содействовать прогрессу дальше, не нарушая равноправия".

В качестве примера на заседании прозвучала информация о формировании участковых комиссий в Гомельской области. В этом регионе зарегистрировано 9 политических партий, в составе которых около 8,2 тыс. человек, и более 76 общественных объединений, в составе которых несколько миллионов человек. На 13 мест в Гомельской областной избирательной комиссии претендовали 79 человек, в том числе 6 от политических партий. Трое из них включены в состав комиссии. Этого вполне достаточно, если учесть, что политические партии насчитывают от нескольких сот до нескольких тысяч сторонников, а общественные объединения и трудовые коллективы значительно превосходят по численности.

Центризбирком отклонил предложение о предоставлении права кандидатам участвовать во встречах и мероприятиях, организованных другим кандидатом, посчитав, что это вызовет массу сложностей на практике, а также нарушит баланс интересов избирателей и кандидатов. Кроме того, члены ЦИК отклонили предложение о дополнительных требованиях к бюллетеням для голосования, а также об отдельных аспектах использования СМИ для агитации. Однако обсуждение вопроса о том, чтобы проводить теледебаты кандидатов не в записи, а в прямом эфире на время отложено. Центризбирком посчитал необходимым учесть мнение Национальной телерадиокомпании по данному вопросу и ожидает от нее ответа.

Таким образом, ЦИК частично удовлетворил предложения группы граждан о разъяснении отдельных положений избирательного законодательства. 

Инфографика: Вадим Шмыгов, БелаПАН



ЦИК: Копии подписных листов не будут учтены при окончательном подсчете подписей за кандидатов 

Копии подписных листов не будут учтены при окончательном подсчете подписей за выдвижение кандидатов на пост президента Беларуси. Об этом заявила сегодня представитель ЦИК Беларуси Надежда Киселева на заседании Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, передает корреспондент БЕЛТА.

Надежда Киселева подчеркнула, что в этом вопросе нужно строго руководствоваться законом. Предоставление копий - это нарушение, а совсем не подтверждение того, что подписи собраны.

Избирательным комиссиям на местах необходимо определить подписные листы, которые вызывают сомнение, и направить их в органы внутренних дел для проведения технико-криминалистических исследований. По результатам этих экспертиз будет точно определено, какие листы - копии. Их исключат из общего числа. Таким образом, итоги будут подведены без учета копий.

В свою очередь председатель ЦИК Лидия Ермошина отметила, что уже сейчас известно, что практически каждый претендент в кандидаты потерял по несколько тысяч подписей. Более того, по данным ЦИК, у кандидата Провальского только около 700 подлинных подписей, а остальное - копии.

Секретарь ЦИК Николай Лозовик сообщил, что в регионах пройдут тренинги для избиркомов. На них будут смоделированы выборы. Например, представители комиссий смоделируют досрочное голосование. Можно будет, в частности, "проиграть" различные конфликтные ситуации. "Главное - сориентировать, как честно и демократично проводить досрочное голосование", - подчеркнул Николай Лозовик и добавил, что то же самое относится к другим этапам выборов. Планируется провести такие тренинги во всех районах, городах областного подчинения до 10 декабря, то есть до начала досрочного голосования. Центризбирком попросил органы местной власти оказать содействие в проведении тренингов. Как пояснила журналистам Лидия Ермошина, тренинги проводятся по пожеланию ОБСЕ. Кроме того, они позволят членам комиссий лучше уяснить порядок проведения выборов.

Также сегодня на заседании была озвучена информация о порядке формирования личных фондов кандидатов. Они могут пополняться из трех источников: собственные средства кандидатов - до 50 базовых величин (на данный момент это Br1,750 млн), добровольные пожертвования граждан Беларуси - до 10 базовых величин (Br350 тыс.), пожертвования от юрлиц - не более 30 базовых величин (Br1,05 млн). При этом последние могут перечисляться только по безналу. В целом фонд кандидата не должен будет превышать Br105 млн. Специальные счета будут открываться в Беларусбанке.

Кандидаты будут вправе назначать своих представителей по финансовым вопросам. Этих людей будут регистрировать в Центризбиркоме. Средства из фондов можно будет тратить на покупку эфира и печатной площади в СМИ, транспортные расходы, печать агитационных материалов, аренду помещения, приобретение канцелярских товаров и другие цели, связанные с проведением избирательной кампании. Контроль за расходованием будет осуществлять ЦИК. При этом кандидаты должны будут предоставить первые отчеты с 4 по 8 декабря, а итоговые - не позднее 23 декабря.

{banner_819}{banner_825}
-20%
-11%
-15%
-10%
-30%
-99%
-50%