147 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  2. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  3. Опубликована свежая статистика Минздрава по COVID-19
  4. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  5. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  6. Какой уровень холестерина в крови небезопасен и чем он грозит? Врач отвечает на частый вопрос
  7. «Вы будете петь вместе с ангелами, и твой голос будет звучать, как всегда, ярко». В Минске простились с Леонидом Борткевичем
  8. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  9. Церковь «Новая Жизнь» просят выплатить 170 тысяч долларов. В ЖРЭО объяснили, откуда такие цифры
  10. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  11. США ввели новые санкции против России и высылают 10 российских дипломатов
  12. «Мне говорили: «Лучше бы ты мужа нашла и варила ему борщи!». История молодой трактористки Наташи
  13. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  14. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  15. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  16. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  17. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  18. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  19. Правительство запретило вывоз из Беларуси пшеницы, гречихи, кукурузы и других злаков
  20. Глава Нацбанка прокомментировал слухи о своей отставке
  21. Как не перепутать грипп с простудой и коронавирусом, рассказывает врач
  22. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  23. Суды и протесты, созвон Лукашенко и Путина, похороны Борткевича. Что происходило в Беларуси 15 апреля
  24. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  25. Конституционная комиссия предлагает дать право голоса белорусам от 20 до 70 лет
  26. Посольство США в Беларуси прокомментировало задержание Юрия Зенковича
  27. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  28. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  29. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  30. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками


Кадровый рынок живет по тем же законам, что и любой другой. Для Беларуси последние три года все более четко определяется тенденция к дефициту квалифицированных кадров. На первый взгляд, мысль банальная. Но на деле это оказывает серьезное влияние не только на рост уровня заработных плат, но и на поведение кандидатов, их отношение с работодателями. Подавляющее большинство кандидатов не столько ищут работу, сколько ждут более интересных предложений. Это делает их более требовательными и избирательными. Конечно, внутри отдельных сегментов соотношения между спросом и предложением разные.

Лидеры спроса

По данным на конец 2007 года, тройка самых востребованных должностей (доля количества вакансий в общем объеме спроса) выглядит следующим образом:

1. специалисты в оптовой торговле (18%);
2. IT-специалисты (14%);
3. бухгалтера (12%).

Специалисты по продажам традиционно входят в тройку самых востребованных профессий. Однако если еще пять-шесть лет назад достаточно было иметь автомобиль и быть коммуникабельным человеком, чтобы претендовать на эту работу, то сегодня все сложнее. Минимальный уровень требований включает в себя высшее образование (и нередко профильное, соответствующее продукту компании), стаж в продажах, навыки и теоретическую подготовку в области технологии продаж, знание конкурентов и т. д. Наличием базы данных клиентов сегодня никого не удивишь. Многие работодатели досыта хлебнули проблем, когда бывшие сотрудники перетягивали клиентуру. Во многом это стало причиной того, что активизировался спрос на программистов и специалистов в области информационных технологий. Под давлением угрозы потери информации о клиентах и сделках руководители всерьез задумались о создании электронных баз данных, разделении доступа и т. д. Вторая причина, по которой спрос на IT-специалистов растет, - необходимость оптимизировать, а значит, автоматизировать внутренние процессы. Бизнес растет, усложняются процессы взаимодействия, сбора и анализа информации, растет объем работы как таковой. Все большие сферы покрывает и программный продукт - от участка бухгалтерии к системе управления компанией, которая охватывает планирование поставок, отношения с клиентами, управление персоналом и др. Наиболее активным спросом пользуются программисты - специалисты в 1С.

В связи с ростом бизнеса увеличивается и количество рабочих мест в бухгалтерии - третья позиция в списке лидеров. Если еще пять лет назад типичная бухгалтерия среднестатистического предприятия состояла из трех сотрудников, то сегодня их пять-шесть. Спасает то, что пока бухгалтеров хватает на всех.

Лидеры "перепроизводства"

Среди тех профессий, в которых предложение превышает спрос, свои лидеры:

1. юристы, адвокаты, нотариусы;
2. специалисты в области дизайна, издательства, полиграфии;
3. секретари.

Но даже избыток кандидатов на эти должности не означает, что подобрать нужного сотрудника легко. Кто искал, тот знает, как трудно найти хорошего секретаря или грамотного юриста. Но такое положение вещей сказывается на отсутствии роста заработных плат.

Новые профессии

Сравнительно новыми, поскольку спрос на них формировался лишь последние 5-6 лет, можно назвать следующие профессии:

1. маркетолог;
2. логист;
3. бренд-менеджер.

Интрига, связанная с этой категорией должностей, заключается в том, что ни представители этих профессий, ни сами работодатели до последнего времени четко не понимали их функционал и требования к результату. Несколько лет ушло на то, чтобы определиться в понятиях, сформулировать критерии оценки профессионального уровня, описать функционал и роль в компании, но главное, приступить к формированию базы для подготовки этих специалистов. И эти процессы еще не завершены. Первый выпуск маркетологов состоялся в 2000 году (БГЭУ), в ближайшем будущем готовится первый выпуск логистов. Пока брешь в подготовке этих кадров восполняют краткосрочные и среднесрочные программы дополнительного образования (курсы, семинары). А спрос стабильно растет. В борьбе за профессионалов в области логистики или маркетинга работодатели вступают в опасную игру "кто перекупит" и взвинчивают уровень заработных плат. Проблема заключается в том, что это развивает у кандидатов непомерный аппетит, зачастую не соответствующий их профессионализму.

Рабочие

Мы еще не достигли дна той ямы, которая приходится на эту прослойку кадрового рынка. Период массового исхода рабочего класса в челноки и предприниматели уже прошел, но его последствия еще долго будут сказываться. Среди рабочих практически отсутствуют люди среднего возраста. В основном работают либо 40-летние, либо те, кому до 25. Проблема алкоголизма еще больше сужает круг достойных представителей этой профессии, проблема низкого профессионального уровня делает ситуацию по некоторым специализациям катастрофической. Неизбежно это сказалось на уровне заработных плат. Если на Минском подшипниковом заводе заработная плата слесаря 6-го разряда при приеме на работу составляет 1,5 млн рублей, что говорить о коммерческих предприятиях? Проблема дефицита рабочего персонала в условиях роста количества производственных предприятий и расширения уже существующих - одна из самых острых на кадровом рынке.

ТОПы

Количество управленческих должностей в компаниях увеличивается с каждым годом. Это касается не только среднего, но и высшего управленческого звена. Практически в любой компании вы сегодня найдете директора по маркетингу, директора по финансам (а иногда и отдельно директора по экономике), директора по продажам (он же коммерческий), директора по производству и т. д. Еще семь лет назад компаниям было достаточно одного директора… Спрос растет, потому что есть потребность делегировать отдельные функциональные блоки, есть потребность повышать управляемость бизнеса, в котором с каждым годом растет численность рядового персонала, есть потребность с помощью более квалифицированных в каждой области руководителей принимать более грамотные управленческие решения. В достижении идеала при формировании управленческой команды есть два объективных препятствия и сотни субъективных, которые зависят от конкретных случаев.

Первое препятствие - это управленческая незрелость. Объективно история нашего частного бизнеса насчитывает 15-18 лет, причем часть этого периода ушла на дикое время накопления капитала. Более-менее цивилизованным управление предприятием стало, по разным оценкам, только в последние 5-8 лет. Собственники прошли отличную школу менеджмента на практике, в рамках одного бизнеса. А вот наемные руководители в большинстве своем имеют за плечами быстрый карьерный взлет, сменив за 5-10 лет не только несколько разных должностей, но и несколько компаний. Многие из них успели сформироваться только как специалисты, но не как руководители. Много начинаний, но мало результатов. Общий цикл от адаптации до появления стабильных результатов в масштабах компании занимает минимум 5 лет. А по статистике средний срок работы руководителей в одной компании исчисляется 2-3 годами. Такие вещи, как культура управления, стратегическое планирование, управленческая ответственность и т. п., находятся вообще вне сознания многих "скороспелых" руководителей. Это нормально. Есть вещи, на которые нужно время.

Второе препятствие - отсутствие хорошего образования в области управления. Даже те, кто получает диплом менеджера, не могут похвастаться подготовкой к роли руководителя. А многие вообще не имеют никакого образования в этой области. Вряд ли кто-то допустит к себе хирурга без соответствующего образования и многолетней практики. Но в бизнесе собственникам нередко приходится допускать к управлению компанией или ее частью человека без должной подготовки, потому что поиск "готового" управленца может затянуться на неопределенный срок. Единственная альтернатива - растить, выступать в качестве наставника, отправлять на управленческие семинары и тренинги, долгосрочные программы, где в группе себе подобных (управленцев) можно получить образование, ориентированное на практику, учитывающее менталитет и особенности нашего общества. Говорят, теория - это хорошо структурированная практика. Но ее нужно активно добывать, непрерывно наращивая "мускулатуру" управленческих навыков: как ставить задачи, как давать обратную связь, какой вид контроля использовать, как управлять конфликтами в подразделении, как мотивировать и т. п. Можно учиться и на своих ошибках, но долго и дорого.

С руководителями среднего звена ситуация не лучше. Амбициозных специалистов, которые чувствуют в себе силы и способности к руководящей работе, - много. Но редко в какой компании созданы условия для формирования управленческих компетенций. Проблема заключается в том, что рост амбиций по заработной плате нередко опережает профессиональный рост. Компания, которая не может опереться на свое среднее управленческое звено, быстро теряет маневренность и скорость. Не зря Россия переживает "бум" формирования кадрового резерва и корпоративных университетов. Вчерашние руководители подразделений стали топами, а на их место нет достойной смены.

Резюме

Ситуация на кадровом рынке РБ характеризуется дефицитом квалифицированных кадров. Многие компании уже сегодня активно интегрируются с вузами, занимаясь подготовкой нужных кадров еще со 2-3 курсов. Привлекательность компании на кадровом рынке складывается из условий найма и имиджа. Технологии PR сегодня актуальны не только для потенциальных клиентов, но и для потенциальных кандидатов. Способность привлекать, развивать и удерживать нужные кадры становится актуальной потребностью любой компании. Чем раньше руководство компании осознает это и приложит целенаправленные усилия в этой области, тем в меньшей степени почувствует последствия кадрового голода.

Вероника КОППЕК
-30%
-30%
-15%
-22%
-10%
-10%
-25%
-20%
-20%
-20%